Рекомендательный библиографический список

1. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. М., 1965. С. 86–91.

2. Гурвич П.Б. Основы обучения устной речи на языковых факультетах. М.: Просвещение, 1983. С. 48–54.

3. Колкер Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку. М., 2001. C. 176–181, 184–192, 203–207.

4. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1997. C. 148–152.

5. Пассов Е.И. Теоретические основы обучения иноязычному говорению. М., 1985.

6. Скалкин Л.В. Обучение монологическому высказыванию. Киев, 1983. С. 6–22.

8. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. М.: Просвещение. С. 164–185.

Тема Б. Обучение письму

Термин «письмо» в методике многозначен. Под письмом мы будем подразумевать деятельность, направленную на графическое фиксирование речи. Термином «письменная речь» мы будем пользоваться, подразумевая под ней выражение мыслей в письменной форме.

Цель семинара

– сформировать основные методические понятия по теме, ознакомить с требованиями школьной программы по развитию умений письма, научить формулировать задачи и составлять задания по письму.

Задачи

к концу семинара студенты будут знать:

– психологические, лингвистические и методические условия, влияющие на процесс формирования продуктивных навыков письма;

– особенности письменной речи;

– соотношение устной и письменной речи;

– особенности письма как вида речевой деятельности и средства обучения;

уметь:

– определять последовательность и этапность в процессе обучения письменной речи на различных этапах обучения;

– определять практическое назначение и место заданий;

– выбирать адекватные средства для исправления ошибок в письменной речи.

План семинара

1. Роль письма в процессе овладения иностранным языком.

2. Письмо как цель и средство обучения.

3. Содержание обучения письму.

Вопросы для обсуждения

1. Охарактеризуйте психологическую точку зрения на обучение письму. Существуют ли психологические различия между устной и письменной речью?

2. Сформулируйте основные психологические и лингвистические различия между говорением и письмом.

3. Какова роль внутренней речи при обучении письму?

4. Отличается ли позиция Э.П. Шубина на проблему автономности устной и письменной коммуникации от позиции психологов Б.В. Беляева и А.Р. Лурия?

5. Охарактеризуйте письмо как самостоятельный вид речевой деятельности и средство обучения.

6. В чем заключается этапность обучения письму? Как формируется обучение графике письма на начальном этапе обучения?

7. Почему обучение орфографии является одним из наиболее проблемных моментов в обучении письму? Приведите примеры наиболее типичных заданий по формированию орфографических навыков.

8. Как обучать различным формам записи? Почему данный этап является промежуточным? Проанализируйте графическую схему-опору

серии уроков по теме «Путешествие» (Соловова Е.Н. С. 205–206) и определите эффективность использования таких схем.

9. Выделите форматы письменных текстов, которые соответствуют требованиям к владению иностранным языком в области письма на старшем этапе обучения.

10. Охарактеризуйте формат и содержание контроля письменной речи в современных отечественных и международных экзаменах.

Объясните термины

Графика письма, орфография, письмо как самостоятельный вид речевой деятельности, письмо как средство обучения, коммуникативные виды письма, академические виды письма, письменная речь, техника письма, формальные письма, неформальные письма, учебное письмо, эталон, продуктивный вид РД, аспекты: оптический, акустический, моторный, прагматические тексты, ошибки: коммуникативно-значимые, незначимые, локальные, грамотности, по подержанию, глобальные, типичные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: