Конфуций был решительным противником управления на основе законов

Вместо законов – традиция. Ритуал. Вот нормативная система государства.

" Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться (от наказаний) и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и он исправится " – то есть как в семье.

Необходимость в государственном управлении отпадет вообще, если правила ритуала будут всеми соблюдаться. Применять наказания нужно по-отечески, т.е. с любовью к людям.

МОИЗМ.

Мо-цзы (приблизительно 479 - 400 гг. дон. э.) — основатель школы моистов. Его учение изложено последователями в книге "Мо-цзы". Идеи Мо-цзы отражают усложнившиеся социально-экономические противоречия. На основании этого возникают идеи политического равенства, имеющие под собой идеологическую подоплеку.

Люди.

Все люди равны перед божественным небом: " Небо не различает малых и больших, знатных и подлых; все люди — слуги неба ".

Поэтому: Моисты осуждали замещение государственных должностей по принципам происхождения и родства.

Для управления нужна мудрость. Источником мудрости является не чтение книг и не врожденная способность, а знания, почерпнутые из жизни простого народа.

Управление государством не требует обучения. Способности человека к государственному управлению определяются его деловыми качествами — желанием служить простолюдинам, усердием в делах и т. п.: " Если человек имеет способности, то его нужно выдвигать, хотя бы он был простым земледельцем или ремесленником ".

В основе общественных отношений должны лежать гуманистические идеалы. Не конфуцианское человеколюбие, основанное на специфических семейных традиционных ценностях, родственной привязанности, а всеобщая любовь.

Принцип всеобщей любви. Истинное человеколюбие подразумевает одинаково справедливые отношения ко всем людям без различия родства или сословий. Мо-цзы мечтал о том, чтобы " люди помогали друг другу, чтобы сильный помогал слабому, чтобы люди учили друг друга, чтобы знающий учил незнающего, делили бы имущество друг с другом ". Даже имущество (В.С.!)

Если эти принципы перенести на политическое устройство, то получится идеальное государство – государство с мудрым правителем во главе и отлаженной исполнительской службой.

Главное – сообща и единообразно выполнять все необходимое для достижения общего блага!

Ради этого можно прибегать и к искоренению инакомыслия, и к доносам:

" Услышав о хорошем или плохом, каждый должен сообщить об этом вышестоящему, и то, что вышестоящий находит правильным, все должны признать правильным, а то, что вышестоящий находит неправильным, все должны признать неправильным ". Поддерживать данный порядок следовало при помощи наказаний и наград, соразмерных совершаемым поступкам.

ЛЕГИЗМ.

Крупнейший представитель раннего легизма (фацзя) Шан Ян (ок. 390 - 338 гг. до н. э.). Составленные им проекты реформ и указов вошли в трактат "Шан цзюнь шу" ("Книга правителя области Шан").

Главное: они не идеализировали природу человека и были прагматиками. Надо не стремиться к идеалу, надо управлять государством здесь и сейчас. «Мудрый творит законы, а глупый ограничен ими».

Легисты отказались от традиционных моральных трактовок политики и разрабатывали учение о технике отправления власти.

" Человеколюбивый может оставаться человеколюбивым к другим людям, но он не может заставить других людей быть человеколюбивыми... Отсюда ясно, что одного человеколюбия или справедливости еще недостаточно, чтобы добиться хорошего управления Поднебесной ".

В противоположность даосам, конфуцианцам и моистам, призывавшим восстановить древние порядки, легисты доказывали невозможность возврата к старине.

" Для того чтобы принести пользу государству, не обязательно подражать древности ".

Умный правитель, говорится в трактате "Шан цзюнь шу", " не потворствует смуте, а берет власть в свои руки, устанавливает закон и с помощью законов наводит порядок ". Поэтому главное – это установить закон и следить за его исполнением.

Предлагалось установить единые для всего государства законы. Под законом понималась репрессивная политика (уголовный закон) и административные распоряжения правительства.

Отношения между властью и народом Шан Ян рассматривал как противоборство враждующих сторон. " Когда народ сильнее своих властей — государство слабое; когда власти сильнее своего народа — армия могущественна ".

В образцовом государстве власть правителя опирается на силу и никаким законом не связана.

Закон – средство устрашающего превентивного террора. За малейший проступок следует карать смертной казнью. Легисты проводили в жизнь принцип превентивного наказания и принцип коллективной ответственности. Общины делились на пятидворки и десятидворки, которые были объединены круговой порукой.

Легизм содержал наиболее полную программу централизации государства, и его рекомендации были использованы при объединении страны под властью императора Цинь Шихуана (III в. до н.э.).

В II - I вв. до н.э. конфуцианство, дополненное идеями легизма, утверждается в качестве государственной религии Китая. Школа моистов постепенно отмирает. Даосизм, переплетаясь с буддизмом и местными верованиями, приобретает черты магии и со временем утрачивает влияние на развитие политической идеологии.

Официальным учением императорского Китая конфуцианство оставалось вплоть до Синхайской революции 1911 - 1913 гг.

Лекция 3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Факторы формирования политико-правовой идеологии:

Интенсивная торговая деятельность греков, расширение познавательного кругозора, совершенствование технических навыков и умений, активное участие граждан в делах полиса, особенно демократического − кризис мифологии. Появление философии.

Расширение эмпирических знаний. Правовая мысль Древней Греции постоянно обращалась к сравнительному изучению законов, которые установили в полисах первые законодатели (Ликург – в Спарте, Солон – в Афинах).

Рабовладение. Философские и политико-правовые учения – удел свободных!

Динамика их развития:

от мифологии (Гомер, Гесиод) к

мудрецам (Пифагор, Демокрит),

далее к рационализму (софисты),

затем – логический анализ (Сократ, Платон),

и наконец, начальные формы научного исследования (Аристотель).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: