Вместо законов – традиция. Ритуал. Вот нормативная система государства.
" Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться (от наказаний) и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и он исправится " – то есть как в семье.
Необходимость в государственном управлении отпадет вообще, если правила ритуала будут всеми соблюдаться. Применять наказания нужно по-отечески, т.е. с любовью к людям.
МОИЗМ.
Мо-цзы (приблизительно 479 - 400 гг. дон. э.) — основатель школы моистов. Его учение изложено последователями в книге "Мо-цзы". Идеи Мо-цзы отражают усложнившиеся социально-экономические противоречия. На основании этого возникают идеи политического равенства, имеющие под собой идеологическую подоплеку.
Люди.
Все люди равны перед божественным небом: " Небо не различает малых и больших, знатных и подлых; все люди — слуги неба ".
|
|
Поэтому: Моисты осуждали замещение государственных должностей по принципам происхождения и родства.
Для управления нужна мудрость. Источником мудрости является не чтение книг и не врожденная способность, а знания, почерпнутые из жизни простого народа.
Управление государством не требует обучения. Способности человека к государственному управлению определяются его деловыми качествами — желанием служить простолюдинам, усердием в делах и т. п.: " Если человек имеет способности, то его нужно выдвигать, хотя бы он был простым земледельцем или ремесленником ".
В основе общественных отношений должны лежать гуманистические идеалы. Не конфуцианское человеколюбие, основанное на специфических семейных традиционных ценностях, родственной привязанности, а всеобщая любовь.
Принцип всеобщей любви. Истинное человеколюбие подразумевает одинаково справедливые отношения ко всем людям без различия родства или сословий. Мо-цзы мечтал о том, чтобы " люди помогали друг другу, чтобы сильный помогал слабому, чтобы люди учили друг друга, чтобы знающий учил незнающего, делили бы имущество друг с другом ". Даже имущество (В.С.!)
Если эти принципы перенести на политическое устройство, то получится идеальное государство – государство с мудрым правителем во главе и отлаженной исполнительской службой.
Главное – сообща и единообразно выполнять все необходимое для достижения общего блага!
Ради этого можно прибегать и к искоренению инакомыслия, и к доносам:
" Услышав о хорошем или плохом, каждый должен сообщить об этом вышестоящему, и то, что вышестоящий находит правильным, все должны признать правильным, а то, что вышестоящий находит неправильным, все должны признать неправильным ". Поддерживать данный порядок следовало при помощи наказаний и наград, соразмерных совершаемым поступкам.
|
|
ЛЕГИЗМ.
Крупнейший представитель раннего легизма (фацзя) Шан Ян (ок. 390 - 338 гг. до н. э.). Составленные им проекты реформ и указов вошли в трактат "Шан цзюнь шу" ("Книга правителя области Шан").
Главное: они не идеализировали природу человека и были прагматиками. Надо не стремиться к идеалу, надо управлять государством здесь и сейчас. «Мудрый творит законы, а глупый ограничен ими».
Легисты отказались от традиционных моральных трактовок политики и разрабатывали учение о технике отправления власти.
" Человеколюбивый может оставаться человеколюбивым к другим людям, но он не может заставить других людей быть человеколюбивыми... Отсюда ясно, что одного человеколюбия или справедливости еще недостаточно, чтобы добиться хорошего управления Поднебесной ".
В противоположность даосам, конфуцианцам и моистам, призывавшим восстановить древние порядки, легисты доказывали невозможность возврата к старине.
" Для того чтобы принести пользу государству, не обязательно подражать древности ".
Умный правитель, говорится в трактате "Шан цзюнь шу", " не потворствует смуте, а берет власть в свои руки, устанавливает закон и с помощью законов наводит порядок ". Поэтому главное – это установить закон и следить за его исполнением.
Предлагалось установить единые для всего государства законы. Под законом понималась репрессивная политика (уголовный закон) и административные распоряжения правительства.
Отношения между властью и народом Шан Ян рассматривал как противоборство враждующих сторон. " Когда народ сильнее своих властей — государство слабое; когда власти сильнее своего народа — армия могущественна ".
В образцовом государстве власть правителя опирается на силу и никаким законом не связана.
Закон – средство устрашающего превентивного террора. За малейший проступок следует карать смертной казнью. Легисты проводили в жизнь принцип превентивного наказания и принцип коллективной ответственности. Общины делились на пятидворки и десятидворки, которые были объединены круговой порукой.
Легизм содержал наиболее полную программу централизации государства, и его рекомендации были использованы при объединении страны под властью императора Цинь Шихуана (III в. до н.э.).
В II - I вв. до н.э. конфуцианство, дополненное идеями легизма, утверждается в качестве государственной религии Китая. Школа моистов постепенно отмирает. Даосизм, переплетаясь с буддизмом и местными верованиями, приобретает черты магии и со временем утрачивает влияние на развитие политической идеологии.
Официальным учением императорского Китая конфуцианство оставалось вплоть до Синхайской революции 1911 - 1913 гг.
Лекция 3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Факторы формирования политико-правовой идеологии:
Интенсивная торговая деятельность греков, расширение познавательного кругозора, совершенствование технических навыков и умений, активное участие граждан в делах полиса, особенно демократического − кризис мифологии. Появление философии.
Расширение эмпирических знаний. Правовая мысль Древней Греции постоянно обращалась к сравнительному изучению законов, которые установили в полисах первые законодатели (Ликург – в Спарте, Солон – в Афинах).
Рабовладение. Философские и политико-правовые учения – удел свободных!
Динамика их развития:
от мифологии (Гомер, Гесиод) к
мудрецам (Пифагор, Демокрит),
далее к рационализму (софисты),
|
|
затем – логический анализ (Сократ, Платон),
и наконец, начальные формы научного исследования (Аристотель).