Сокращение текстов (вычеркивание)

Одной из причин плохого усвоения информации является установка на дословное запоминание текста. Такая установка предъявляет практически невыполнимые требования к объему памяти читателя: дословное запомина­ние требует усилий, в десятки раз больших, чем простое запоминание смыс­ла сообщения. Так, даже профессионалы-мнемонисты, демонстрирующие чудеса "сверхпамяти", обычно избегают заданий, которые требуют дослов­ного запоминания текстовой информации (см. "Маленькая книжка о боль­шой памяти" А.Р.Лурия). Суть упражнения заключается в развитии весьма полезного навыка отбрасывания избыточной информации (которой в обще­политических и т.п. текстах содержится до 75 процентов). Это позволяет существенно разгрузить память без особого ущерба для качества воспроизве­дения: очень немногие тексты требуют дословного воспроизведения.

Между прочим, умение отсеивать избыточную информацию и фиксиро­вать суть сообщения является одним из "секретов" преуспевания практичес­ки во всех областях человеческой деятельности.

Переформулирование и пересказы

Эти упражнения — необходимое дополнение к вышеописанным задани­ям. Их назначение — развитие навыка формулирования собственных выска­зываний на базе тех ключевых идей, которые остались в памяти после прочтения текста. На первый взгляд пересказ только что прочтенного текста представляется детской забавой, однако очень многие взрослые люди не владеют этим искусством даже на том уровне, который считается нормаль­ным в школах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: