Первая и вторая глобальные революции в естествознании протекали как формирование и развитие классической науки и ее стиля мышления

q Третья глобальная научная революция была связана с преобразованием классического стиля и становлением нового, неклассического естествознания в период с к. XIX до сер. XX вв.

В эту эпоху происходит своеобразная цепная реакция революционных перемен в различных областях знания: в физике (открытие делимости атома, становление релятивистской и квантовой теории), в космологии (концепция нестационарной Вселенной), в химии (квантовая химия), в биологии (становление генетики). Возникает кибернетика и теория систем, сыгравшие важнейшую роль в развитии современной научной картины мира.

qОтказ от прямолинейного онтологизма и пониманием относительной

истинности теорий и картины природы.

qВ противовес идеалу единственно истинной теории, допускается истинность нескольких отличающихся друг от друга конкретных теоретических описаний одной и той же реальности, поскольку в каждом из них может содержаться момент объективно-истинного знания.

qИзменяются идеалы и нормы доказательности и обоснования знания.

qПроизошло расширение поля исследуемых объектов. Произошло открытие специфики законов микро-, макро- и мега-мира в физике и космологии, интенсивное исследование механизмов наследственности и т.д. Тем самым создавались предпосылки для построения целостной картины природы, в которой прослеживалась иерархическая организованность Вселенной как сложного динамического единства.

Все эти радикальные сдвиги в представлениях о мире и процедурах его исследования сопровождались формированием новых философских оснований науки:

qИдея исторической изменчивости научного знания, относительной истинности вырабатываемых в науке онтологических принципов соединялась с новыми представлениями об активности субъекта познания.

qВозникает понимание того обстоятельства, что ответы природы на на-ши вопросы определяются не только устройством самой природы, но и способом нашей постановки вопросов, который зависит от исторического развития средств и методов познавательной деятельности. На этой основе вырастало новое понимание категорий истины, объективности, факта, теории, объяснения и т.п.

В современную эпоху, в последнюю треть нашего столетия мы являемся свидетелями новых радикальных изменений в основаниях науки. Эти изменения можно охарактеризовать как четвертую глобальную научную революцию, в ходе которой рождается новая постнеклассическая наука.

Интенсивное применение научных знаний практически во всех сферах социальной жизни, изменение самого характера научной деятельности:

q революция в средствах хранения и получения знаний (компьютеризация науки, появление сложных и дорогостоящих приборных комплексов, и т.д.)

qвыдвигаются междисциплинарные и проблемно-ориентированные формы исследовательской деятельности. Объектами междисциплинарных исследований становятся уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием (идея историзма) (биосфера, Метагалактика, Земля как система взаимодействия геологических, биологических и техногенных процессов, идея «Большого взрыва» и становления различных видов физических объектов в процессе исторического развития Метагалактики).

qИзменяются представления и о стратегиях эмпирического исследо-

вания. Эксперимент, основанный на энергетическом и силовом взаимодействии с такой системой, в принципе не позволит воспроизводить ее в одном и том же начальном состоянии. Поэтому для уникальных развивающихся систем требуется особая стратегия экспериментального исследования. Их эмпирический анализ осуществляется чаще всего методом вычислительного экс-перимента на ЭВМ.

qНаучное познание начинает рассматриваться в контексте социальных условий его бытия и его социальных последствий


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: