«СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Направление подготовки: 030300.62 «Психология»
Профиль подготовки: «Психология»
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Пермь
ПГПУ
Рецензент:
(уч. степень, звание, должность, место работы, Ф.И.О)
Авторы-составители: доктор психол. наук, профессор, профессор кафедры теоретической и прикладной психологии
Дорфман Леонид Яковлевич;
кандидат психол. наук, доцент, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии
Таллибулина Марина Тимергалиевна
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социальная психология» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030300.62 – «Психология».
Дисциплина входит в профессиональный цикл,
относится к базовой части,
Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей, студентов, слушателей курсов на психологических факультетах.
Согласовано с деканом обучающего факультета:
|
|
Декан:____________________________________(Н.А. Кирилова)
Согласовано: Учебно-методическое управление: «___» __________________2012 г. ______________________________ | Рекомендовано кафедрой: Протокол № _______ «___» ________________2012 г. Зав. кафедрой _______________ |
Содержание
1. Цель изучения дисциплины:................................................................................. 3
2. Место дисциплины в структуре ООП:............................................................ 4
3. Требования к результатам освоения дисциплины:........................... 4
3.1. Принятая структура компетенций............................................................................... 4
4. Объем дисциплины...................................................................................................... 5
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы............................................................... 5
4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы....................................... 6
5. Содержание дисциплины....................................................................................... 7
5.1. Программа дисциплины................................................................................................. 7
5.2. Содержание семинарских и практических занятий................................................ 7
5.3. Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум)............................... 8
6. Формы и методы обучения.................................................................................... 8
7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов 8
7.1. Методические рекомендации........................................................................................ 8
7.2. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов........................ 9
7.3. План-график самостоятельной работы студентов................................................. 9
7.4. Тематика рефератов и методические рекомендации по их выполнению........... 9
8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины......................................................................................... 9
|
|
8.1. Основная литература.................................................................................................... 10
8.2. Дополнительная литература....................................................................................... 11
8.3. Учебно-методические материалы.............................................................................. 11
8.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы (Интернет-ресурсы) 11
8.5. Материально-техническое обеспечение:................................................................. 11
9. Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации................................................................................. 11
9.1. Содержание и формы проведения входного контроля.......................................... 11
9.2. Содержание и формы текущего контроля знаний.................................................. 12
9.3. Содержание и формы промежуточной аттестации................................................. 13
10. Глоссарий по курсу дисциплины................................................................. 13
1. Цель изучения дисциплины:
Роль курса «Социальная психология» в системе профессиональной подготовки студентов факультета психологии педагогического университета особенная и, может быть, даже центральная. Такое положение курса объясняется тем, что именно он дает в первую очередь общее представление, а затем последовательно конкретизирует различные аспекты, стороны, грани межличностных взаимодействий. Профессиональная деятельность будущего психолога протекает как раз в условиях межличностных взаимодействий, будь то общение, беседа, консультирование, психодиагностическое обследование или психологический тренинг.
Основная задача курса «Социальная психология» заключается в том, чтобы вооружить студентов знаниями в области социально-психологической теории, сложившимися в мировой и в отечественной психологической науке. Важное значение придается изложению альтернативных точек зрения, теорий и концепций. Показывается единство теории и эксперимента. У студентов формируется взгляд на мир людей как на «единство в многообразии». Люди ориентируются на разные картины мира (социоцентрическую, социодеятельностную, антропоцентрическую) и модели поведения, однако они взаимодополняют друг друга, а не находятся в отношениях борьбы друг с другом. Будущий психолог должен научиться принимать многообразие как данность и быть терпимым к человеческому разнообразию. Утверждение, таким образом, гуманистических позиций образует главный ценностный ориентир при чтении курса. Следующая задача, которая решается курсом «Социальная психология», направлена на приобретение студентами знаний и умений, необходимых для их профессиональной деятельности в качестве практических психологов в системе образования.
Таким образом, основные цели изучения дисциплины «Социальная психология» следующие:
– ознакомить студентов с основными положениями социальной психологии;
– сформировать профессиональную компетентность студентов в понимании и объяснении социально-психологических явлений;
– развить у студентов способность к социально–психологическому пониманию межличностных и профессиональных отношений, их специфики в педагогическом процессе;
– научить студентов диагностировать социально–психологические причины возникающих в социальных группах проблем;
– способствовать развитию у студентов способностей к сотрудничеству.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла (Б3.Б.9).
Для освоения дисциплины «Социальная психология» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные при изучении следующих дисциплин:
1. Введение в профессию,
2. Общая психология,
3. История психологии,
4. Психология развития и возрастная психология,
|
|
5. Педагогическая психология,
6. Психодиагностика,
7. Методы активного социально-психологического обучения.
Освоение дисциплины «Социальная психология» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
1. Психология труда, инженерная психология и эргономика,
2. Организационная психология,
3. Основы консультативной психологии,
4. Психология семьи,
5. Психологическая служба,
6. Основы психотерапии,
7. Психология менеджмента.
3. Требования к результатам освоения дисциплины: