Коммуникативная структура группы - это совокупность позиций членов группы в системах информационных потоков, связываюших членов группы между собой и внешней средой, а также концентрация у них того или иного объема групповой информации.
Владение информацией – важный показатель положения члена группы.
Групповые процессы
Процесс группового давления.
Участники группы должны в той или иной степени разделять существующие групповые нормы.
Особенно остра эта проблема для нового члена группы, который должен принять или отвергнуть эти нормы.
Возможны:
- сознательное, свободное принятие норм
- вынужденное под угрозой санкций;
- демонстрация антагонизма по отношению к группе (Я не такой, как вы все);
- осознанное, свободное отвержение норм с учетом всех возможных последствий.
Феномен вынужденного принятия человеком норм группы и соответствующего поведения получил название конформизма.
Различают
- внешний конформизм, когда мнение группы принимается лишь внешне, без изменений собственных убеждений,
|
|
- и внутренний конформизм, когда человек действительно усваивает мнение большинства.
Психологи считают, что конформизм и уступчивость тесно связаны с самооценкой:
- люди с высокой самооценкой менее склонны уступать групповым требованиям
- и наоборот.
Также конформизм связан с размером группы:
- вероятность конформистского поведения возрастает при увеличении числа членов группы.
Наличие еще одного несогласного повышает субъективную приемлемость и
вероятность нонконформизма.
Обнаружено, что если человек обязан публично заявить о своем мнении, вероятность конформизма возрастает, при возможности отвечать письменно человек освобождается от опасений показаться странным или смешным перед членами группы.
Уровень конформизма также зависит от пола и возраста.
Женщины в целом более конформны, чем мужчины, а дети - более, чем взрослые.
Подростки склонны демонстрировать конформизм в обшении со сверстниками и негативизм в обшении со взрослыми. Конформизм зависит такжe от значимости для человека того или иного мнения и людей, его высказывающих.