(по указанию руководителя проектирования).
Расчетная схема тоннельной обделки должна соответствовать условиям работы сооружения, технологии проходки, возведения обделки, учитывать характер ее взаимодействия с окружающим грунтом. В зависимости от степени влияния перечисленных факторов на напряженно-деформированное состояние конструкции, расчетными моделями могут служить модели с заданной нагрузкой, основанные на положениях строительной механики, или модели, основанные на положениях механики сплошной среды. Этим двум моделям соответствуют два режима работы обделки: работа в режиме заданных нагрузок и работа в режиме взаимовлияющих деформаций.
В курсовом проекте обделка рассчитывается в плоской постановке задачи в предположении ее работы в режиме заданных нагрузок с учетом упругого взаимодействия с грунтом.
Определение нагрузок
Расчет конструкций обделок следует производить на наиболее невыгодное, но реальное, сочетание нагрузок и воздействий, которые могут действовать одновременно при строительстве или эксплуатации сооружения. При этом следует рассматривать основные и особые сочетания нагрузок.
|
|
Основные сочетания состоят из постоянных нагрузок и воздействий (нагрузок от горного давления, наружного гидростатического давления, собственного веса конструкции и насыпного грунта, сохраняющихся усилий от предварительного обжатия обделки); длительно действующих временных нагрузок (нагрузок от морозного пучения грунта, от температурных деформаций, от усадки бетона и так далее) и кратковременных нагрузок (от веса транспортного и монтажного оборудования, давления щитовых домкратов, нагнетания раствора за обделку и т.п.).
Особые сочетания состоят из постоянных нагрузок и воздействий, наиболее вероятных временных и одной из особых нагрузок (сейсмического или взрывного воздействия; нагрузок, вызванных неравномерными деформациями основания и т.п.).
Все нагрузки, входящие в состав основных и особых сочетаний, являются нормативными. В соответствии с действующими нормами статический расчет тоннельных обделок по первой группе предельных состояний (на прочность и устойчивость) производят на расчетные нагрузки, которые определяются умножением их нормативных значений на коэффициенты надежности по нагрузке (таблица 5.1).
Таблица 5.1. | |
Виды нагрузок | Коэффициенты надежности по нагрузке |
Вертикальная от веса всей толщи грунтов над тоннелем: | |
в природном залегании | 1,1 |
насыпных | 1,15 |
Вертикальная от горного давления при сводообразовании для грунтов: | |
скальных | 1,6 |
глинистых | 1,5 |
песчаных и крупнообломочных | 1,4 |
Вертикальная от давления грунта при вывалах | 1,8 |
Горизонтальная от давления грунта | 1,2 (0,7) |
Гидростатическое давление | 1,1 (0,9) |
Собственный вес конструкций: | |
сборных железобетонных | 1,1 (0,9) |
монолитных бетонных | 1,2 (0,8) |
металлических | 1,05 |
изоляционных, выравнивающих, отделочных слоев | 1,3 |
Сохраняющиеся усилия от предварительного обжатия и щитовых домкратов | 1,3 |
Примечание: значения коэффициентов надежности по нагрузке, указанные в скобках, принимают в случае, когда уменьшение нагрузки приводит к более невыгодному загружению обделки. |
В курсовом проекте допускается расчет только на основные сочетания нагрузок.
|
|
Нагрузки от горного давления являются главным внешним силовым фактором. При расчете конструкций, работающих в режиме заданных нагрузок, величина нагрузки от горного давления определяется как вес грунта в объеме возможной зоны разрушения грунта в окрестности незакрепленной выработки и, в значительной степени, зависит от несущей способности вышележащих грунтов. При этом горное давление представляется в виде внешней вертикальной q и горизонтальной p нагрузок на конструкцию обделки. Эти нагрузки, в зависимости от глубины заложения тоннеля и свойств окружающих грунтов, определяют либо в соответствии с гипотезой сводообразования, от веса отдельных вывалов, либо от веса всей толщи грунтов над тоннелем.
Значение нормативных равномерно распределенных вертикальной qн и горизонтальной pн нагрузок от горного давления в условиях сводообразования для однородной толщи грунта определяют по следующим формулам:
; (5.1)
; (5.2)
где | hв | – | высота свода обрушения над верхней точкой обделки hв= h1; |
g | – | объемный вес грунта; | |
В | – | пролет выработки. | |
φк | – | кажущийся угол внутреннего трения грунта в пределах сечения тоннельной обделки, принимаемый по данным исследования грунта. |
При курсовом проектировании расчетные характеристики грунтов можно принимать в соответствии с Приложением 2.
Величину пролета L в условиях сводообразования определяют по формуле (рис. 5.1):
. (5.3)
Рис. 5.1. Схема к определению горного давления по гипотезе сводообразования.
Высота свода обрушения hв при расположении тоннеля в нескальных необводненных грунтах при глубине заложения тоннеля Н 1 < 45м определяется по формуле:
, (5.4)
где | f | – | коэффициент крепости грунта, f=tgφк. | |
Высоту свода обрушения грунта hв для тоннелей, сооружаемых в глинистых грунтах на глубине более 45м, следует принимать с коэффициентом К1=Н1/45, где Н1 – глубина заложения тоннеля от поверхности земли до низа обделки в метрах.
Для скальных грунтов, оказывающих вертикальное и горизонтальное горное давление (при f<4) высота свода обрушения hв определяется по формуле:
, (5.5)
где | f | – | коэффициент крепости грунта, f=0,1R; | |
R | - | предел прочности грунта на сжатие в образце, МПа | ||
К0 | – | коэффициент, принимаемый в зависимости от категории грунтов по трещиноватости и от предела прочности грунта на сжатие в образце по табл.5.2; | ||
а | - | коэффициент, учитывающий ряд неблагоприятных факторов; а =0,8 – при притоке воды в выработку, для случая заполнения трещин рыхлым глинистым материалом; а =0,9 – при расположении трещин наиболее развитой системы под углом к оси тоннеля менее 45о; а =1,2 – при проходке выработок без применения буровзрывных работ. | ||
Для скальных грунтов, оказывающих вертикальное, но не оказывающих горизонтального давления (при f ≥ 4) высота свода обрушения hв определяется по формуле:
, (5.6)
где | f | – | коэффициент крепости грунта, f=0,1R; | |
В | - | пролет выработки, принято L=В. | ||
Таблица 5.2
|
|
Категория скальных грунтов по степени трещиноватости | Коэффициент К0 при пределе прочности грунта на сжатие в образце R в МПа | ||||
I – практически не трещиноватые | 1,7 | 1,4 | 1,2 | 1,1 | 1,0 |
II - малотрещиноватые | 1,4 | 1,2 | 1,0 | 0,9 | 0,8 |
III - среднетрещиноватые | 1,2 | 0,9 | 0,7 | 0,6 | 0,5 |
IV - сильнотрещиноватые | 0,9 | 0,7 | 0,5 | 0,4 | 0,3 |
V - раздробленные | 0,7 | 0,4 | 0,3 | 0,2 | 0,1 |
Для скальных грунтов с коэффициентом крепости f ≥ 4, либо в случае hв ≤ В/ 6, расчет подземных конструкций следует производить на воздействие от веса отдельных вывалов. При этом, вертикальное горное давление интенсивностью, полученной из условия сводообразования (5.1), следует распределять по площади, соответствующей четверти пролета выработки в наиболее невыгодном для статической работы обделки положении.
Если глубина заложения тоннеля Н менее двойной высоты свода обрушения (Н < 2hв), либо толща устойчивых грунтов над тоннелем h < 2hв, а выше залегают грунты, не обладающие способностью к сводообразованию, а также при расположении тоннеля в слабых глинистых грунтах, в песках, илах и плывунах, переходящих в условиях эксплуатации в разжиженное состояние, нормативную вертикальную нагрузку от горного давления принимают равной нагрузке от веса всей толщи грунтов над тоннелем.
Значения нормативных равномерно распределенных вертикальной qн и горизонтальной pн нагрузок от давления всей толщи грунтов над тоннелем определяют по следующим формулам:
; (5.7)
; (5.8)
где | hi | – | толщина слоев напластований; |
gi | – | объемный вес грунтов напластований; | |
n | – | число слоев напластований. |
Значения нормативных нагрузок на обделку тоннеля, расположенного в водонасыщенных слабосвязных грунтах, содержащих свободную воду, принимают, обычно, от совместного действия гидростатического давления воды qwн и давления грунта во взвешенном состоянии, определяемом по формулам (5.7) и (5.8) с учетом взвешенности грунта в воде.
Объемный вес грунта с учетом взвешенности в воде:
, (5.9)
где | γ | – | объемный вес грунта в сухом состоянии; |
γу | – | удельный вес грунта в сухом состоянии; | |
γb | – | удельный вес воды, γb =10 кН/м3; | |
ε | – | коэффициент пористости грунта. |
Интенсивность горного давления на обделки двух или трех параллельных тоннелей определяют в зависимости от расстояния между ними либо как для одиночных тоннелей, либо с учетом образования общего свода обрушения над тоннелями.
|
|
Нагрузки от гидростатического давления на конструкцию отнесены к числу постоянных, хотя они в различные периоды существования обделки могут изменяться от нулевого до максимального значения в зависимости от гарантированной герметизации обделки.
При полной герметизации обделки гидростатическое давление достигает максимальных значений. Причем, учет гидростатического давления может улучшать условия статической работы, поскольку создает в сечениях обделки значительную нормальную силу, передающуюся с небольшим эксцентриситетом. Поэтому при расположении обделки в водоносных грунтах конструкцию необходимо рассчитывать как на максимальное гидростатическое давление, так и на минимальное. Второй случай практически означает отсутствие гидростатического давления, что возможно при нарушении герметичности обделки.
Нагрузка от гидростатического давления qwн действует по нормали к наружной поверхности обделки. Ее интенсивность зависит от расстояния точек контура обделки до уровня грунтовых вод hw:
. (5.10)
При учете гидростатического давления, горное давление следует определять с учетом веса грунта во взвешенном состоянии (см. формулу (5.9)).
Нагрузка от собственного веса обделки qсвн определяется из соотношения:
, (5.11)
где | G | – | вес свода обделки; |
В | – | ширина обделки. |
Нагрузка от собственного веса принимается равномерно распределенной по пролету выработки и суммируется с расчетной нагрузкой от вертикального горного давления.
Нагрузку от веса подвижного состава, как правило, не учитывают при расчете конструкций глубокого заложения, так как эта нагрузка невелика и распределяется по значительной поверхности обделки и подстилающего грунта благодаря устройству жесткого бетонного основания пути.