Т е м а 13. Глобализация общественного развития на рубеже XX-XXI вв

Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства. Развитие средств коммуникации и массовой информации. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в современном мире.

Т е м а 14 Особенности духовной жизни современного общества..

Изменения в научной картине мира. Многообразие стилей и течений в художественной культуре. Мировоззренческие основы постмодернизма. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе. Молодежная культура. Религия и церковь в современной общественной жизни. Экуменизм. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI в.

Т е м а 15. Проблемы современной цивилизации

Противоречия современной эпохи. Кризис политической идеологии на рубеже XX-XXIвв. «Неоконсервативная революция». Современная идеология «третьего пути». Антиглобализм. Глобальные проблемы человечества.

Итоговое повторение

VII.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 10 КЛАСС.

№ уро­ка Тема урока Кол-во ча­сов Тип, вид урока Элементы содержания Виды учебной деятельности Требования к уровню подготовки обучающихся Вид контроля, измерители Элементы дополни­тельного содержания Домашнее задание Дата проведения
план факт
                     
Раздел I. Введение в историю (4 ч.) Тема 1. Исторический процесс и историческая наука (4 ч.)
  История и исто­риче­ский процесс   Урок изучения новых знаний. Вводная лекция с эле­ментами беседы Многообразие по­нятия «история» и современные подходы к его по­ниманию. Сущ­ность историческо­го пространства, взаимосвязи обще­ства и природы в истории челове­чества. Критерий исторического вре­мени. Вопрос о единстве всемир­ной истории. Пе­риодизация исто­рического процесса Знать: что такое история; как фор­мировалось историческое простран­ство; ответы на вопрос о единстве всемирной истории; понятия: история, всемирная история. Уметь: находить отличие историче­ского времени от календарного; обосновывать свой выбор; устанавли­вать взаимосвязь вопросов смысла, цели и единства мировой истории; характеризовать основные подходы к периодизации исторического про­цесса; указывать признаки концепций всемирной истории; анализировать; структурировать учебный материал в виде тезисного плана, «линии вре­мени» Беседа; тес­товые зада­ния, тезис­ный план, «линия вре­мени» Системы летоисчис­ления. Ка­лендари: древнееги­петский, вавилон­ский, древ­некитайский, юлианский, григориан­ский § 1, рефе­раты: «Системы летоисчис­ления по олимпиа­дам, от ос­нования города, сотворе­ния мира, рождества Христова, хиджры», «Календа­ри» 3.09  
2-3 Исто­рия и по­знание истории   1. Ком­биниро­ванный урок. История в системе гуманитарных на­ук. Социальное по­знание и историче­ская наука. Знать: особенности социального по­знания; отличие истории от других социальных дисциплин; подходы к пониманию термина «исторический факт»; трудности, возникающие при использовании информации источ- Беседа, ана­лиз мнений, документов, схема, те­зисный план, конспект, Основные концепции историче­ского раз­вития: историко- 1-§2, вопросы, записи. 5-10 .09  

                     
      2. Урок изучения новых знаний. Лекция Историческое со­бытие и историче­ский факт. Понятие об исторических источниках. Виды источников. Поня­тие и термины ис­торической науки ника в исследовании историка; осо­бенности языка исторической науки; понятия: социальное познание, исто­рическое событие, исторический факт, исторический источник, мента­литет, цивилизация. Уметь: определять специфику исто­рической науки, достоинства и слабо­сти подходов к исследованию исто­рии в исторической науке XX в.; ана­лизировать мнения, мысли, докумен­ты; высказывать свое отношение; устанавливать причинно-следствен­ные связи; анализировать схему; структурировать учебный материал в виде конспекта, тезисного плана познаватель­ные задания культуро­логические (цивилизационные), формационная тео­рии, теория модерниза­ции. Школа «анналов». Смысл ис­тории 2. Подго­товиться к семина­ру, с. 22-24    
  Введе­ние в исто­рию   Урок практи­ческого приме­нения знаний и уме­ний. Се­минар История в век гло­бализации. Аль­тернативы в исто­рии и тайны исто­рии. Судить или понимать? Знать: направления в глобальной ис­тории; понятия: глобализация, альтернативы. Уметь: высказывать свое мнение по поводу альтернатив в истории; диску­тировать по вопросу: «Судить или понимать?»; представлять результаты изучения исторического материала в виде реферата, эссе Беседа, ана­лиз докумен­тов, дискус­сия, эссе, рефераты   Познава­тельные задания, эссе, про­екты (по выбо­ру учите­ля) 12.09  
Раздел П. Человечество в эпоху Древнего мира и средневековья (28 ч.) Тема 2. Первобытность. Цивилизации Древнего мира (8 ч.)
  Предцивилизационная   Урок изучения новых знаний. Антропогенез. На­учные представле­ния о формирова­нии человека Знать: что такое предцивилизационная стадия истории человечества; этапы в становлении человека; про­блемы социогенеза; сущность и зна- Беседа; ра­бота сдоку­ментами, дополнитель- Современ­ные науч­ные кон­цепции §3 до с. 28, вопросы 1-3 17.09  

                     
  стадия истории челове­чества   Лекция современного типа. Периодизация пред-цивилизационной стадии развития человечества. Про­блемы социогенеза. Праобщина. Родо­вая община. Нео­литическая рево­люция и ее истори­ческое значение чение неолитической революции; понятия: антропогенез, первобытное, доисторическое общество, человек умелый, человек разумный, родовая община, присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, цивилиза­ция, социогенез, революция, неоли­тическая революция. Уметь: представлять результаты изучения исторического материала в виде конспекта; работать с картой; анализировать документы, делать вы­воды; высказывать свое мнение; харак­теризовать исторические события; составлять словарь темы ной литера­турой, интер­нет-ресурса­ми; проблем­ные вопросы, конспект, понятийный аппарат; схе­ма «Линия времени» происхож­дения че­ловека и общества      
  Арха­ичные цивили­зации Древне­го Вос­тока   Урок практи­ческого приме­нения знаний и уме­ний. Ла­боратор­ный урок Роль великих рек в формировании цивилизаций. Эко­номические основы древневосточных цивилизаций. Со­временные пред­ставления о факто­рах и формах воз­никновения госу­дарства. Вождества. Восточная деспо­тия и ее роль в древневосточных цивилизациях. Общество: социаль­ная структура и со­циальные нормы Знать: какие цивилизации относят к архаичным; особенности социаль­ной структуры общества на Древнем Востоке; суть относительной соци­альной статичности древневосточных обществ; понятия: деспотия, государство, вождество, социальная структура, соци­альные нормы. Уметь: представлять результаты изучения исторического материала в виде конспекта; работать с картой; анализировать документы, делать вы­воды; высказывать свое мнение; ха­рактеризовать восточную деспотию; определять ее роль в истории древне­восточных цивилизаций; выделять особенности архаичных цивилизаций; Беседа; ра­бота с доку­ментами, до­полнитель­ной литера­турой, интернет-ресурсами; проблемные вопросы, конспект, характери­стика, поня­тийный ап­парат Особенно­сти матери­альной культуры. Мифологи­ческая кар­тина мира. Возникно­вение пись­менности и накопле­ние знаний. Возникно­вение рели­гиозной картины мира § 3 со с. 28, проблем­ные во­просы, с. 34 19.09  

                     
          устанавливать причинно-следственные связи; работать с дополнительной ли­тературой, интернет-ресурсами          
7-8 Антич-   1. Урок изучения новых знаний. Лекция.   2. Урок практи- ческого приме­нения знаний и уме­ний. Се­минар Зарождение антич- ной цивилизации. От «темных веков» к классической Греции. Античный полис: расцвет и кри- зис. Греческая ко- лонизация. Древне- греческая филосо­фия. Древнегрече­ская мифология. Эллинизм. Цивили­зация Древнего Рима в VIII—I вв. до н. э. Римская империя: античный мир, переход от республики к становлению Ве­ликой Римской им­перии. Причины кризиса; падение Западной Римской империи. Римское право Знать: когда возникли древнейшие цивилизации в Европе и какую роль в их формировании и развитии сыг- рали природно-климатические усло- вия Средиземноморья; социальные и экономические последствия вступ- ления Древней Греции в железный век; причины, значение и последст- вия Великой греческой колонизации; роль реформ Солона в развитии Афин; признаки античного полиса; особен­ности Афин и Спарты как полисов; причины и сущность полиса; этапы римской цивилизации; причины борь­бы патрициев и плебеев и ее значение для становления римской граждан­ской общины; отличие античного классического рабства от рабства на Древнем Востоке; переход от рес­публики к империи в Риме; причины кризиса и падения Западной Римской империи; понятия: колонизация, демос, тира­ния, полис, гражданская община, рес­публика, гражданская война, импе­рия, Великое переселение народов, эллинизм. Уметь: анализировать греческие ми­фы; высказывать свои предположе- Беседа; те- зисный план, конспект; сравнитель- ная характе- ристика (таблица) «Афины и Спарта», понятийный аппарат Своеобра- зие антич- ных циви- лизаций Европы по сравне- нию с ци- вилизация- ми Древне­го Востока. Мифологи­ческая кар­тина мира и формиро­вание науч­ной формы мышления в античном обществе. Ранняя хри­стианская церковь 1. §4-5, вопросы. 2. Эссе, рефераты, проекты (по выбо- ру учите- ля, уча- щихся) 21-22223323.09  
  ные ци-   23.09  
  вилиза-      
  ции      
  Среди-      
  земно-      
  морья      
         
         

                     
      *   ния; сравнивать древнейшие цивили­зации на территории Европы с циви­лизациями Древнего Востока и уста­навливать причинно-следственные связи; определять особенности граж­данской общины; высказывать свое мнение и аргументировать его; со­ставлять сравнительную характери­стику Афин и Спарты; сопоставлять точки зрения на характер римской цивилизации; сравнивать характери­стики античного рабства разных ав­торов; находить сходство и различие греческого полиса и римской циви-тас; определять статус раба в рим­ском праве          
9 Древ­нейшая история нашей Родины   Урок изучения новых знаний. Лекция Древние люди на территории на­шей страны. Грече­ская колонизация Причерноморья. Скифское государ­ство. Восточные славяне. Тюркские народы и государ­ства на территории нашей страны. Норманны - варя­ги - русы Знать: античное наследие в истории Европы и нашей страны; участие сла­вян в Великом переселении народов; точки зрения в исторической науке по поводу происхождения слова «Русь»; понятия: колонизация, варяги, Русь. Уметь: работать с картой; выделять характерные черты общественных отношений, сложившихся у восточ­ных славян; определять особенности норманнского присутствия в Восточ­ной Европе по сравнению с Западной Беседа; ра­бота с кар­той; кон­спект, поня­тийный ап­парат Великое переселе­ние наро­дов и его влияние на форми­рование праславян-ского этноса Место сла­вян среди индоевро­пейцев § 6, во­просы 28.09  
  Духов­ный мир   Урок практи­ческого Мифологическая картина мира. Ми­фы о культурных Знать: особенности мифологической картины мира; идеи буддизма, иуда­изма, христианства; причины быстрого Работа с тек­стом учеб­ника; анализ Космого­нические, антропо- Доклады и сообще­ния о жиз- 30.09  

                     
  древних обществ   приме­нения знаний и уме­нии. Ла­боратор­ный урок героях. Представ­ления об осевом времени. Буддий­ская духовная тра­диция. Иудейская духовная традиция. Христианская ду­ховная традиция. Религии спасения. Формирование на­учного мышления в древности распространения христианства в Рим­ской империи; особенности религий спасения и древней науки; понятия: картина мира, миф, осевое время, даосизм. Уметь: сравнивать определения; анализировать мифы, информацию; выявлять особенности мифологиче­ской картины мира; объяснять смысл выражений; устанавливать причинно-следственные связи; находить отли­чие конфуцианства от буддизма, на­учных знаний от мифов; структури­ровать учебный материал в виде тези­сов, таблицы, схемы, конспекта мифов, ин­формации; тезисы, таб­лица, схема, конспект, понятийный аппарат тонические, теогонические мифы ни и от­крытиях выдаю­щихся ученых и филосо­фов древ­ности (§7)    
  Венок мудро­сти   Урок практи­ческого приме­нения знаний и уме­ний. Урок-конфе­ренция Жизнь и открытия выдающихся уче­ных и философов древности. Платон. Плиний. Сенека. Цицерон. Демок­рит. Пифагор. Со­крат. Аристотель. Авиценна. Конфу­ций. Эпикур Знать: выдающихся ученых и фило­софов древности, их открытия; взгля­ды древних мыслителей на развитие природы и общества; понятия: философия. Уметь: работать с дополнительной литературой, различными источника­ми, СМИ, интернет-ресурсами; пред­ставлять результаты изучения исто­рического материала в форме рефера­та; владеть основными видами пуб­личных выступлений Рефераты, сообщения, работа с ис­точниками разного типа   § 8, во­просы, подгото­виться к семинару 2.10  
  Исто­риче­ское насле-   Урок практи­ческого приме- Древность: трудно­сти понимания. Единство мира древних цивилиза- Знать: суть единства мира древних цивилизаций; шумерской картины мира; ключевые идеи полиса; значе­ние римского права и его роль Работа с до­кументом; беседа, те­зисный план,   Проекты (по выбо­ру уча­щихся) 4.10  

                     
  дие древних цивили­заций   нения знаний и уме­ний. Се­минар - ций. Шумерская модель мира. По­лис: три идеи для человечества. Рим­ское право. Власть идеи и страсть к истине. Алфавит и письменность. Египетская меди­цина, математика, астрономия. Худо­жественные ценно­сти древних циви­лизаций в истории человечества; выдающиеся духовные и научные открытия древ­ности; понятия: цивилизация, полис, демо­кратия, гражданская община, респуб­лика, римское право, власть идеи. Уметь: анализировать документы; осуществлять поиск аргументов; сравнивать; определять смысл выра­жений понятийный аппарат        
Тема 3. Россия и мир в эпоху Средневековья (21 ч.)
13-14 Сред­невеко­вая ци­вилиза­ция Ев­ропы   1. Урок изучения новых знаний. Урок-ис­ следова­ ние.   2.Урок практи­ ческого приме­ нения знаний и уме­ ний. Практи­ кум Сущность и перио­дизация европей­ского Средневеко­вья. Переход к Сред­невековью. Синтез позднеантичного и варварского ук­ладов. Государство франков. Империя Карла Великого. Средневековье и феодализм: соот­ношение понятий. Сеньориальный строй. Феод. Общи­на. Города в сред­невековом общест­ве. Социальная Знать: значение термина «Средние века» в современной исторической науке; особенности перехода от ан­тичности к Средневековью в различ­ных регионах Европы; историческое значение деятельности Карла Велико­го и созданной им империи; Вассаль-но-ленные отношения; роль городов в средневековой Европе; понятия: Средние века, синтез, агра-ризация, империя, сеньор, сеньории, бенефиции, поземельная и личная за­висимость, домен, крестьянская об­щина, феод, рыцарство, вассал, ие­рархия, феодализм, коммунальное движение, сословно-представитель-ная монархия, осень Средневековья. Работа с тек­стом, анализ документов, фактов; те­зисный план, понятийный аппарат, таб­лица, схема; беседа; тес­ты Динамика развития европей­ской сред­невековой цивилиза­ции 1. § 9-10, вопросы. 2. Реферат (сообще­ ние) «Осо­ бенности социаль­ ной этики, отношения к труду и собст­венности, правовой культуры, духовных ценностей 9-11.10  

                     
        структура. Сослов­ное общество. Эта­пы развития средне­векового государ­ства. Сословно-пред-ставительная монар­хия. Централизация и полицентризм. Государство и цер­ковь. Политическая роль папства. Хри­стианская цивилиза­ция. Роль религии и церкви в средне­вековом обществе. Европейское обще­ство в XIV-XV вв. Уметь: анализировать факты и де­лать выводы; высказывать свое мне­ние и аргументировать его; давать ха­рактеристику отношениям сеньоров и крестьян; доказывать, что рыцарст­во строилось в соответствии с корпо­ративными принципами обособлен­ности и замкнутости; выделять осо­бенности отношений между церковью и светской властью; приводить при­меры из печати, литературных произ­ведений, выступлений ученых и по­литиков; структурировать учебный материал в виде схемы, таблицы, те­зисного плана     в католи­ческой и право­славной традици­ях»    
  Визан­тийская импе­рия   Комби­ниро­ванный урок Особенности тер­риториальной и эт­нической структу­ры. Роль государ­ства в византий­ской истории. Рас­кол церкви на ка­толическую и пра­вославную. Право­славная церковь в византийском обществе Знать: почему Византийскую импе­рию называют Ромейской; особенно­сти перехода Византии от античности к Средневековью; роль государства в византийской истории; причины раскола церкви на католическую и православную; понятия: «Москва - третий Рим», ка­толическая и православная церкви. Уметь: выявлять и характеризовать особенности византийского общест­ва; определять роль православной церкви в истории Византии; устанав­ливать причинно-следственные связи; работать с картой; анализировать Тесты; рабо­та с текстом учебника, анализ доку­мента, ха­рактеристика взглядов автора доку­мента; бесе­да; тезисный план, позна­вательное задание; ра­бота с кар­той, допол- Социокуль­турное и полити­ческое влияние Византии §11 до с. 99, рефераты (сообще­ния): «Куль­турное на­следие Ви­зантии», «Культур­ное насле­дие арабо-мусульманского Средневе­ковья» 1 26.10  

I                    
          документ; характеризовать взгляды автора документа; проводить поиск исторической информации в источ­никах разного типа нительной литературой, интернет-ресурсами        
  Арабо-мусульманский Восток   Комби­ниро­ванный урок Возникновение ис­лама. Роль ислама в арабо-мусульман-ском средневеко­вом обществе. Арабский халифат. Историческое зна­чение средневеко­вой арабо-мусуль-манской культуры Знать: в каких исторических услови­ях возник Арабский халифат; роль за­воеваний в истории арабов; почему арабо-мусульманскую цивилизацию называют исламской; место ислама в развитии общества, государства, повседневной жизни; понятия: ислам, халифат, Коран, су-ниты, шииты. Уметь: представлять результаты изучения исторического материала в форме реферата, сообщения; рабо­тать с картой; анализировать доку­мент (отрывки из Корана); проводить поиск исторической информации в источниках разного типа Рефераты (сообщения); беседа; рабо­та с доку­ментом; по­нятийный аппарат, по­знавательное задание; ра­бота с кар­той, допол­нительной литературой, интернет-ресурсами Социокуль­турные осо­бенности арабского и тюркско­го обще­ства §П, с. 99-103; сообще­ния: «Ки­тай в Средние века», «Индия в Средние века», «Япония в Средние века» 7.11  
  Китай, Индия, Япония в Сред­ние ве­ка   Урок практи­ческого приме­нения знаний и умений. Конфе­ренция с элемен­тами дискус­сии Дискуссия о при­менимости термина «средние века» к истории Востока. Особенности исто­рического развития Китая, Индии, Япо­нии в эпоху Сред­невековья Знать: точки зрения по вопросу о применимости понятия «средние века» к истории Востока; особенно­сти истории стран Востока в Средние века; понятия: конфуцианское государство и общество, индуизм, ислам, буддизм^ синтоизм, традиционное общество. Уметь: представлять результаты изучения исторического материала в форме реферата, сообщения; вла­деть основными видами публичных Сообщения; познаватель­ное задание, беседа, по­нятийный аппарат; ра­бота с до­полнитель­ной литера­турой, ин­тернет-ре­сурсами; Возникно­вение рели­гиозной картины мира Повторить понятия 11.11 <•»

                     
          выступлений; работать с картой; уча­ствовать в дискуссии, высказывать свою точку зрения, используя для ар­гументации исторические сведения дискуссия; работа с кар­той        
  Осо­бенно­сти россий­ского Сред­невеко­вья: дискус­сионные пробле­мы   Урок изучения новых знаний. Лекция с эле­ментами дискус­сии Дискуссии о гене­зисе феодальных отношений на Ру­си. Характер древ­нерусской государ­ственности. Про­блемы сословно-представительной монархии. Факторы самобытности рос­сийской истории. Геополитический фактор в развитии российской исто­рии. Политические, социальные и эко­номические про­цессы российского Средневековья. Принятие христи­анства на Руси Знать: наиболее спорные проблемы средневековой российской истории; как советская историческая наука трактовала понятия «Средневековье» и «феодализм»; особенности россий­ского Средневековья; влияние при­родно-климатических факторов на развитие экономических, социальных и политических процессов; влияние геополитических факторов на россий­скую историю; причины принятия христианства Русью и значение этого события; понятия: Средневековье, генезис фео­дализма, сословно-представительная монархия, патернализм, государство. Уметь: устанавливать причинно-следственные связи; структурировать учебный материал в виде тезисного плана; анализировать утверждения, пословицы; высказывать свое мнение, аргументировать его Беседа, дис­куссия; те­зисный план, анализ ут­верждений и пословиц; аргумента­ция своего мнения, по­нятийный аппарат   § 12, во­просы с. 112 (ин­дивиду­альные за­дания) 18.11  
19- Древ­нерус­ское го­судар­ство и обще­ство   1. Урок изучения новых знаний. Проблем­ная лек­ция. Причины и этапы образования Древ­нерусского госу­дарства. Теория создания государ­ства на Руси. Ха­рактер Древнерус- Знать: суть спора между норманнистами и антинорманнистами; роль ва­рягов в становлении древнерусской государственности; суть эволюции управленческих структур в Древнерус­ском государстве с XI по XII в.; осо­бенности княжеской власти в Древ­нерусском государстве; причины Беседа, про­блемные во­просы; тезис­ный план; схемы: «Древ­нерусские князья», «Теории про- «Повесть временных лет». Тор­говый путь «из варяг в греки». 1. § 13-14, вопросы; сообще­ния «Вы­дающаяся личность Древне- 21-25.11  

I                   и
      2. Урок практи­ческого приме­нения знаний и уме­ний. Практи­кум ского государства в IX-X вв. Эволю­ционное развитие русских земель в XI - первой поло­вине XII в. Функ­ции княжеской вла­сти в Древнерус­ском государстве. Дружина. Народ и власть. Народное ополчение. Начало династии Рюрико­вичей. Дань и под­данство. Походы на Византию. При­нятие христианства на Руси. Развитие норм права на Ру­си. Княжеские усо­бицы. Категории населения существования в Древней Руси двух центров политической власти; свое­образие военной организации Древ­нерусского государства и ее отраже­ние на характере политической вла­сти Древней Руси; деятельность пер­вых русских князей; личности: Рюрик, Олег, Игорь, Свя­тослав, Владимир, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах; понятия: норманнисты, антинорманнисты, вече, дружина, общественный договор, наместник, лествичная сис­тема, сотня, сотники, тысяча, тысяц­кие, полюдье, легитимность власти. Уметь: обсуждать проблемные во­просы, высказывать свое мнение; ана­лизировать документ; устанавливать причинно-следственные связи, рабо­тать со схемой, с картой; структури­ровать учебный материал в виде схе­мы, таблицы; осуществлять поиск ис­торической информации в источни­ках разного типа исхождения государства у восточных славян», «Структура и основные категории населения», «Организа­ция Древне­русского го­сударства»; работа с до­кументом, картой; по­нятийный аппарат, таб­лица «Функ­ции княже­ской власти» Походы на Византию русского государ­ства» 2. Хроно­логиче­ская таб­лица, про­ект (по выбору учителя и учащих­ся)    
21- Форми­рование различ­ных со-циаль-но-поли-тиче-ских моделей разви­тия   1. Урок изучения новых знаний. Проблем­ ная лек­ ция. 2. Урок практи­ ческого приме- Причины раздроб­ления Древнерус­ского государства. Усиление экономи­ческой и политиче­ской самостоятель­ности русских зе­мель. Расцвет куль­туры домонголь­ской Руси. Новго­родская республика. Знать: своеобразие новгородской го­сударственности, Владимиро-Суздальского княжества; роль бояр­ства в разных землях; влияние ор­дынского владычества на характер политического развития русских зе­мель; особенности общественного и государственного строя Литовского государства; специфику политическо­го развития русских земель, оказав­шихся в составе Великого княжества Беседа; рабо­та с текстом учебника, таблицы: «Причины и последст­вия раздроб­ленности на Руси», «По­литические особенности Образова­ние Мон­гольского государст­ва. Вклю­чение рус­ских земель в монголь­скую сис­тему управ­ления за- 1. § 15-16, вопросы, сообще­ние «Роль монголь­ского за­воевания в истории Руси»;эс­се «Аль­тернативы 28/11 2.12  

