Два направления с разными задачами:
- предметом является эволюция органов познания и познавательных способностей (Лоренц, Фоллмер),
- эволюция как модель развития научного знания (Поппер) = эволюционная теория науки
Основные идеи:
1. Жизнь = процесс получения информации.
2. Живые существа обладают системой априорных (ВРОЖД) когнитивных структур.
3. Они формируются в процессе эволюции.
4. Адаптивность этих структур является свидетельством реалистичности получаемых с их помощью знаний.
Основоположник – австрийский этолог, Нобелевский лауреат Конрад Лоренц (1903-1989). «Гипотетический реализм».
Шел от Канта. Априорные структуры познания: «Если мы понимаем наш разум как функцию органа, то ответ на вопрос, каким образом формы его функции соответствовали реальному миру совсем прост: формы созерцания и категории, предшествующие любому индивидуальному опыту, приспособлены к внешнему миру по тем же причинам, по которым копыто лошади еще до ее рождения приспособлено к степной почве, а плавники рыбы приспособлены к воде еще до того, как она вылупится из икринки».
Отличие от Канта: эти априорные особенности не вечны, изменяются и не противостоят действительности (т.е. Кант не прав, что «разум предписывает природе законы»). Они формируются в процессе эволюции под воздействием действительности и поэтому могут ее адекватно постигать. Априорны для индивида, но апостериорны для вида.