Особенности искусства

Искусство, в отличие от других видов духовного производства, апеллирует больше не к разуму, а к чувствам. Оно хоть и воспроизводит существенные и порой скрытые стороны действительности, однако пытается делать это в чувственно-наглядной форме. Отсюда проистекают и основные особен-ности искусства как способа освоения мира:

- художественные образы, символы как главные средства воспроизведения эстетической реальности;

- «перевернутый» способ обобщения — общее в искусстве не абстрактно, а предельно конкретно (любой литературный герой есть ярко выраженная индивидуальность, но одновременно и общий тип, характер);

- признание фантазии, вымысла и одновременное требование «жизненной правды» от продуктов этой фантазии;

- Ведущая роль формы произведения искусства по отношению к содержанию и др.

Есть ли в искусстве прогресс? Весьма своеобразный характер имеет способ развития искусства ведь его прогрессивная направленость далеко не самоочевидна. Прямое наложение любой схемы исторического прогресса на историю искусств порождает лишь недоумение: неужели современная музыка «прогрессивнее» классической, современная живопись затмила живопись эпохи Возрождения, а литература превзошла гениев прошлого столетия? Любопытно, что подобные сравнения почему-то в основном бывают в пользу минувшего. Но, разумеется, сама постановка проблемы эстетического прогресса в таком виде не во всем корректна. Природу художественного гения, положим, во все времена можно считать одинаковой. Но эстетическая зрелость общества разная. Взрослые восхищаются наивной прелестью детей, но сами быть такими они уже не могут. В соответствии со своим историческим «возрастом» в разные эпохи искусство культивирует разные стороны человеческой жизни. При всем уважении к античным шедеврам никто не спешит заполнять их копиями наши площади и интерьеры.

Ныне своим основным достоинством и гордостью человечество при-

знало все-таки свой интеллект. Мощь и безграничные возможности разума человеческого стали доминантой, центром и эстетического освоения мира. Поэтому современное искусство стало в основе своей интеллектуальным, символическим, абстрактным. Наверное, это и есть развитие искусства, его прогресс? На протяжении веков постоянно нарастают сложность искусства, его жанровая и видовая дифференцированностъ, глубина эстетического постижения мира. При этом, конечно, эстетические ценности минувших эпох не отбрасываются, а во многом сохраняют свою привлекательность.

Наука и искусство.

q Они соперничают в открытиях: первое - в области тайн природы, второе - человеческой души.

q Мир науки может быть одним из многих объектов, к которым обращается искусство.

q Наука может сдвинуть с места гору Эверест, но она не может сделать хоть чуточку добрее человеческое сердце.

q Искусство это процесс, который нельзя назвать законченным.

q В науке ни одно исследование не завершено оно имеет смысл и ценность в ряду предшественников и последователей.

q Правила поведения человека. В прошлом веке носителем моральных ценностей являлось искусство. В нашем веке наука разделяет с искусством, это время. Современные взгляды на устройство Вселенной, и природу самого человека ставят жесткие выводы об ответственности людей за все живое на земле.

Наука и образование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: