Предназначена для проведения спускоподъемных работ с насосными штангами, насосно-компрессориыми и бурильными трубами в процессе текущего и капитального ремонтов скважин, не оборудованных стационарными вышками и мачтами.
Представляет собой самоходную установку грузоподъемностью 50 т, смонтированную на базе трактора Т-130Г-1 (рис. 5.10), состоит из следующих основных узлов: коробки передач, однобарабанной лебедки, вышки с талевой системой, передней и задней опор вышки, а также гидравлической, пневматической и электрической систем управления агрегатом, узлом привода ротора и других вспомогательных узлов и механизмов.
Привод лебедочного блока 25 и других механизмов установки (рис. 5.11) осуществляется от тягового двигателя 2 трактора через коробку отбора мощности 3 КОМ-ЧТЗ, установленную на задней стенке корпуса бортовых фрикционов трактора, карданный вал 26 и коробку передач К.П-100, прикрепленную к стенке лебедочного блока. Ведущий / и ведомый // валы коробки отбора мощности, смонтированные на шарикоподшипниках, находятся на одной оси и соединяются при помощи зубчатой муфты 20. Включение и выключение муфты осуществляется рычагом, установленным в кабине трактора.
В корпусе 22 шестискоростной коробки передач — четыре прямые и две обратные скорости. На роликовых подшипниках 16 установлены три вала /, //, /// и одна ось IV.
Рис. 5.10. Установка подъемная УПТ1-50:
1 — коробка передач; 2 — однобарабанная лебедка; 3 — компрессор воздуха; 4 — передняя опора вышки; 5 — фара; 6 — вышка с талевой системой; 7— управление; S — кабина машиниста; 9 — гидродомкрат; 10 - задняя опора вышки
На ведущем валу на бронзовых втулках установлены шестерни 21 первой и третьей скоростей и /9 —второй и четвертой скоростей, между которыми находится муфта 20 переключения скоростей. На ведущий вал также крепится подвижная шестерня 18.
На промежуточном валу // неподвижно установлены три шестерни 15, 14 и 23. На ведомом валу на бронзовых втулках установлены шестерни 13 первой и второй скоростей и шестерня 11 третьей и четвертой скоростей, между которыми находится муфта переключения 12. На оси IV коробки на двух роликовых подшипниках смонтирована шестерня 17, включением которой с подвижной шестерней 18 осуществляется обратное вращение барабана.
Получение любой скорости коробки достигается одновременным включением обеих муфт на ведущем и ведомом валах. На свободном конце ведомого вала HI коробки установлена коническая шестерня 10 для передачи вращения конической шестерни 24 вала силовой передачи лебедочного блока.
Вал силовой передачи, помещенный в герметичной масляной ванне станины, передает вращение через шестерни 9 и 4 барабанному валу VI. Включение барабана осуществляется фрикционной муфтой 6.
Лебедка однобарабанная. Все узлы и механизмы лебедочного блока —барабанный вал в сборе, вал силовой передачи, тормозная система, храповое устройство, ограничители подъема талевого блока 5, кожухи и ограждения —собраны в цельносварной станине коробчатого типа, механизм ограничения высоты подъема регулируется в зависимости от длины наматываемого на барабан талевого каната.
Включение барабана выполняется посредством фрикционной муфты 6, консольно установленной на роликовых сферических подшипниках на барабанном валу.
На валу V силовой передачи консольно посажена фрикци-'онная дисковая муфта 7 с цепным колесом для привода ротора. Конструкция муфты аналогична конструкции фрикционной муфты привода барабанного вала.
Фрикционные муфты однодисковые, пневматические. На зубьях муфты посажены два ведущих диска. Между ведущими дисками располагается ведомый диск, жестко связанный с барабанным валом. Ведомый диск имеет по окружности круглые отверстия, в которые вставлены фрикционные вкладыши. Для включения барабана лебедки от пневмосистемы установки в вертлюжок, ввернутый в торец фрикционной муфты, подается воздух.
Тормозная лента выполнена из стальной полосы с прикрепленными на ее внутренней поверхности формованными тормозными колодками из ретинакса,
Для удержания колонны труб и штанг на весу в лебедке предусмотрено храповое устройство.
В пневмосистему воздух подается от компрессора 1 (см. рис. 5.11), привод которого осуществляется от двигателя трактора 2 через карданный вал. Компрессор аналогичный установленному на подъемнике ЛПТ-8.
Гидравлическая система установки обеспечивает привод гидравлических домкратов подъема вышки, гидромотора привода выдвижения верхней секции вышки, гидромотора привода автомата АПР-2ГП для свинчивания и развинчивания насосно-компрессорных труб, подъема ног задней опоры вышки, гидравлического цилиндра раскрепителя.
Привод ротора осуществляется от вала силовой передачи через реверсируемый редуктор 8 и цепную передачу. Реверсирование ротора предусмотрено для возможности работы с бурильными трубами как с левой, так и с правой замковыми резьбами. Для оперативной перестройки работы ротора (независимо от привода подъемной лебедки) служит цепное колесо привода ротора, расположенное на выходном валу редуктора, которое включается пневматической фрикционной муфтой.
Коробка передач четырехскоростная, трехвальная, реверсивная, с механическим ручным управлением.
Управление всеми механизмами агрегата при спускоподъ-емных операциях осуществляется из кабины тракториста. '
Подъемная установка, смонтированная на болотоходном гусеничном тракторе Т-130МБГ, имеет шифр УПТ1-50Б. Эта установка обладает повышенной устойчивостью и проходимостью за счет использования в качестве базы болотоходного трактора и приближением центра тяжести навесного оборудования к центру тяжести трактора.
Установка УПТ1-50Б в отличие от УПТ1-50 имеет следующие особенности:
управляемый с земли механизм фиксации вышки в транспортном положении;
площадка для обслуживания мертвого конца талевого каната;
Таблица 5.7. Техническая характеристика подъемных установок
Включенная | Скорость подъема крюка, м/с | Грузоподъемность на крюке, т | ||
передача | УПТ1-50 | УПТ1-50Б | УПТ1-50 | УПТ1-50Б |
I | 0,2 | 0,16 | 50,5 | |
II | 0,3 | 0,28 | 29,4 | 29,6 |
III | 0,5 | 0,45 | 18,1 | |
IV | 0,9 | 0,77 | 10,6 | 11,4 |
улучшенная видимость устья скважины из кабины машиниста;
повышенная надежность конической передачи привода лебедки;
установка компрессора под капотом двигателя трактора.
Техническая характеристика установок
Тип.............................................................. УПТ1-50 УПТ1-50Б
Лебедка
Размеры бочки барабана (диаметр X
X длина), мм....................................................................... 4200X800
Диаметр реборд барабане, мм 1070
Вместимость барабана (в м) при на
мотке каната диаметром:
14 мм............................................................................... 2000
13 мм............................................................................... 2300
Диаметр тормозного шкива, мм 1120
Число тормозных шкивов... 1
Число тормозных лент........................... 1
Ширина тормозных колодок, мм 230
Вышка
Высота от земли до оси кронбло-
ка, м.......................................................................................... 19
Допустимая длина поднимаемой
трубы, м................................................................................. 12,5
Расстояние от оси опорных домкра
тов до оси скважины, мм.... 1475
Оснастка талевой системы... 4X3 (шестиструнная)
Диаметр, мм:
канатного шкива (по дну желоба) 630
каната................................................................................... 25
Передача на ротор
Тип передачи.................................... Цепная двухрядная
Шаг цепи, мм............................................................................... 50,8
Мощность привода, кВт.... 88
Привод установки
Тяговый двигатель трактора.. Дизель
Тип................................................. Д-160 Д-130
Мощность, кВт:
при га = 20,8 с-1............................................................................ 117,6
при п = 17,8 с-*................................................ — 103
Напряжение электрооборудова
ния, В..................................................................................... 24
Питание.......................................... От генератора трактора через аккумулятор
ную батарею
Габаритные размеры (в транспорт
ном положении), мм........................... 11100X2475X4090 11100X2782X408
Масса, кг.............................................. 24 530 26 250
Установку УПТ1-50Б можно поставлять как с гусеницами нормальной ширины 500 мм, так и с увеличенной шириной 920 мм. 108
Зависимость скорости подъема крюка установок УПТ1-50 и УПТ1-50Б при намотке третьего ряда каната на барабане и грузоподъемности от включенной скорости приведена в табл. 5.7.
§ 12. АГРЕГАТ А-50М
Взамен агрегата А-50У выпускают модернизированный агрегат А-50М с повышенными надежностью и грузоподъемностью.
Агрегат А-50М. (рис. 5.12) также предназначен для освоения и ремонта нефтяных, газовых и нагнетательных скважин с проведением спускоподъемных операций с насосно-компрес-сорными и бурильными трубами, промывки песчаных пробок, глушения скважин, циркуляции промывочного раствора при бурении, фрезеровании и разбуривании цементных стаканов для проведения ловильиых и других работ по ликвидации аварий в скважинах. Все механизмы агрегата, кроме промывочного насоса, смонтированы на шасси КрАЗ-250 с подогревателем ПЖД-44-П. Промывочный насос ЭМГр смонтирован на двухосном прицепе.
В качестве привода навесного оборудования используется ходовой двигатель в агрегате А-50У шасси КрАЗ-257, а в А-50М шасси КрАЗ-250. Мощность от двигателя отбирается через коробку отбора мощности 23, установленную на раздаточной коробке автомобиля. Карданный вал 21 коробки отбора мощности соединен с раздаточным редуктором 20, смонтированным на раме 22.
От раздаточного редуктора мощность отбирается при помощи клиновых ремней на компрессорную установку 4, питающую пневмоуправление 16 сжатым воздухом, а также на силовую передачу 29 через карданные валы 27 и 28. Через силовую передачу мощность передается на промывочный насос 26 при помощи карданного вала. Цепной передачей 30 в кожухе 32 осу-. ществляется привод лебедки 6 и через промежуточный вал 33 привод бурового ротора. Переключение коробки отбора мощности на промежуточный вал выполняется рычагами управления зубчатыми муфтами 19.
В рабочем положении мачта 14 одной стороной опирается на лебедку, другой через домкрат 18 — на грунт. Установку мачты из транспортного положения в вертикальное — рабочее и обратно проводят посредством домкратов 7, цилиндры которых защищены кожухом. Кронблок мачты и талевый блок 10 оснащены талевым канатом 9. На мачте размещены подвеска ключей 11 и подвеска бурового рукава 12, который соединяется с насосом при помощи манифольда 25. При необходимости к талевому блоку можно подвесить вертлюг 13 с квадратной штангой 15. Нагрузка на крюке определяется при помощи индика-
тора веса 8, устанавливаемого на «мертвом» конце талевого каната. В транспортном положении мачта опирается на переднюю опору /, размещенную на переднем буфере, где также находится балка для крепления силовых оттяжек 24, и на среднюю опору 2, на которой установлена вспомогательная электролебедка 3. Гидросистема 5 обеспечивает питание гидрорас-крепителя 31 и гидроротора 17.
В состав установки входит также электрооборудование 34, узел управления и освещения шасси 36, установка запасного колеса и площадки оператора 35.
Кинематическая схема агрегата А-50М (рис. 5.13) в отличие от схемы А-50У имеет два масляных насоса 2МН-250/100 вместо одного М-20 в агрегате А-50У.
Привод навесного оборудования агрегата и насосного блока осуществляется от тягового двигателя автомобиля через коробку скоростей, включенную напрямую, и раздаточную коробку. Шестерни 16 и 17 раздаточной коробки автомобиля находятся в постоянном зацеплении с шестернями 3 и 2 коробки отбора мощности /, свободно сидящими на валу /.
ПО
Рис. 5.12. Агрегат А-50М:
/ — передняя опора; 2 — средняя опора; 3 — электролебедка; 4 — компрессорная установка; 5 — гидросистема; 6 — лебедка; 7 — домкрат; 8 — индикатор веса; 9 — талевый канат; 10 — талевый блок; // — подвеска ключей; 12 — подвеска бурового рукава; 13 — вертлюг; 14 — мачта; 15 — домкратная штанга; 16 — пневмоуправление; 17 — гидроротор; 18 — домкрат; 19 — зубчатая муфта; 20 — редуктор; 21 — карданный вал; 22 — рама; 23 — коробка отбора мощности; 24 — силовые оттяжки; 25 — манифольд; 26 — промывочный насос; 27, 28 — карданные валы; 29 — силовая передача; 30 — цепная передача; 31 —гидрораскрепитель; 32 — кожух; 33 — промежуточный вал; 34 — электрооборудование; 35 — площадка оператора; 36 — узел управления и освещения шасси
При включении зубчатой муфты две скорости передаются валу /, затем через карданный вал // — первичному валу /// раздаточного редуктора 14 с коническими шестернями 4 и 13. От вала /// вращение передается через встроенный редуктор масляным насосам 11, питающим гидромотор 10 привода ротора 9 и гидроцилиндры подъема вышки. Масляные насосы включаются в работу посредством зубчатых муфт.
От шкива, сидящего на первичном залу ///, вращение клиновыми ремнями передается компрессору 12. От вторичного вала раздаточного редуктора вращение карданным валом IV сообщается валу V, на который посажена звездочка 5 цепной передачи привода лебедки 7. На консоли вала V на подшипниках качения установлен фланец, включаемый зубчатой муфтой; к фланцу прикреплен карданный вал VI привода промывочного насоса 6. Включение промывочного насоса выполняется зубчатой муфтой, посаженной на тот же консольный конец вала раздаточного редуктора. От вала V вращение цепной передачей передается валу VII силовой передачи, который, в свою очередь, соединен цепными передачами с валом VIII подъемного барабана 5.
Лебедка 7 имеет две шинно-лневматические муфты. Цеп-
А-50У 500 125 |
Рис. 5.13. Кинематическая схема агрегата А-50М:
7 — коробка отбора мощности; 2, 3 — шестерни коробки отбора мощности; 4, 13 — шестерни конические; 5 — звездочка цепной передачи; 5 — промывочный насос; 7 — лебедка; 8 — подъемный барабан; 9 — ротор; 10 — гидромотор; // — масляный насос; 12 — компрессор; 14 — раздаточный редуктор; 15 — раздаточная коробка; 16, 17 — шестерни раздаточной коробки; / — ведущий вал; //, IV, VI — карданные валы; /// — первичный вал; V ~ вал цепной передачи; VII — вал силовой передачи; VIII — вал подъемного барабана; IX — промежуточный вал
ные передачи включаются шинно-пневматическими муфтами и передают валу подъемного барабана две скорости (большую и малую). В сочетании с двумя скоростями вала силовой передачи они обеспечивают четыре скорости вращения подъемного барабана, жестко сидящего на шпонках барабанного вала. При работе на первой скорости коробки отбора мощности посредством шинно-пневматических муфт лебедки можно включить первую или третью скорости подъемного барабана, при работе коробки отбора мощности на второй скорости — вторую или четвертую.
Техническая характеристика агрегатов А-50У и А-50М
IV 7,8 8,64 1,215 1,444 268 294 7,5 8,0 |
П 1,9 2,28 0,317 0,38 69,8 34,5 30 |
III 4,17 4,38 0,695 0,73 153 151 12,6 15,8 |
1,088 1,146 0,181 0,191 39,8 39,5 50 60 |
Включенная передача.............................
Скорость намотки'-'каната, м/с:
А-БОУ..."......................................
А-50М....................................................
Скорость подъема талевого блока, м/с:
А-50У..................................................
А-50М РГ**»»»)* Частота'врашсния'вала барабана, мин"1:
А-50У... "........................................
А-50М.....................................................
Грузоподъемность на крюке, т:
А-50У..................................................
А-50М.....................................................
Техническая характеристика агрегатов
Тип...............................................
Допускаемая нагрузка, кН.. Мощность привода, кВт... Наибольшее тяговое усилие на набегающем конце каната, кН.. Размеры бочки барабана (диаметр X
X длина), мм....................................
Диаметр реборд барабана, мм Диаметр тормозных шкивов, мм Число тормозных шкивов...
Число тормозных лент.....................
Ширина лент, мм.........................
Вместимость барабана, м...
Усилие на рычаге тормоза лебедки,
кН.....................................................
Вышка
Тип...............................................
Угол наклона в рабочем положе
нии, градус.......................................
Высота от земли до оси кронблока,
м.........................................................
Допустимая длина поднимаемой
трубы, м.......................................
Расстояние от торца рамы до оси
скважины, мм...................................
Оснастка талевой.системы...
Диаметр, мм: канатного шкива талевого каната
Ротор
Наибольшая статическая нагрузка
на стол, кН...........................
Момент силы на столе ротора,
кН-м..................................................
Частота вращения (в мин"1) при режиме:
I.............................................
II..............................................
III..............................................
Мощность" (в кВт) при^режиме:
I.".........................
II..............................................
III..............................................
Диаметр, мм: •:
проходного отверстия....
клиновых захватов труб...
Номинальное давление гидроси
стемы, МПа......................................
Раскрепитель резьбовых соедине
ний труб........................................
Усилие на штоке при давлении
6 МПа, кН.................................
Длина хода штока, мм....
А-50М 600 132,4
426X560 1100 1000
150 300
0,3 |
0,25
Телескопическая наклонная
22,4 16
1040 3X4
(шестиструнная)
470 25
50 5000 |
60 6300
40 70 |
22,3
Н,7 28,6 57
142 60, 73 и 89
Гидравлический
50 800
Компрессор
Тип................................................................................. М155-2В5
Подача, м3/мин..................................................................... До 0,6
Давление нагнетания, МПа... До 10
Промывочный насос
Тип....................................................................... НБ-125 (9МГр-73)
Наибольшее давление (при подаче
6,1 л/с), МПа..................................... 16
Наибольшая подача (при давле
нии 6 МПа), л/с.............................. 9,95
Монтажная база — прицеп... 710Б или СМ-38326
Масса насоса с прицепом, кг 4144
Вал привода бурового ротора
Отбираемая мощность, кВт... 95,5 100
Частота вращения, мин"1:
1 скорость................................................... 214 214
2 скорость................................................... 360 423
Лебедка вспомогатель
ная............................................................................................... ТВ-224В (ТЛ-9)
ГОСТ 2914—10
Грузоподъемность, т.............................. 25
Скорость подъема, м/с...................................................................................... 0,25
Габаритные размеры установки
в транспортном положении, мм 12 460X2 650X4 160 14 000X2 900X4 300
Масса установки без насосного при
цепа, кг........................................................... 22610 24000
Вал силовой передачи с помощью цепных передач, включаемых шинно-пневматической и зубчатой муфтами, передает две скорости вращения промежуточному валу IX бурового ротора. Ввиду того, что раздаточный редуктор агрегата получает от коробки отбора мощности две скорости вращения, ротор и промывочный насос также имеют две скорости вращения. Частота вращения вала и мощность гидроротора агрегатов А-50У и А-50М приведены ниже.
III 88 57 |
II 70 45 44 28,6 |
I 40 22,3 44 14,7 |
Включенная передача.... Частота вращения вала, мин"1
А-50У....................................
А-50М.......................................
Мощность гидроротора, кВт:
А-50У........................................
А-50М
Установку вышки в вертикальное и горизонтальное положения проводят при работе коробки передач автомобиля на
первой передаче и при одном включенном маслонасосе. Гидросистема заполняется профильтрованным маслом ВМГЗ для работы при температуре окружающей среды от —50 до +65 °С. Пневмосистема агрегата снабжается сжатым воздухом от двухцилиндрового двухступенчатого компрессора М155-2В5.