Особые образовательные потребности детей с ЗПР

в организации процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков детьми с ЗПР («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию ребенка, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);

• в обеспечении непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности ребенка (продолжающегося до достижения ее минимально достаточного уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно);

• в обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния ЦНС и нейродинамики психических процессов у детей с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);

• в постоянном стимулировании познавательной активности, побуждении интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;

Проект может быть представлен в следующих формах:

1.Мультимедийная презентация по проблеме

2.Памятка для педагогов по работе с детьми, имеющими с ЗПР

4. Программа работы специалиста по реализации особых образовательных потребностей детей с ЗПР

5.Портфолио по проблеме

6. Модели интегрированного обучения детей с ЗПР в регионе, муниципальном образовании (из опыта работы).

Тема 6.2. Разноуровневые задачи (задания) по модулю «Коррекционная педагогика»

Проверьте свои знания, данные задачи имеют три уровня сложности:

1 - репродуктивный уровень;

2 - реконструктивный уровень;

3 - творческий уровень

Критерии оценки

Отлично- 21-24 верных ответов

Хорошо – 23-15 верных ответа

Удовлетворительно - 11-14 верных ответа

Неудовлетворительно - менее 10 верных ответов

  Предметом коррекционной педагогики является …  
а) выявление основных тенденций в профилактике и педагогической коррекции отклонений в развитии детей  
б) разрушение негативных установок и поведенческих стереотипов личности  
в) психогигиена общения и семейного воспитания  
г) процесс дифференциации обучения, воспитания и развития детей с недостатками в развитии и отклонениями в поведении  
  К числу факторов риска, оказывающих влияние на психическое развитие подростка, относятся … (укажите не менее двух вариантов ответа)  
а) переориентация интересов на внешкольное окружение  
б) изменчивость  
в) расторможенность  
г) инфантильность суждений  
д) ранние проявления половых влечений  
  Концептуальный подход к пониманию девиантного подхода, основанный на установлении связи девиации с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности, называется …  
а) этнокультурным  
б) социальным  
в) возрастным  
г) психологическим  
  В коррекционной педагогике ведущими педагогическими категориями являются …  
а) сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика  
б) обучение, воспитание, развитие  
в) норма, аномалия  
г) коррекция, компенсация, реабилитация, адаптация  
  На развитие ребенка с ограниченными возможностями, помимо вида и типа нарушения, будут влиять такие факторы, как … (укажите не менее двух вариантов ответа)  
а) импульсивность личности  
б) тип темперамента ребенка  
в) условия окружающей социокультурной и психолого-педагогической среды  
г) степень и качество первичного дефекта  
  д) срок и время возникновения первичного дефекта  
  Утверждение, что системность и взаимообусловленность задач отражает взаимосвязь развития различных сторон личности ребенка и их гетерохронность, отражает суть принципа …  
а) деятельностной основы коррекции  
б) единства возрастного и индивидуального в развитии  
в) единства коррекционных, профилактических и развивающих задач  
г) интеграции усилий ближайшего социального окружения  
  Для кризиса подросткового возраста характерны такие фазы, как … (укажите не менее двух вариантов ответа)  
а) негативная фаза  
б) посткритическая фаза  
в) кульминационная фаза  
г) фаза непосредственности  
  д) фаза независимости    
  Ребенок, уровень невоспитанности которого выражается в несформированности важнейших социальных качеств личности, актуальных для соответствующего возраста, – это …  
а) педагогически запущенный ребенок  
б) аномальный ребенок  
в) ребенок-аутист  
г) социально запущенный ребенок  
  Анализ общего и специального образования детей с отклонениями в развитии является одной из задач …… педагогики.  
а) сравнительной  
б) коррекционной  
в) пенитенциарной  
г) социальной  
  К социально-психологическим факторам, способным вызвать комбинированное нарушение у ребенка, относятся … (укажите не менее двух вариантов ответа)  
а) последствия травм  
б) расстройство детской привязанности  
в) неблагоприятные условия жизни  
г) наследственные заболевания  
  д) психическая депривация  
  Метод прогнозирования отрицательного поведения относится к методам …  
а) перестройки мотивационной сферы и самосознания  
б) «взрыва»  
в) ограничения  
г) положительной перспективы  
  Понятие «психологический возраст» впервые было введено в научный оборот …  
а) М. Монтессори  
б) Л. С. Выготским  
в) М. С. Певзнер  
г) А. С. Макаренко  
  К основным симптомам кризиса семи лет относятся … (укажите не менее двух вариантов ответа)  
а) строптивость  
б) зависимость от старших  
в) проявление самостоятельности  
г) своеволие  
  д) негативизм  
  Школьная дезадаптация является …… фактором возникновения девиантного поведения у подростков.  
а) психологическим  
б) социально-педагогическим  
в) физиологическим  
г) социально-экономическим  
  К принципам специальной коррекционно-педагогической деятельности неотносится …  
а) принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач  
б) принцип целостности и системности педагогического процесса  
в) деятельностный принцип коррекции  
г) принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения  
  Всемирная организация здравоохранения относит к третичной стадии профилактики девиантного поведения …  
а) психологическое вмешательство в личностное пространство для стимулирования позитивных изменений  
б) устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление  
в) раннее выявление и реабилитацию нервно-психических нарушений  
г) лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения  
  Процесс включения ребенка с отклонениями в развитии и поведении в социальную среду называется …  
а) компенсацией  
б) школьной адаптацией  
в) коррекцией  
г) социальной реабилитацией  
  Согласно периодизации Л. С. Выготского, человек в своем развитии переживает следующие кризисы …(укажите не менее двух вариантов ответа)  
а) кризис идентичности  
б) кризис тринадцати лет  
в) кризис трех лет  
г) кризис новорожденности  
д) кризис выхода на пенсию  
  Отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам, – это …  
а) аффект  
б) негативизм  
в) проступок  
г) девиантное поведение  
  Система мер дифференцированного образования, позволяющая решать задачи своевременной помощи детям, испытывающим трудности в обучении и школьной адаптации – это …  
а) коррекция  
б) коррекционно-развивающее обучение  
в) социальная реабилитация  
г) коррекционно-воспитательная деятельность  
   
  В дошкольном возрасте факторами риска названы такие особенности поведения ребенка, как … (укажите не менее двух вариантов ответа)  
а) импульсивность поведения  
б) выраженная психомоторная расторможенность  
в) прямое неподчинение и негативизм с озлобленностью  
г) проявление самостоятельности  
  д) нарастающее тяготение к асоциальным формам поведения под влиянием более старших детей и взрослых  
  Система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизиологического развития и отклонений в поведении у детей и подростков, – это …  
а) реабилитация  
б) компенсация  
в) коррекция  
г) обучение  
  Процесс выработки наиболее адекватных форм поведения в условиях меняющейся микросоциальной среды называется …  
а) адаптацией  
б) социализацией  
в) реабилитацией  
г) дезадаптацией  
  Различные трудности и нарушения, возникающие у ребенка в его школьной жизни, под воздействием школы, называются …  
а) школьной дезадаптацией  
б) социальной дезадаптацией  
в) личностной дезадаптацией  
г) нарушением социализации  
  Права лиц с проблемами в развитии в РФ регламентируется такими документами ООН как...(укажите не менее двух вариантов ответа)  
а) Декларация прав человека  
б) Декларация о правах умственно-отсталых лиц  
в) Декларация о правах инвалидов  
г) Декларация о правах ребенка  
д) Женевская конвенция  
         

Тема 6.3. Вопросы для самоконтроля

1.Предмет и объект коррекционной педагогики.

2.Основные задачи и принципы коррекционной педагогики.

3.Становление и развитие коррекционной педагогики как науки.

4.Категории и основные научные теории коррекционной педагогики.

5.Сущность коррекционно-педагогической деятельности с детьми, имеющими отклонения в развитии.

6.Психолого-педагогические подходы к проблеме норма и отклонение развития человека.

7.Психическое здоровье и факторы риска в развитии ребенка.

8.Причины психических нарушений личностного развития детей.

9.Нарушения личностного развития у детей и подростков без психической патологии.

10.Критерии явления норма-аномалия.

11.Психический дизонтогенез по В.В. Лебединскому.

12.Первичный и вторичный дефект.

13.Комбинированные нарушения и их причины. Теория Л.С. Выготского о сложной структуре аномального развития ребенка.

14.Система коррекционно-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями в развитии

15.Характерологические и поведенческие отклонения ребенка.

16.Причины и условия отклоняющегося поведения детей.

17.Критерии отклоняющегося поведения детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: