Нормативно – правовой акт следует отличать от актов правоприменения и актов толкования права. Основными признаками нормативно – правового акта являются: 1) он имеет писаную форму и реквизиты, позволяющие выделить его из множества других актов; 2) содержит правила поведения общего характера, общеобязателен для всех, кому он адресован; 3) обладает определенной юридической силой, в зависимости от государственного органа, принявшего его; 4) имеет внутреннюю структуру, состоящую в конечном итоге из норм права – разделы, главы, статьи; 5) имеет определенный предмет правового регулирования; 6) всегда действует во времени, в пространстве и по кругу лиц; 7) обеспеченность возможностью государственного принуждения.
В Российской Федерации система нормативных актов включает в себя законы, указы, постановления, инструкции, приказы и решения.
Классификация нормативных актов проводиться по различным основаниям:
1. П о ю р и д и ч е с к о й с и л е нормативные акты делятся на законы и подзаконные акты. Под юридической силой понимается свойство нормативно – правового акта реально действовать, порождать юридически значимые, обязательные последствия. Юридическая сила нормативного акта зависит от места правотворческого органа в аппарате государства и от его властной компетенции.
|
|
Ведущее место в правовой системе принадлежит закону. Законы — это нормативные акты, которые принимаются в особом порядке высшим представительным органом государства (или референдумом) и обладают высшей юридической силой, и регулируют наиболее важные общественные отношения. Остальные нормативные акты издаются на основе и во исполнение законов и являются подзаконными.
2. В зависимости от з н а ч и м о с т и законы делятся на основные и обыкновенные.
Основные законы — это нормативные акты, которые закрепляют основные начала государственного и общественного строя и составляют нормативную базу действующего законодательства. К основным законам относят конституцию, федеральные конституционные законы, и федеральные законы.
Конституция Российской Федерации — это основной закон, верховенство которого проявляется в прямом действии и применении на территории всей Федерации.
Конституционные федеральные законы — это нормативные акты, которые вносят изменения и дополнения в действующую Конституцию.
Федеральные законы — это нормативные акты текущего законодательства, которые регулируют обособленные общественные отношения, издаются в форме кодексов, уставов и текущих законов. Обыкновенные законы в свою очередь подразделяются на кодифицированные и текущие.
|
|
Кодексы — это нормативные акты, которые содержат общие положения и правовые нормы, регулирующие конкретные общественные отношения. Так называемые текущие законы — это нормативные акты, которые регулируют отдельные стороны политики, экономики и культуры.
3. В зависимости от с ф е р ы д е й с т в и я различают на общефедеральные законы, акты субъектов РФ.
Федеральные законы — это нормативные акты, которые принимаются законодательным органом (в России — Совет Федерации) и распространяются на территории всей федерации.
Республиканские законы – это нормативные акты, которые издаются представительными органами субъектов федерации и распространяются на соответствующую территорию.
4. По характеру законы могут быть текущие и чрезвычайные.
5. По предмету правового регулирования выделяются законы принятые по различным отраслям права.
Подзаконные акты – это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.
В зависимости от с у б ъ е к т а, и з д а в ш е г о а к т, подзаконные нормативные акты делятся на несколько видов:
• нормативные акта Президента — Указы (по важнейшим государственным вопросам) и распоряжения (по текущим вопросам процедурно характера);
• нормативные акта Правительства — постановления и распоряжения;
• ведомственные нормативные акты — приказы, инструкции, постановления министерств, ведомств и государственных комитетов;
• региональные нормативные акты — решения, распоряжения, постановления местных органов государственной власти и управления;
• муниципальные нормативные акты — решения органов местного самоуправления;
• локальные нормативные акты — правила и другие предписания, принятые на уровне конкретного предписания, учреждения, организации.
Указы Президента занимают главенствующее место среди подзаконных актов, поскольку Президент в соответствии с Конституцией «определяет направления внутренней и внешней политики государства». Нормативные акты Президента — подзаконные акты, которые издаются в пределах, установленных Конституцией и законами по отношению к другим подзаконным актам и характеризуются преобладающей юридической силой. Юридическая сила Указов определяется тем, что это — акт государства, который является гарантом Конституции.
Постановления — это высшие нормативные акты органов управления. Они принимаются на основе и во исполнение законов и указов по вопросам государственного, хозяйственного и культурного строительства.
Приказы, постановления, инструкции — это ведомственные нормативные акты министерств, ведомств и комитетов Российской Федерации и республик по вопросам, относящимся к их компетенции. В министерствах наиболее распространенной формой ведомственного акта является приказ министра, содержащий нормативные предписания, которые конкретизируют законы и постановления. Постановления — это нормативные акты, принимаемые коллегиальными органами по вопросам межотраслевого характера.
Нормативные решения и постановления — это нормативные акты органов представительной и исполнительной власти на местах. Действие местных подзаконных актов ограничено подвластной им территорией. Внутриорганизационные подзаконные акты (правила и другие) издаются различными организациями и распространяются на членов этих организаций.