Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства. Развитие средств коммуникации и массовой информации. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в современном мире.
Т е м а 14 Особенности духовной жизни современного общества..
Изменения в научной картине мира. Многообразие стилей и течений в художественной культуре. Мировоззренческие основы постмодернизма. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе. Молодежная культура. Религия и церковь в современной общественной жизни. Экуменизм. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI в.
Т е м а 15. Проблемы современной цивилизации
Противоречия современной эпохи. Кризис политической идеологии на рубеже XX-XXIвв. «Неоконсервативная революция». Современная идеология «третьего пути». Антиглобализм. Глобальные проблемы человечества.
Итоговое повторение
VII.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
|
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 10 КЛАСС.
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Тип, вид урока | Элементы содержания | Виды учебной деятельности Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля, измерители | Элементы дополнительного содержания | Домашнее задание | Дата проведения | |
план | факт | |||||||||
Раздел I. Введение в историю (4 ч.) Тема 1. Исторический процесс и историческая наука (4 ч.) | ||||||||||
История и исторический процесс | Урок изучения новых знаний. Вводная лекция с элементами беседы | Многообразие понятия «история» и современные подходы к его пониманию. Сущность исторического пространства, взаимосвязи общества и природы в истории человечества. Критерий исторического времени. Вопрос о единстве всемирной истории. Периодизация исторического процесса | Знать: что такое история; как формировалось историческое пространство; ответы на вопрос о единстве всемирной истории; понятия: история, всемирная история. Уметь: находить отличие исторического времени от календарного; обосновывать свой выбор; устанавливать взаимосвязь вопросов смысла, цели и единства мировой истории; характеризовать основные подходы к периодизации исторического процесса; указывать признаки концепций всемирной истории; анализировать; структурировать учебный материал в виде тезисного плана, «линии времени» | Беседа; тестовые задания, тезисный план, «линия времени» | Системы летоисчисления. Календари: древнеегипетский, вавилонский, древнекитайский, юлианский, григорианский | § 1, рефераты: «Системы летоисчисления по олимпиадам, от основания города, сотворения мира, рождества Христова, хиджры», «Календари» | 3.09 | |||
2-3 | История и познание истории | 1. Комбинированный урок. | История в системе гуманитарных наук. Социальное познание и историческая наука. | Знать: особенности социального познания; отличие истории от других социальных дисциплин; подходы к пониманию термина «исторический факт»; трудности, возникающие при использовании информации источ- | Беседа, анализ мнений, документов, схема, тезисный план, конспект, | Основные концепции исторического развития: историко- | 1-§2, вопросы, записи. | 5-10 .09 |
2. Урок изучения новых знаний. Лекция | Историческое событие и исторический факт. Понятие об исторических источниках. Виды источников. Понятие и термины исторической науки | ника в исследовании историка; особенности языка исторической науки; понятия: социальное познание, историческое событие, исторический факт, исторический источник, менталитет, цивилизация. Уметь: определять специфику исторической науки, достоинства и слабости подходов к исследованию истории в исторической науке XX в.; анализировать мнения, мысли, документы; высказывать свое отношение; устанавливать причинно-следственные связи; анализировать схему; структурировать учебный материал в виде конспекта, тезисного плана | познавательные задания | культурологические (цивилизационные), формационная теории, теория модернизации. Школа «анналов». Смысл истории | 2. Подготовиться к семинару, с. 22-24 | |||||
Введение в историю | Урок практического применения знаний и умений. Семинар | История в век глобализации. Альтернативы в истории и тайны истории. Судить или понимать? | Знать: направления в глобальной истории; понятия: глобализация, альтернативы. Уметь: высказывать свое мнение по поводу альтернатив в истории; дискутировать по вопросу: «Судить или понимать?»; представлять результаты изучения исторического материала в виде реферата, эссе | Беседа, анализ документов, дискуссия, эссе, рефераты | Познавательные задания, эссе, проекты (по выбору учителя) | 12.09 | ||||
Раздел П. Человечество в эпоху Древнего мира и средневековья (28 ч.) Тема 2. Первобытность. Цивилизации Древнего мира (8 ч.) | ||||||||||
Предцивилизационная | Урок изучения новых знаний. | Антропогенез. Научные представления о формировании человека | Знать: что такое предцивилизационная стадия истории человечества; этапы в становлении человека; проблемы социогенеза; сущность и зна- | Беседа; работа сдокументами, дополнитель- | Современные научные концепции | §3 до с. 28, вопросы 1-3 | 17.09 |
стадия истории человечества | Лекция | современного типа. Периодизация пред-цивилизационной стадии развития человечества. Проблемы социогенеза. Праобщина. Родовая община. Неолитическая революция и ее историческое значение | чение неолитической революции; понятия: антропогенез, первобытное, доисторическое общество, человек умелый, человек разумный, родовая община, присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, цивилизация, социогенез, революция, неолитическая революция. Уметь: представлять результаты изучения исторического материала в виде конспекта; работать с картой; анализировать документы, делать выводы; высказывать свое мнение; характеризовать исторические события; составлять словарь темы | ной литературой, интернет-ресурсами; проблемные вопросы, конспект, понятийный аппарат; схема «Линия времени» | происхождения человека и общества | |||||
Архаичные цивилизации Древнего Востока | Урок практического применения знаний и умений. Лабораторный урок | Роль великих рек в формировании цивилизаций. Экономические основы древневосточных цивилизаций. Современные представления о факторах и формах возникновения государства. Вождества. Восточная деспотия и ее роль в древневосточных цивилизациях. Общество: социальная структура и социальные нормы | Знать: какие цивилизации относят к архаичным; особенности социальной структуры общества на Древнем Востоке; суть относительной социальной статичности древневосточных обществ; понятия: деспотия, государство, вождество, социальная структура, социальные нормы. Уметь: представлять результаты изучения исторического материала в виде конспекта; работать с картой; анализировать документы, делать выводы; высказывать свое мнение; характеризовать восточную деспотию; определять ее роль в истории древневосточных цивилизаций; выделять особенности архаичных цивилизаций; | Беседа; работа с документами, дополнительной литературой, интернет-ресурсами; проблемные вопросы, конспект, характеристика, понятийный аппарат | Особенности материальной культуры. Мифологическая картина мира. Возникновение письменности и накопление знаний. Возникновение религиозной картины мира | § 3 со с. 28, проблемные вопросы, с. 34 | 19.09 |
устанавливать причинно-следственные связи; работать с дополнительной литературой, интернет-ресурсами | ||||||||||
7-8 | Антич- | 1. Урок изучения новых знаний. Лекция. 2. Урок практи- ческого применения знаний и умений. Семинар | Зарождение антич- ной цивилизации. От «темных веков» к классической Греции. Античный полис: расцвет и кри- зис. Греческая ко- лонизация. Древне- греческая философия. Древнегреческая мифология. Эллинизм. Цивилизация Древнего Рима в VIII—I вв. до н. э. Римская империя: античный мир, переход от республики к становлению Великой Римской империи. Причины кризиса; падение Западной Римской империи. Римское право | Знать: когда возникли древнейшие цивилизации в Европе и какую роль в их формировании и развитии сыг- рали природно-климатические усло- вия Средиземноморья; социальные и экономические последствия вступ- ления Древней Греции в железный век; причины, значение и последст- вия Великой греческой колонизации; роль реформ Солона в развитии Афин; признаки античного полиса; особенности Афин и Спарты как полисов; причины и сущность полиса; этапы римской цивилизации; причины борьбы патрициев и плебеев и ее значение для становления римской гражданской общины; отличие античного классического рабства от рабства на Древнем Востоке; переход от республики к империи в Риме; причины кризиса и падения Западной Римской империи; понятия: колонизация, демос, тирания, полис, гражданская община, республика, гражданская война, империя, Великое переселение народов, эллинизм. Уметь: анализировать греческие мифы; высказывать свои предположе- | Беседа; те- зисный план, конспект; сравнитель- ная характе- ристика (таблица) «Афины и Спарта», понятийный аппарат | Своеобра- зие антич- ных циви- лизаций Европы по сравне- нию с ци- вилизация- ми Древнего Востока. Мифологическая картина мира и формирование научной формы мышления в античном обществе. Ранняя христианская церковь | 1. §4-5, вопросы. 2. Эссе, рефераты, проекты (по выбо- ру учите- ля, уча- щихся) | 21-22223323.09 | ||
ные ци- | 23.09 | |||||||||
вилиза- | ||||||||||
ции | ||||||||||
Среди- | ||||||||||
земно- | ||||||||||
морья | ||||||||||
* | ния; сравнивать древнейшие цивилизации на территории Европы с цивилизациями Древнего Востока и устанавливать причинно-следственные связи; определять особенности гражданской общины; высказывать свое мнение и аргументировать его; составлять сравнительную характеристику Афин и Спарты; сопоставлять точки зрения на характер римской цивилизации; сравнивать характеристики античного рабства разных авторов; находить сходство и различие греческого полиса и римской циви-тас; определять статус раба в римском праве | |||||||||
9 | Древнейшая история нашей Родины | Урок изучения новых знаний. Лекция | Древние люди на территории нашей страны. Греческая колонизация Причерноморья. Скифское государство. Восточные славяне. Тюркские народы и государства на территории нашей страны. Норманны - варяги - русы | Знать: античное наследие в истории Европы и нашей страны; участие славян в Великом переселении народов; точки зрения в исторической науке по поводу происхождения слова «Русь»; понятия: колонизация, варяги, Русь. Уметь: работать с картой; выделять характерные черты общественных отношений, сложившихся у восточных славян; определять особенности норманнского присутствия в Восточной Европе по сравнению с Западной | Беседа; работа с картой; конспект, понятийный аппарат | Великое переселение народов и его влияние на формирование праславян-ского этноса Место славян среди индоевропейцев | § 6, вопросы | 28.09 | ||
Духовный мир | Урок практического | Мифологическая картина мира. Мифы о культурных | Знать: особенности мифологической картины мира; идеи буддизма, иудаизма, христианства; причины быстрого | Работа с текстом учебника; анализ | Космогонические, антропо- | Доклады и сообщения о жиз- | 30.09 |
древних обществ | применения знаний и умении. Лабораторный урок | героях. Представления об осевом времени. Буддийская духовная традиция. Иудейская духовная традиция. Христианская духовная традиция. Религии спасения. Формирование научного мышления в древности | распространения христианства в Римской империи; особенности религий спасения и древней науки; понятия: картина мира, миф, осевое время, даосизм. Уметь: сравнивать определения; анализировать мифы, информацию; выявлять особенности мифологической картины мира; объяснять смысл выражений; устанавливать причинно-следственные связи; находить отличие конфуцианства от буддизма, научных знаний от мифов; структурировать учебный материал в виде тезисов, таблицы, схемы, конспекта | мифов, информации; тезисы, таблица, схема, конспект, понятийный аппарат | тонические, теогонические мифы | ни и открытиях выдающихся ученых и философов древности (§7) | ||||
Венок мудрости | Урок практического применения знаний и умений. Урок-конференция | Жизнь и открытия выдающихся ученых и философов древности. Платон. Плиний. Сенека. Цицерон. Демокрит. Пифагор. Сократ. Аристотель. Авиценна. Конфуций. Эпикур | Знать: выдающихся ученых и философов древности, их открытия; взгляды древних мыслителей на развитие природы и общества; понятия: философия. Уметь: работать с дополнительной литературой, различными источниками, СМИ, интернет-ресурсами; представлять результаты изучения исторического материала в форме реферата; владеть основными видами публичных выступлений | Рефераты, сообщения, работа с источниками разного типа | § 8, вопросы, подготовиться к семинару | 2.10 | ||||
Историческое насле- | Урок практического приме- | Древность: трудности понимания. Единство мира древних цивилиза- | Знать: суть единства мира древних цивилизаций; шумерской картины мира; ключевые идеи полиса; значение римского права и его роль | Работа с документом; беседа, тезисный план, | Проекты (по выбору учащихся) | 4.10 |
дие древних цивилизаций | нения знаний и умений. Семинар - | ций. Шумерская модель мира. Полис: три идеи для человечества. Римское право. Власть идеи и страсть к истине. Алфавит и письменность. Египетская медицина, математика, астрономия. Художественные ценности древних цивилизаций | в истории человечества; выдающиеся духовные и научные открытия древности; понятия: цивилизация, полис, демократия, гражданская община, республика, римское право, власть идеи. Уметь: анализировать документы; осуществлять поиск аргументов; сравнивать; определять смысл выражений | понятийный аппарат | ||||||
Тема 3. Россия и мир в эпоху Средневековья (21 ч.) | ||||||||||
13-14 | Средневековая цивилизация Европы | 1. Урок изучения новых знаний. Урок-ис следова ние. 2.Урок практи ческого приме нения знаний и уме ний. Практи кум | Сущность и периодизация европейского Средневековья. Переход к Средневековью. Синтез позднеантичного и варварского укладов. Государство франков. Империя Карла Великого. Средневековье и феодализм: соотношение понятий. Сеньориальный строй. Феод. Община. Города в средневековом обществе. Социальная | Знать: значение термина «Средние века» в современной исторической науке; особенности перехода от античности к Средневековью в различных регионах Европы; историческое значение деятельности Карла Великого и созданной им империи; Вассаль-но-ленные отношения; роль городов в средневековой Европе; понятия: Средние века, синтез, агра-ризация, империя, сеньор, сеньории, бенефиции, поземельная и личная зависимость, домен, крестьянская община, феод, рыцарство, вассал, иерархия, феодализм, коммунальное движение, сословно-представитель-ная монархия, осень Средневековья. | Работа с текстом, анализ документов, фактов; тезисный план, понятийный аппарат, таблица, схема; беседа; тесты | Динамика развития европейской средневековой цивилизации | 1. § 9-10, вопросы. 2. Реферат (сообще ние) «Осо бенности социаль ной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей | 9-11.10 |
структура. Сословное общество. Этапы развития средневекового государства. Сословно-пред-ставительная монархия. Централизация и полицентризм. Государство и церковь. Политическая роль папства. Христианская цивилизация. Роль религии и церкви в средневековом обществе. Европейское общество в XIV-XV вв. | Уметь: анализировать факты и делать выводы; высказывать свое мнение и аргументировать его; давать характеристику отношениям сеньоров и крестьян; доказывать, что рыцарство строилось в соответствии с корпоративными принципами обособленности и замкнутости; выделять особенности отношений между церковью и светской властью; приводить примеры из печати, литературных произведений, выступлений ученых и политиков; структурировать учебный материал в виде схемы, таблицы, тезисного плана | в католической и православной традициях» | ||||||||
Византийская империя | Комбинированный урок | Особенности территориальной и этнической структуры. Роль государства в византийской истории. Раскол церкви на католическую и православную. Православная церковь в византийском обществе | Знать: почему Византийскую империю называют Ромейской; особенности перехода Византии от античности к Средневековью; роль государства в византийской истории; причины раскола церкви на католическую и православную; понятия: «Москва - третий Рим», католическая и православная церкви. Уметь: выявлять и характеризовать особенности византийского общества; определять роль православной церкви в истории Византии; устанавливать причинно-следственные связи; работать с картой; анализировать | Тесты; работа с текстом учебника, анализ документа, характеристика взглядов автора документа; беседа; тезисный план, познавательное задание; работа с картой, допол- | Социокультурное и политическое влияние Византии | §11 до с. 99, рефераты (сообщения): «Культурное наследие Византии», «Культурное наследие арабо-мусульманского Средневековья» 1 | 26.10 |
I | ||||||||||
документ; характеризовать взгляды автора документа; проводить поиск исторической информации в источниках разного типа | нительной литературой, интернет-ресурсами | |||||||||
Арабо-мусульманский Восток | Комбинированный урок | Возникновение ислама. Роль ислама в арабо-мусульман-ском средневековом обществе. Арабский халифат. Историческое значение средневековой арабо-мусуль-манской культуры | Знать: в каких исторических условиях возник Арабский халифат; роль завоеваний в истории арабов; почему арабо-мусульманскую цивилизацию называют исламской; место ислама в развитии общества, государства, повседневной жизни; понятия: ислам, халифат, Коран, су-ниты, шииты. Уметь: представлять результаты изучения исторического материала в форме реферата, сообщения; работать с картой; анализировать документ (отрывки из Корана); проводить поиск исторической информации в источниках разного типа | Рефераты (сообщения); беседа; работа с документом; понятийный аппарат, познавательное задание; работа с картой, дополнительной литературой, интернет-ресурсами | Социокультурные особенности арабского и тюркского общества | §П, с. 99-103; сообщения: «Китай в Средние века», «Индия в Средние века», «Япония в Средние века» | 7.11 | |||
Китай, Индия, Япония в Средние века | Урок практического применения знаний и умений. Конференция с элементами дискуссии | Дискуссия о применимости термина «средние века» к истории Востока. Особенности исторического развития Китая, Индии, Японии в эпоху Средневековья | Знать: точки зрения по вопросу о применимости понятия «средние века» к истории Востока; особенности истории стран Востока в Средние века; понятия: конфуцианское государство и общество, индуизм, ислам, буддизм^ синтоизм, традиционное общество. Уметь: представлять результаты изучения исторического материала в форме реферата, сообщения; владеть основными видами публичных | Сообщения; познавательное задание, беседа, понятийный аппарат; работа с дополнительной литературой, интернет-ресурсами; | Возникновение религиозной картины мира | Повторить понятия | 11.11 | <•» |
выступлений; работать с картой; участвовать в дискуссии, высказывать свою точку зрения, используя для аргументации исторические сведения | дискуссия; работа с картой | |||||||||
Особенности российского Средневековья: дискуссионные проблемы | Урок изучения новых знаний. Лекция с элементами дискуссии | Дискуссии о генезисе феодальных отношений на Руси. Характер древнерусской государственности. Проблемы сословно-представительной монархии. Факторы самобытности российской истории. Геополитический фактор в развитии российской истории. Политические, социальные и экономические процессы российского Средневековья. Принятие христианства на Руси | Знать: наиболее спорные проблемы средневековой российской истории; как советская историческая наука трактовала понятия «Средневековье» и «феодализм»; особенности российского Средневековья; влияние природно-климатических факторов на развитие экономических, социальных и политических процессов; влияние геополитических факторов на российскую историю; причины принятия христианства Русью и значение этого события; понятия: Средневековье, генезис феодализма, сословно-представительная монархия, патернализм, государство. Уметь: устанавливать причинно-следственные связи; структурировать учебный материал в виде тезисного плана; анализировать утверждения, пословицы; высказывать свое мнение, аргументировать его | Беседа, дискуссия; тезисный план, анализ утверждений и пословиц; аргументация своего мнения, понятийный аппарат | § 12, вопросы с. 112 (индивидуальные задания) | 18.11 | ||||
19- | Древнерусское государство и общество | 1. Урок изучения новых знаний. Проблемная лекция. | Причины и этапы образования Древнерусского государства. Теория создания государства на Руси. Характер Древнерус- | Знать: суть спора между норманнистами и антинорманнистами; роль варягов в становлении древнерусской государственности; суть эволюции управленческих структур в Древнерусском государстве с XI по XII в.; особенности княжеской власти в Древнерусском государстве; причины | Беседа, проблемные вопросы; тезисный план; схемы: «Древнерусские князья», «Теории про- | «Повесть временных лет». Торговый путь «из варяг в греки». | 1. § 13-14, вопросы; сообщения «Выдающаяся личность Древне- | 21-25.11 |
I | и | |||||||||
2. Урок практического применения знаний и умений. Практикум | ского государства в IX-X вв. Эволюционное развитие русских земель в XI - первой половине XII в. Функции княжеской власти в Древнерусском государстве. Дружина. Народ и власть. Народное ополчение. Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Походы на Византию. Принятие христианства на Руси. Развитие норм права на Руси. Княжеские усобицы. Категории населения | существования в Древней Руси двух центров политической власти; своеобразие военной организации Древнерусского государства и ее отражение на характере политической власти Древней Руси; деятельность первых русских князей; личности: Рюрик, Олег, Игорь, Святослав, Владимир, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах; понятия: норманнисты, антинорманнисты, вече, дружина, общественный договор, наместник, лествичная система, сотня, сотники, тысяча, тысяцкие, полюдье, легитимность власти. Уметь: обсуждать проблемные вопросы, высказывать свое мнение; анализировать документ; устанавливать причинно-следственные связи, работать со схемой, с картой; структурировать учебный материал в виде схемы, таблицы; осуществлять поиск исторической информации в источниках разного типа | исхождения государства у восточных славян», «Структура и основные категории населения», «Организация Древнерусского государства»; работа с документом, картой; понятийный аппарат, таблица «Функции княжеской власти» | Походы на Византию | русского государства» 2. Хронологическая таблица, проект (по выбору учителя и учащихся) | |||||
21- | Формирование различных со-циаль-но-поли-тиче-ских моделей развития | 1. Урок изучения новых знаний. Проблем ная лек ция. 2. Урок практи ческого приме- | Причины раздробления Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Расцвет культуры домонгольской Руси. Новгородская республика. | Знать: своеобразие новгородской государственности, Владимиро-Суздальского княжества; роль боярства в разных землях; влияние ордынского владычества на характер политического развития русских земель; особенности общественного и государственного строя Литовского государства; специфику политического развития русских земель, оказавшихся в составе Великого княжества | Беседа; работа с текстом учебника, таблицы: «Причины и последствия раздробленности на Руси», «Политические особенности | Образование Монгольского государства. Включение русских земель в монгольскую систему управления за- | 1. § 15-16, вопросы, сообщение «Роль монгольского завоевания в истории Руси»;эссе «Альтернативы | 28/11 2.12 |
I | п | ||||||||||
древне- русско- го об- щества и госу- дарства. И в родном крае | нения знании и умений. Лабораторный урок | Владимиро-Суз- дальское княжест- во. Галицко-Во- лынское княжест- во. Ордынское вла- дычество: формирование даннических отношений. Эволюция княжеской власти и вечевой организации в период ордынского владычества: точки зрения. Церковь и идея единства русской земли. Экспансия с Запада. Борьба с агрессией крестоносцев. Русь Литовская | Литовского и Русского; основные на- правления деятельности русских кня- зей; личности: Юрий Долгорукий, Анд- рей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, хан Батый, Александр Невский, Михаил Александрович Тверской, Дмитрий Иванович Московский, Ягайло; понятия: республика, дворяне, ордынское владычество (иго), даннические отношения, баскачество, федерация, феодальная раздробленность. Уметь: работать с картой; устанавливать причинно-следственные связи; выявлять особенности; работать с текстом учебника; анализировать документы; высказывать свое мнение и аргументировать его, используя исторические сведения; структурировать учебный материал в виде таблицы, схемы, тезисного плана | Владимиро- Суздальской земли», «По- литические особенности Галицко-Во-лынского княжества», «Основные направления политики Великого княжества Литовского»; схемы: «Управление Новгородской боярской республикой», «Управление русскими землями в период Золотой Орды»; тезисный план, понятийный аппарат; работа с дополнительной ли- тературой | воеванны- ми земля- ми. Золотая Орда. При- нятие Ор- дой ислама | политиче- ского раз- вития в период феодаль- ной раздробленности»; сообщение «Выдающаяся личность эпохи феодальной раздробленности». 2. Хронологическая таблица | |||||
23- | Особен- ности процес- са объ- едине- ния рус- ских земель | 1. Урок изучения новых знаний. * Про- блемная лекция. 2. Урок практи- ческого приме- нения знаний и уме- ний. Лабора- торный урок | Борьба за первен- ство на территории Северо-Восточной Руси. Великое княжество Москов- ское в системе ме- ждународных от- ношений. Москва как центр развития культуры велико- русской народно- сти. Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII - се- редине XV века. Причины объеди- нения русских земель. Возвышение Москвы. Роль Твери в процессе становления великорусской государственности. Великое княжество Литовское и Русское: борьба за общерусское лидерство | Знать: какие преимущества давало Москве приобретение той или иной территории; почему сотрудничество с православной церковью стало од- ним из важнейших принципов поли- тики московских князей; причины на- ступления московских князей на об- щинно-вечевые институты; почему в борьбе за общерусское лидерство Тверское княжество уступало Москве; личности: Даниил Александрович, Юрий, Иван Калита, митрополиты Максим и Петр, Дмитрий Донской, Иван III, Василий III, тверские князья, Ольгерд, Витовт; понятия: феодальная война, нацио- нальное самосознание. Уметь: анализировать события, высказывания; устанавливать причинно-следственные связи; высказывать свое мнение, аргументируя его историческими сведениями; делать выводы; определять черты сходства и отличия в политике московских и тверских князей; работать со схемой; составлять сравнительную таблицу; работать с картой (прослеживать, как увеличивалась территория Московского княжества) | Схемы: «Московские и тверские князья», «Великие князья ли- товские и русские»; сравнитель- ная таблица «Причины образования централизо- ванных го- сударств в Западной Европе и единого Русского государства»; таблицы: «Предпосылки объединения русских земель в единое государство», «Присоединение земель к Московскому княжеству»; беседа; те- зисный план, | Борьба за политиче- скую геге- монию в Северо- Восточной Руси. Взаи- мосвязь процессов объедине- ния рус- ских земель и борьбы против ор- дынского владычест- ва. Зарож- дение национального самосознания на Руси. Закрепление католичества как государственной религии Великого княжества Литовского. Автокефалия Рус- ской пра- | 1. § 11-18, вопросы. 2. Сопо- ставьте де- ятельность и судьбу князей эпохи фе- одальной раздроб- ленности (персона- лии и кри- терии сравнения определи- те само- стоятельно). Эссе: «Люди больше походят на свое время, чем на своих отцов» (М. Блок); «Возвышение Москвы -сочетание законномерности и случай- | 5-9.12 |
I | ||||||||||
понятийный аппарат; работа с дополнительной литературой и интернет-ресурсами | вославной церкви | ности»; «Иван Калита: князь добрый или "подлый сердцем"?» | ||||||||
25-26 | Борьба альтернативных вариантов развития России в конце XV-начале XVII в. Борьба альтернативных вариантов развития Башкортостана в конце XV-начале XVII в. | 1. Урок изучения новых знаний. Проблем ная лек ция. 2. Урок практи ческого приме нения знаний и уме ний. Се минар | Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Формирование новой системы управления страной. Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-предста-вительской монархии. Развитие поместной системы. Установление крепостного права. Учреждение патриаршества. Земский собор 1613 г. Характер Московского государства во второй половине XV - начале XVI в. Первые Романовы. | Знать: тенденции политического развития Московского государства во второй половине XV - начале XVI в.; изменения в центральных и местных органах власти, в организации армии; альтернативы развития страны в период правления Ивана IV, социальные силы, заинтересованные в проведении реформ; причины и цели учреждения опричнины; роль опричного террора в истории России; варианты возможного развития страны в период Смутного времени; уникальность ситуации в стране в период I и II ополчения; главные итоги и уроки Смуты; причины восстановления наследственной монархии; личности: Иван III, Василий III, Иван Грозный, митрополит Макарий, Ада-шев, священник Сильвестр, Курбский, Висковатый, Федор, Борис Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский, Лжедмитрий И, Владислав, патриарх Гермоген, Ляпунов, Трубецкой, Заруцкий, Минин, Пожарский, Михаил Романов; | Беседа, анализ мнений; работа с картой; проблемные вопросы, тезисный план; схемы: «Внутренняя политика Ивана IV», «Опричнина», «Россия в конце XVI века», «Причины Смутного времени»; хронологическая таблица, сообщения; работа с дополнительной литературой и интернет-ресурсами | Сакрализация царской власти в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Национальный подъем в России | § 19-20, вопросы; сообщения: «Василий III -последний собиратель земли Русской», «Реформы Избранной рады: успех или неудача?», «Опричная политика Ивана Грозного», «Самозванство во времена Смуты», «Царевич Дмитрий - судьба и легенды», «При- | 12-16.12 |
Самодержавие и земские соборы. Иван Грозный: альтернативы социально-политического развития страны. Смута и различные варианты эволюции государственного строя. Феномен русского ополчения. Восстановление наследственной монархии | понятия: местничество, Боярская дума, Судебник, наместник, волостели, кормленщики, тиуны, городовые приказчики, Избранная рада, Собор примирения, приказы, опричнина, Смута, ополчение, «Совет всей земли», Земское правительство, избирательный Земский собор. Уметь: сравнивать устройство Русского государства в конце XV - начале XVI в.; устанавливать причинно-следственные связи; работать с картой; характеризовать деятельность выдающихся исторических личностей; анализировать мнения, высказывать свою точку зрения; работать со схемами, таблицами | чины и результаты польской интервенции в период Смуты», «Земский собор 1613 г.», «Полководец М. В. Ско-пин-Шуй-ский». Анализ деятельности одного из участников исторических событий. Оценка роли вашего персонажа в Смуте | ||||||||
27-28 | Соци-ально-эконо-миче-ское развитие России. | 1. Урок изучения новых знаний. Урок-исследование | Характер землевладения в X - начале XIII в. Структура земледельческого населения. Эволюция поземельных отношений в период ордынского владычества. Поземельные | Знать: суть феодального характера землевладения в Древнерусском государстве; факторы, препятствующие росту крупной земельной собственности в Древнерусском государстве; особенности социальной структуры Древнерусского государства; обстоятельства, обусловившие рост частновладельческих земель в период ордынского владычества; формы земле- | Работа с текстом учебника, таблицы: «Основные формы земельной собственности в России XV-XVI вв.», | §21, вопросы, эссе: «Роль Соборного уложения в формировании крепостного права», | 19-23.12 |
Соци-ально-эконо-миче-ское развитие Башкортостана | 2. Урок практического применения знаний и умений. Семинар | отношения в период становления единого Русского государства | владения в период складывания единого Русского государства; личности: Иван Калита, Василий Темный, Годунов, Алексей Михайлович; понятия: вотчина, закупы, рядовичи, смерды, люди, поместья, помещики, оброк, барщина, заповедные годы, урочные годы. Уметь: работать с текстом учебника; заполнять таблицу; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать положение различных категорий населения | «Социально-сословная структура российского общества»; проблемные вопросы, беседа, понятийный аппарат, эссе | «Роль личности в соци- ально- экономи- ческом развитии России» | |||||
29-30 | Россия в средневековом мире. Башкортостан в средневековом мире | 1. Урок изучения новых знаний. Проблем ная лек ция. 2. Урок практи ческого приме нения знаний и уме ний. Урок- презен тация | Особенности геополитического положения Древнерусского государства. Геополитическая ситуация на южных границах Древнерусского государства. Эволюция внешней политики в период ордынского владычества на Руси. Московское государство в системе международных отношений: западное направление. Восточное направ- | Знать: особенности геополитического положения Древнерусского государства; суть эволюции внешней политики Древней Руси в отношении кочевых народов; принципы взаимоотношений Древней Руси со странами Западной Европы; особенности внешней политики Руси в период ордынского владычества; основные внешнеполитические приоритеты в Московском государстве; главные итоги русской внешней политики XV-XVI вв.; личности: Олег, Игорь, Святослав, Святослав Изяславич, Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван III, Иван IV, Ермак, Василий III; понятия: геополитическое положение, династические браки. | Беседа; работа с картой; таблицы: «Внешняя политика Ивана IV», «Этапы освоения новых земель в составе Российского государства», «Ливонская война: причины, этапы, результаты»; проблемные вопросы, | Распад Золотой Орды на Казанское, Крымское, Астраханское ханства. Расширение территории России в XVI в. Рост международного авторитета Российского государства | 1- §22, мини-презентации по темам, выбранным учащимися. 2. § 23, вопросы; подготовиться к семинару (групповые задания) | 28.114.01 |
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
ление внешней политики московского государства | Уметь: сравнивать внешнюю политику Русского государства и передовых стран Европы, находить общие и отличительные черты; работать с картой, таблицей; устанавливать причинно-следственные связи; обсуждать проблемные вопросы, высказывать свое мнение, аргументируя его историческими сведениями; анализировать документы; характеризовать внешнеполитическую деятельность русских князей | тезисный план, сравнительная таблица | ||||||||
Человек в древности и Средневековье | Урок практического применения знаний и умений. Круглый стол | Человек и его социальные роли. Человек и время. Человек и пространство. Человек и его детство. Человек и знание. Цивилизации Древнего Востока и античные цивилизации Средиземноморья. Становление иудео-христианской духовной традиции, ее религиозно-мировоззренческие особенности. Христианско-сред-невековая цивилизация в Европе. | Знать: социальные роли населения Шумера, жителей средневековой Европы; сходство ролевого набора обществ древности и Средневековья; особенности восприятия времени в Древней Греции; специфику отношения средневекового Запада ко времени; характеристику освоения пространства древними персами, древними греками и средневековыми европейцами; подходы к обучению детей в древности и в Средние века; отношение к ученым в Древнем Китае, Древней Греции и средневековой Европе; отличия в отношении к науке, свободе науки, научной истине на Древнем Востоке, в Греции и средневековой Европе и изменения в этой сфере в Средневековье; путь к осознанию личностью ее интеллектуальной ответственности; | Анализ документов; беседа, проблемные вопросы, групповая работа | Проекты (темы выбраны учащимися, предложены учителем) | 16.01 |
Складывание западно-европейского и восточноевропейского регионов цивилиза-ционного развития. Культурное и философское наследие Средневековья | понятия: социальная роль, традиционный тип общества, мобильность населения, гуманизация образования, интеллектуальная ответственность. Уметь: анализировать документы; высказывать свое мнение и аргументировать его, подтверждая историческими сведениями; сравнивать, находить черты сходства и отличия; устанавливать причинно-следственные связи; характеризовать основные исторические события; работать в группе | |||||||||
32-33 | Повторение. «Россия и мир в эпоху Средневековья» | 1. Урок практи ческого приме нения знаний и уме ний. / Урок- ' презен тация проек тов. 2. Урок контроля знаний, умений, навыков. Урок- зачет | Особенности российского Средневековья. Древнерусское государство и общество. Формирование различных социально-политических моделей развития древнерусского общества и государства. Особенности процесса объединения русских земель. Борьба альтернативных вариантов развития страны в конце XV -начале XVIII в. Социально-экономическое развитие России. Россия | Знать: основные вопросы темы, ключевые понятия; выдающихся личностей и каков их вклад в историю. Уметь: осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, аудиовизуальный ряд и др.); отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации; передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); переводить информацию из одной знаковой системы в другую; развернуто обосновывать суждения; давать определения; приводить доказательства; объяснять изученные положения на самостоя- | Презентация проектов, рефераты, дискуссия, проблемные вопросы; беседа; таблица, схема, график, тесты, понятийный аппарат | Проекты, индивидуальные и групповые задания | 20-23.01 |
в средневековом мире | тельно подобранных конкретных примерах; владеть основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика); следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута); представлять результаты изучения исторического материала в формах реферата, презентации проектов | |||||||||
РазделIII. Мир в Новое время (28 ч.) Тема 4. Россия и мир в раннее Новое время (17 ч.) | ||||||||||
34-35 | Раннее Новое время: от традиционного общества к обществу индустриальному. от традиционного общества к обществу индустриальному | 1. Урок изучения новых знаний. Проблем ная лек ция. 2. Урок практи ческого приме нения знаний и уме ний. Се минар | Великие географические открытия и их последствия. Запад и Восток в раннее Новое время. Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу. Мануфактурный капитализм: экономика и общество. Возрождение. Реформация. Великая научная революция. Европа в XVIII в.: кризис «старого порядка». Переход от сословно-пред- | Знать: хронологические рамки Нового времени; последствия Великих географических открытий; значение революции цен для модернизации; значение Возрождения в изменении духовной сферы жизни общества; принципы и идеи идеологии Возрождения; причины и сущность, основные направления и значение Реформации; особенности европейского общества XVIII в. понятия: Новое время, модернизация, традиционное общество, индустриальное общество, мировой рынок, накопление капитала, революция цен, мануфактура, мануфактурный капитализм, новое дворянство, буржуазия, Возрождение (Ренессанс), гуманизм, Реформация, протестантизм, Контрреформация, рационализм, «третье сословие», «второе издание крепост- | Беседа, проблемные вопросы; работа с текстом, сравнительный анализ, понятийный аппарат, характеристика, анализ документов | Понятие «Новое время». Фор-, мирование нового пространственного восприятия мира. Усиление роли техногенных факторов общественного развития в ходе модернизации. Внутренняя колонизация. Конфес- | § 24-25, вопросы, проекты (темы сформулированы учащимися) | 30/01-30.02 |
.
На территории родного края | ставительскои монархии к абсолютизму. Эволюция европейской государственности. Возникновение концепции государственного суверенитета | ничества», европейская колонизация, меркантилизм, средний класс, кризис «старого порядка». Уметь: устанавливать связь понятий; определять отличие централизованных мануфактур от рассеянных; сравнивать учения Лютера и Кальвина; устанавливать причинно-следственные связи; высказывать свое мнение и аргументировать его; анализировать документы | сиональный раскол европейского общества | |||||||
36- | Россия: особенности перехода к Новому времени | 1. Урок изучения новых знаний. Лекция. 2. Урок практи ческого приме нения знаний и уме ний. Практи кум | Когда Россия вступила в Новое время? Каковы черты экономического и социального развития России в Новое время? Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур, развитие новых торговых центров. Церковный раскол и его значение. Россия и Европа. Россия и Азия. Кризис традиционализма | Знать: основные предпосылки перехода к Новому времени в России; определяющие черты экономического строя России в XVII в.; причины усложнения социальной структуры российского общества; причины и сущность церковного раскола; черты российской жизни в XVII в., свидетельствующие о кризисе традиционализма; понятия: дворянство, городское сословие, вестернизация страны, кризис традиционализма, европеизация, реформирование церкви. Уметь: работать с текстом учебника; заполнять таблицу; давать характеристику историческим событиям; устанавливать причинно-следственные связи; определять черты сходства и различия церковного раскола с Реформацией в Европе; работать с картой, сравнивать направления движения европейских и российских | Работа с текстом учебника; таблицы: «Черты Нового времени», «Черты экономического и социального развития России в Новое время», «Социально-сословная структура российского общества в XVII в.», «Церковный раскол»; беседа; | Старообрядчество | § 26, вопросы, доклад «Россия и Запад в XVII в.» | 6-10.02 |
ю | и | |||||||||
первооткрывателей; анализировать документы, высказывать свою точку зрения | работа с картой | |||||||||
38-39 | Россия: особенности социально-эконо-мического развития в XVII-ХУШвв. особенности социально-эконо-мического развития в XVII-ХУШвв на территории Башкортостана | 1. Урок изучения новых знаний. Лекция. 2. Урок практи ческого приме нения знаний и уме ний. Се минар | Российский тип феодализма. Крепостничество и его юридическое оформление. Рост городов и развитие городского хозяйства. Формирование всероссийского рынка. Российская экономика и иностранное влияние. Российская власть и экономика. Петровские преобразования. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма | Знать: почему крепостное право было главным тормозом экономической модернизации России в XVIII в.; причины жестких протекционистских мер царского правительства во внешней торговле; какова ключевая роль государства и его институтов в экономическом развитии, положительные и негативные последствия этого; понятия: крепостничество, всероссийский рынок, меркантилизм, модернизация, ремесленная специализация, мелкотоварное производство, протекционизм. Уметь: работать с текстом учебника, таблицей; анализировать мнения, высказывать свою точку зрения, аргументировать ее; сравнивать причины закрепощения крестьян в Западной Европе и России; находить общее и отличие российских городов и западноевропейских; устанавливать причинно-следственные связи | Таблица «Три стадии развития промышленности»; беседа; тезисный план, понятийный аппарат | § 27, эссе «Закрепощение крестьян в России» | 13-17.02 | |||
Европейские государства bXVI-ХУШвв. | Комбинированный урок | Формирование абсолютизма. Голландия - первая европейская республика Нового времени. Английская | Знать: исторические предпосылки перехода к абсолютизму; задачи и значение Нидерландской революции 1566-1609 гг.; причины, итоги и роль Английской революции середины XVII в. в европейской и миро- | Таблицы: «Нидерландской революции 1566— 1609 гг.: задачи, значе- | Конституционализм. Становление гражданского общества | § 28, мини-проекты (темы сформулированы учащимися) | 20/02 |
s Продолжение табл.
революция XVII в.: к парламентаризму и гражданскому обществу. Просвещенный абсолютизм | вой истории; точки зрения историков по вопросу о сущности просвещенного абсолютизма; личности: Людовик XIV, Карл I, Оливер Кромвель, Вильгельм Оранский, Фридрих II, Иосиф II; понятия: абсолютизм, республика, гражданское общество, просвещенный абсолютизм, протекторат, Реставрация, парламентская демократия, разделение законодательной и исполнительной ветвей власти. Уметь: анализировать документ, точки зрения историков, аргументировать свое мнение; выделять характерные признаки абсолютизма; работать с текстом учебника; структурировать учебный материал в виде таблицы, тезисного плана; обсуждать проблемные вопросы; сравнивать взгляды Локка и Гоббса | ние», «Причины и итоги Английской революции середины XVII в.»; анализ документа и точек зрения, тезисный план; работа с текстом учебника; беседа, проблемные вопросы, понятийный аппарат | ||||||||
41- | Феномен российского самодержавия | 1. Урок изучения новых знаний. Проблем ная лек ция. 2. Урок практи ческого приме нения | Абсолютизм в Европе и в России: общее и особенное. Предпосылки и условия формирования самодержавной власти в России. Иван Грозный и начало формирования самодержавия. От самодержавия к абсолютизму. | Знать: взаимосвязь понятий «абсолютизм», «самодержавие», процессов утверждения абсолютизма и политики меркантилизма; объективные и субъективные факторы утверждения абсолютизма в России в 1-й четверти XVIII в.; время, причины оформления и какова основа абсолютизма; когда и в связи с чем имели место попытки ограничения самодержавной власти в России; личности: Иван Грозный, Михаил Романов, Алексей Михайлович, Петр I, | Беседа, проблемные вопросы; работа с текстом учебника, понятийный аппарат, тезисный план; схема государственного управления | Провозглашение империи. Особенности российского абсолютизма | § 29, мини-проекты (темы сформулированы учащимися) | 24-27.02 |
знаний и умений. Урок-исследование | Екатерина II и формирование идеологии абсолютизма. Попытки ограничения самодержавной власти | Анна Иоанновна, Екатерина II, Феофан Прокопович; понятия: абсолютизм, самодержавие, опричнина, империя, император, Сенат, коллегии, Синод, протекционизм, меркантилизм, «кондиции». Уметь: работать с текстом учебника; сравнивать, находить общее и особенное в абсолютизме Европы и России; анализировать документы; высказывать свое мнение; характеризовать основные исторические события; обсуждать проблемные вопросы; устанавливать причинно-следственные связи; работать со схемой | ||||||||
43-44 | Особенности социальных движений в России в XVII-XVHIвв Социальные движения в родном крае в XVII-XVHIbb. | 1. Урок изучения новых знаний. Лабора торный урок. 2. Урок практи ческого приме нения знаний и уме ний. Конфе ренция | Социальная политика властей. Факторы, определяющие направленность социальной политики Российского государства в XVII-XVIII вв. Причины социальных движений. Крестьянские восстания. Городские восстания. Движение старообрядцев. Национальные движения. Причины прекращения массовых восстаний | Знать: какова основа социальной политики властей России в XVII в.; объективные и субъективные факторы, определяющие ее направленность; крупнейшие крестьянские, городские, национальные, старообрядческие выступления; участников социальных движений; причины прекращения массовых городских восстаний, роста национальных движений на окраинах Российской империи в XVIII в., ослабления выступлений старообрядцев в XVIII в.; личности: Хлопок, Илейка Муромец, Болотников, Разин, Булавин, Пугачев, С. Юлаев; понятия: крестьянская война, старообрядцы, крестьянское восстание, «Бунташный век». | Таблица «Социальные движения XV
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Подборка статей по вашей теме:
|