Но государство все-таки нужно. Оправдание государства в том, что оно поддерживает земной, временный порядок.
Есть два вида земных царств:
1) организации насилия и разбоя, они начинаются с братоубийцы Каина, продолжаются братоубийцей Ромулом, олицетворяют грех, несправедливость, насилие, “ общество нечестивых ”.
2) Другие царства – это “ христианские государства ”, власть которых основана на заботе о подвластных.
Смысл государства – в служении церкви, в помощи небесному граду направлять мир земной к миру небесному.
Источник зла – свободная воля людей, влекущая их от единства к множеству. В делах веры это очень опасно:
“ Прежде чем понимать, мы должны верить ”.
Если неверие не поддается убеждению, должно “ принуждать людей, а не учить”. “Вы думаете, что никого не следует принуждать к правде, однако читаете у св. Луки, что господин сказал своим слугам: принудьте войти всех, кого найдете ”.
Божественным установлением являются и частная собственность, имущественное неравенство, деление на бедных и богатых. “ Кто сотворил тех и других? – Господь! Богатого – чтобы помочь бедному, бедного – чтобы испытать богатого ”…
|
|
“ Государство лучше всего устрояется и хранится, будучи основано и связано верой и прочным согласием, когда все любят общее благо; высшее же благо есть бог ”.
Понятие преступления
прочно увязывается с понятием греха:
«Когда неукротимая страсть портит душу и тело – это проступок; когда она действует во вред другому – это преступление».
В качестве наказания за преступление и проступок Августин называет утрату человеком возможности спасения души главная цель христианства.
Теократические идеи Августина в определенной мере осуществились в Восточной Римской империи (Византии). Тесный союз церкви и государства, переплетение их механизмов создали теократическую империю.
Лекция 4. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В ПЕРИОД СРЕДНИХ ВЕКОВ