Перечисленные в названиивиды простого категорического силлогизма обусловлены потребностью нашего мышления в лаконичных формах выражения идей и оптимизации средств их достижения. Повседневное мышление отличается мудрой экономией в выборе логических средств, что объясняет столь высокую жизнеспособность сокращенных и сложносокращенных силлогизмов.
Сокращенные силлогизмы образуются в результате пропуска одного из элементов умозаключения, сложные – состоят из нескольких взаимосвязанных умозаключений, а сложносокращенные обладают чертами первых и вторых.
Энтимема – сокращенное умозаключение, в котором пропущена либо одна из посылок, либо само заключение.
Схематически энтимемы можно представить так:
……. M – P M – P
S – M …….. S – M
S – P S – P ……..
Пример энтимемы:
«Время непросто познать, так как знакомое каждому еще не означает простое для познания». В приведенном силлогизме, построенном по первой фигуре, пропущена меньшая посылка «Время знакомо каждому». Исходное умозаключение, послужившее фундаментом для выбранной энтимемы, выглядит следующим образом:
|
|
Знакомое каждому еще не означает простое для познания.
Время знакомо каждому.
Время непросто познать.
Эпихейрема – сложносокращенное умозаключение, в котором посылками выступают энтимемы.
Пример эпихейремы, основанной на размышлениях Канта о сущности игры:
Любая творчески-созидательная активность воссоздает целостную природу человека, так как является свободной деятельностью.
Игра воображения и рассудка является творчески-созидательной активностью,поскольку относится к игре душевных сил.
Игра воображения и рассудка воссоздает целостную природу человека.
Восстановим энтимемы, служащие посылками данного умозаключения:
1.Любая свободная деятельность воссоздает целостную природу человека.
Любая творчески-созидательная активность является свободной деятельностью.
Любая творчески-созидательная активность воссоздает целостную природу человека.
2. Любая игра душевных сил является творчески-созидательной активностью.
Игра воображения и рассудка является игрой душевных сил.
Игра воображения и рассудка является творчески-созидательной активностью.
Полисиллогизм (сложный силлогизм) – это цепочка силлогизмов, в которой заключение одного силлогизма является одновременно посылкой для следующего силлогизма. В полисиллогизме различают про силлогизм (предшествующий силлогизм) и эпи силлогизм (последующий силлогизм).
Существуют два основных типа полисиллогизмов: прогрессивные и регрессивные. Раскроем их специфику при помощи схемы и примеров.
|
|
В прогрессивном силлогизме осуществляется переход от общих понятий к менее общим за счет того, что заключение одного силлогизма становится большей посылкой другого. Иными словами, объем фигурирующих в силлогизме понятий все время уменьшается. Проиллюстрируем на примере:
Искусство говорит на языке сердца. A – P
Музыкальные произведения – произведения искусства. B – A
Музыкальные произведения говорят на языке сердца. B – P
Скрипичные пьесы – музыкальные произведения. C – B
Скрипичные пьесы говорят на языке сердца. C – P
Некоторые сонаты Баха – скрипичные пьесы. S – C
Некоторые сонаты Баха говорят на языке сердца. S – P
Схема вышеприведенного полисиллогизма такова:
А – Р B – P C – P
В – А C – B S – C
В – Р C – P S – P
Проанализируем выбранный нами прогрессивный полисиллогизм. Он образован тремя простыми категорическими силлогизмами. Заключение первого силлогизма В – Р становится большей посылкой для второго силлогизма, а заключение второго силлогизма С – Р, в свою очередь, превращается в большую посылку для третьего силлогизма. Причем объем понятия А («искусство»), с которого начинается умозаключение, постепенно уменьшается, достигая своего предела в субъекте заключения S («сонаты Баха»).
Регрессивный полисиллогизм отличается от прогрессивного тем, что вывод просиллогизма становится меньшей посылкой эписиллогизма, а объем участвующих в умозаключении понятий все время увеличивается. Схема регрессивного полисиллогизма сложнее, чем прогрессивного, так как вывод-посылку требуется все время переставлять. Запись можно упростить, если ставить на первое место меньшую посылку, а большую записывать после меньшей. Рассмотрим оба варианта.
Любое чувство есть способность души. М есть А
Любовь – это чувство. S есть М
S есть А(вывод-1)
Каждая способность души развивает человека. А есть В
Любовь – это способность души. S есть А(<я посылка)
S есть B (вывод-2)
То, что развивает человека, созидает мир. В есть Р
Любовь развивает человека. S есть В (<я посылка)
Любовь созидает мир. S есть Р
Если поменять местами большую и меньшую посылки, то запись видоизменится и схема упростится; сам же силлогизм станет напоминать по структуре четвертую фигуру:
Любовь – это чувство. S – M
Любое чувство есть способность души. M – A
Любовь – это способность души. S – A
Каждая способность души развивает человека. A – B
Любовь развивает человека. S – B
То, что развивает человека, созидает мир. B – P
Любовь созидает мир. S – P
Сорит – это сокращенный полисиллогизм, в котором пропущены промежуточные выводы. В зависимости от роли промежуточных выводов в контексте полисиллогизма (вывод просиллогизма может стать как большей, так и меньшей посылкой для эписиллогизма) различают два типа соритов: гоклениевский и аристотелевский.
