Тема 2. История формирования социально-психологических идей

Основные (ключевые) понятия: предпосылки, теории, эксперимент, бихевиоризм, психоанализ, когнитивизм, интеракционизм, гуманизм, марксизм.

Содержание темы:

Использование массовых настроений в различных системах древних религий. Зарождение проблем социальной психологии в религиозных и философских системах древности (Платон, Аристотель), в философии нового времени (Гоббс, Локк, Гельвеций, Руссо, Гегель).

Вызревание социально-психологических идей внутри различных отраслей знания как подготовка самостоятельной фазы в развитии социальной психологии. «Предшественники» и «зачинатели» социальной психологии. Социальные и теоретические причины возникновения социальной психологии как самостоятельной отрасли знаний. Отпочкование психологии и социологии от философии. Зарождение социально-психологического знания в областях психологии и социологии. Психологическое направление в социологии и социальная психология. Отпочкование социальной психологии от психологии и социологии.

Первые исторические формы социально-психологического знания. Психология народов, психология масс, теория инстинктов социального поведения.

Теоретические основы в развитии социальной психологии. Предпосылки социально-психологического знания внутри марксизма. Теоретические исследовании в русле четырех направлений: бихевиоризма, психоанализа, когнитивных теорий и интеракционизма. Превращения социальной психологии в экспериментальную науку. Экспериментальный период развития социальной психологии.

Три этапа в истории социальной психологии: накопление социально-психологических знаний в сфере философии и общей психологии, эмпирический период, оформление социальной психологии в экспериментальную науку и ее современное состояние.

Развитие социальной психологии в России. Вклад В. М. Бехтерева в постановку и разработку социально-психологических проблем. Социальная психология в СССР. Дискуссия о предмете социальной психологии в 1920-е годы и на рубеже 1950–60-х годов. Развитие социальной психологии в 1960–70-е годы: открытие лаборатории социальной психологии, преподавание курсов социальной психологии и открытие первых кафедр социальной психологии. Основные направления исследований в современной социальной психологии. Современные социально-психологические исследования в сфере образования.

Раздел 2. ОБЩЕНИЕ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Тема 3. Общение

Основные (ключевые) понятия: общение, межличностное взаимодействие, субъект, объект, коммуникация, управление, манипуляция, обслуживание.

Содержание темы:

Общая характеристика общения, его специфические особенности и социальная обусловленность. Закономерности общения и взаимодействия людей. Функции общения: информационно-коммуникативная, регуляционно–коммуникативная, аффективно-коммуникативная. Общение и деятельность. Общение и коммуникация, их сходство и отличие. Общение как интеракция и общение как социальная перцепция.

Содержание общения: научные и житейские знания, человек, отношения и взаимоотношения в социальных группах и коллективах, совместное решение задач.

Виды общения. Личностное, личностно-групповое, межгрупповое общение. Непосредственное и опосредованное общение. Кратковременное и длительное общение, законченное и незаконченное (прерванное) общение. Общение и социальная роль.

Средства общения: вербальные и невербальные. Знаковое и смысловое общение.

Понятие о влиянии и воздействии людей друг на друга в процессе общения. Типы влияний человека на человека: взаимное облегчение, взаимное затруднение, одностороннее облегчение, одностороннее затруднение (помеха), асимметричное облегчение, независимость. Влияние аудитории («аудиторная тревожность»). Психологические способы воздействия: убеждение, внушение, заражение. Понятие о дефиниции, идентификации, сопереживании (эмпатии), подражании.

Психологическая структура общения, ее компоненты. Характеристика акта общения.

Коммуникативные умения. Психологические и социально-психологические причины затруднений в общении. Обучение общению. Социально-психологический тренинг.

Общение и личность. Понятие об индивидуальном стиле общения.

Психологическая культура общения как профессионально значимое качество личности школьного психолога.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: