Онтология | Коммуникация | Гносеология | ||
Мир | Язык | Знание |
Для гносеологии позитивистов характерен эмпиризм, основанный на принципах редукционизма (сведения теоретического знания к эмпирическому) и верификации (утверждение, что истинность знания можно доказать путем эмпирической проверки, то есть сведения любого теоретического положения к высказываниям о фактах).
Неопозитивизм, сознательно ограничив круг философских проблем, сконцентрировав все внимание на методологии науки, внес большой вклад в развитие логики, математики, информатики. Лингвистики и других конкретных наук.
Экзистенциализм
Экзистенциализм (от existentia - существование) – философия существования – иррационалистическое направление в современной философии. Родиной экзистенциальных идей считается Россия – Федор Достоевский, Лев Шестов, Николай Бердяев. После мировой войны экзистенциализм развивается в Германии – М. Хайдгер, К. Ясперс, М. Бубер; и после Второй Мировой Войны классические формы приобретают в сочинениях французов – Ж.П. Сартр, Г. Марсель. А. Камю.
|
|
Что отличает философию экзистенциализма?
Поворот к человеку.
“Много писали оправданий бога
Но наступает пора писать оправдание человека -
антроподицеею”.
Н. Бердяев
“Главная проблема философии - это проблема
самоубийства”.
А. Камю
“Существование человека - вот первая проблема
философии”
Э. Мунье
Особенность экзистенциального подхода к человеку заключается в том, что изучается не человек вообще (человеческий род), а конкретный единичный живой человек трагичность существования человека в том, что он всегда чем-то поглощался какой-то тотальностью - родом, государством, церковью; в XX веке человек поглощается технической цивилизацией, которая ведет с собой обезличивание связей, мировые формы и катастрофы. Отсюда идея конечности, абсурдности человеческого бытия, его потерянность в этом мире и пессимистическая окраска всей экзистенциальной философии. Например, существом экзистенции называется, рождение, смерть, судьба, любовь, отчаяние, раскаяние, модусами существования: забота, страх, решимость, совесть, вера, ненависть, тоска. Одна из центральных проблем в философии экзистенциализма - проблема жизни и смерти. Угроза смерти, конечности бытия человека заставляют его задуматься о смысле жизни, повернуться от быта, от повседневности к самому бытию, экзистенции.
2. Трактовка свободы вытекает из понимания сути человеческого бытия. Свобода это существо экзистенции. Это проявляется в том, что человек сам творит, создает себя. Ж.П. Сартр по этому поводу пишет: “...Человек - существо, которое устремлено к будущему и сознает, что оно проецирует себя в будущее. Человек - это, прежде всего проект, который переживается субъективно, а не мох, не плесень, и не цветная капуста”[110]. У человека существование предшествует сущности; он сначала существует, а потом обретает свою сущность. Но если это так, то человек полностью ответственен за то, что он есть Экзистенциализм, - говорит Сартр, - отдает каждому человеку на владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование. Человек осужден быть свободным.
|
|
3. Иррационализм. Иррациональные способы постижения действительности. Существование (экзистенция) - это внутреннее, субъективное бытие человека; оно не поддается рациональному познанию, и единственный способ постигнуть его состоит в том, чтобы его пережить и описать так, как оно открывается в непосредственном переживании внутреннему чувству. Познание как переживание бытия. Отсюда особенности стиля экзистенциалистов: литературно-художественный стиль; роман, эссе, миф. Если неопозитивизм повлиял на развитие науки в XX веке, то экзистенциализм - на искусство (театр, литература), сформулировал оригинальную эстетику экзистенциального искусства, для которого характерен тонкий психологизм. Глубокое проникновение во внутренний мир личности.