Гоклениевский (прогрессивный) сорит, названный в честь марбургского профессора Р.Гоклена (1547-1628), – это такой полисиллогизм, в котором пропущены выводы просиллогизмов, выступающие одновременно большими посылками эписиллогизмов. Пример:
То, что участвует в повседневной жизни, формирует человека. А – Р
СМИ участвуют в повседневной жизни. В – А
[B – P]
Реклама относится к СМИ. С – В
[ C – P]
Слоган «Берегите удовольствие!» является рекламой. S – C
Слоган «Берегите удовольствие!» формирует человека. S – P
Аристотелевский сорит – это полисиллогизм, в котором пропущены выводы просиллогизмов, выполняющие функцию меньших посылок эписиллогизмов. Пример аристотелевского сорита:
«Пир» – диалог Платона. S – M
Диалоги Платона – произведения античной мысли. M – A
[S – A]
Произведения античной мысли – философские произведения. A – B
[ S – B]
Философские произведения возвращают человека к самому себе. B – P
|
|
«Пир» возвращает человека к самому себе. S – P
Практика.
Контрольная работа по теме «Силлогизмы со сложными суждениями. Сложные, сокращенные и сложносокращенные силлогизмы:
1) Каковы три типа силлогизмов со сложными суждениями?
2) В чем отличие между modus ponens и modus tollens?
3) Составьте свой пример конструктивной и деструктивной дилеммы.
4) Восстановите энтимему: «Голос красоты проникает только в самые чуткие души, так как он говорит тихо».
5) Какая посылка пропущена в следующей энтимеме: «Сократ способен управлять своими аффектами, поскольку он философ»?
6) Восстановите эпихейрему:
«То, что углубляет, делает мудрее, так как побуждает к философии.
Страдание углубляет, поскольку спрашивает о причине.
Страдание делает мудрее».
ГЛОССАРИЙ
Аналитика – аристотелевское учение, состоящее в анализе суждений и умозаключений.
Антецедент – суждение, начинающееся со слова «если» и предшествующее консеквенту в импликативном суждении.
Апория – неразрешимое противоречие.
Деление – логическая операция, раскрывающая объем родового понятия через указание всех его видов.
Дефиниция – краткое определение понятия, отражающее существенные признаки предмета или явления.
Дизъюнкция – логический союз, участвующий в образовании разделительного суждения; если дизъюнкция слабая (V), то сформированное ей сложное суждение ложно только тогда, когда ложны все входящие в него элементы; в случае же сильной дизъюнкции (≠) соответствующее ей разделительное суждение истинно только тогда, когда истинен лишь один из входящих в него элементов.
Дилемма (гр. dilemma < di(s) дважды + lemma посылка) – 1) умозаключение, первая посылка которого – условное суждение, а вторая посылка – разделительное суждение; 2) необходимость выбора из двух (обычно нежелательных) возможностей.
Дихотомия – последовательное деление целого на две части, затем каждой части снова на две и т.д.
Импликация – логический союз, с помощью которого создается условное суждение, являющееся ложным в том и только в том случае, когда антецедент истинен, а консеквент ложен.
|
|
Консеквент – суждение, следующее за антецедентом, обычно предваряемое союзом «то», в сложном импликативном суждении.
Конъюнкция – логический союз (&), при помощи которого образуется соединительное суждение, являющееся истинным в одном-единственном случае: когда истинны все входящие в него элементы.
Лемма – вспомогательное утверждение, необходимое в цепи логических умозаключений для доказательства некоторой теоремы.
Логика – наука о формах и законах правильного мышления, необходимых для рационального познания.
Модус – разновидность простого категорического силлогизма, отличающаяся качественной и количественной характеристикой посылок.
Обращение – логическая операция, меняющая субъект и предикат местами без изменения качества исходного суждения.
Определение – логическая операция, раскрывающая содержание понятия путем анализа его видовых и родовых характеристик.
Органон – 1) метод; 2)название собрания логических исследований Аристотеля; «Новый органон» – сочинение английского философа Ф.Бэкона (1561-1626), в котором основатель эмпиризма противопоставляет свою индуктивную логику дедуктивной логике Стагирита.
Понятие – мысль о предмете, выражающая его существенные признаки в форме слова или словосочетания.
Превращение – логическая операция с двойным отрицанием, состоящая в преобразовании исходного суждения в противоположное.
Предикат – логическое сказуемое или та часть суждения, которая характеризует предмет мысли.
Пропедевтика – введение в какую-либо науку.
Риторика – теория и искусство красноречия.
Силлогизм – умозаключение, состоящее из двух посылок и вывода.
Сорит –
Софизм – ложное по существу, но кажущееся правильным по форме умозаключение, основанное на сознательном нарушении законов логики.
Субъект – логическое подлежащее или тот предмет мысли, который подлежит рассмотрению в данном суждении.
Суждение – логическая связь двух и более понятий, выраженная повествовательным предложением и являющаяся либо истинной, либо ложной.
Тождество – равенство или полное сходство.
Эквиваленция – логический союз, участвующий в формировании сложного суждения, истинностные значения которого таковы: когда входящие в эквиваленцию суждения либо одновременно истинны, либо одновременно ложны, образованное ими сложное суждение истинно, в остальных случаях эквиваленция ложна.