I                   п
  древне- русско- го об- щества и госу- дарства. И в родном крае   нения знании и умений. Лабораторный урок Владимиро-Суз- дальское княжест- во. Галицко-Во- лынское княжест- во. Ордынское вла- дычество: форми­рование данниче­ских отношений. Эволюция княже­ской власти и вече­вой организации в период ордын­ского владычества: точки зрения. Цер­ковь и идея един­ства русской земли. Экспансия с Запа­да. Борьба с агрес­сией крестоносцев. Русь Литовская Литовского и Русского; основные на- правления деятельности русских кня- зей; личности: Юрий Долгорукий, Анд- рей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, хан Батый, Александр Нев­ский, Михаил Александрович Твер­ской, Дмитрий Иванович Москов­ский, Ягайло; понятия: республика, дворяне, ор­дынское владычество (иго), данниче­ские отношения, баскачество, феде­рация, феодальная раздробленность. Уметь: работать с картой; устанав­ливать причинно-следственные связи; выявлять особенности; работать с текстом учебника; анализировать документы; высказывать свое мнение и аргументировать его, используя ис­торические сведения; структуриро­вать учебный материал в виде табли­цы, схемы, тезисного плана Владимиро- Суздальской земли», «По- литические особенности Галицко-Во-лынского княжества», «Основные направления политики Великого княжества Литовского»; схемы: «Управление Новгород­ской бояр­ской респуб­ликой», «Управление русскими землями в период Зо­лотой Орды»; тезисный план, поня­тийный ап­парат; работа с дополни­тельной ли- тературой воеванны- ми земля- ми. Золотая Орда. При- нятие Ор- дой ислама политиче- ского раз- вития в период феодаль- ной раз­дроблен­ности»; сообще­ние «Вы­дающаяся личность эпохи феодаль­ной раз­дроблен­ности». 2. Хроно­логиче­ская таб­лица    
                       

                     
23- Особен- ности процес- са объ- едине- ния рус- ских земель   1. Урок изучения новых знаний. * Про- блемная лекция. 2. Урок практи- ческого приме- нения знаний и уме- ний. Лабора- торный урок Борьба за первен- ство на территории Северо-Восточной Руси. Великое княжество Москов- ское в системе ме- ждународных от- ношений. Москва как центр развития культуры велико- русской народно- сти. Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII - се- редине XV века. Причины объеди- нения русских зе­мель. Возвышение Москвы. Роль Тве­ри в процессе ста­новления велико­русской государст­венности. Великое княжество Литов­ское и Русское: борьба за общерус­ское лидерство Знать: какие преимущества давало Москве приобретение той или иной территории; почему сотрудничество с православной церковью стало од- ним из важнейших принципов поли- тики московских князей; причины на- ступления московских князей на об- щинно-вечевые институты; почему в борьбе за общерусское лидерство Тверское княжество уступало Москве; личности: Даниил Александрович, Юрий, Иван Калита, митрополиты Максим и Петр, Дмитрий Донской, Иван III, Василий III, тверские князья, Ольгерд, Витовт; понятия: феодальная война, нацио- нальное самосознание. Уметь: анализировать события, вы­сказывания; устанавливать причинно-следственные связи; высказывать свое мнение, аргументируя его исто­рическими сведениями; делать выво­ды; определять черты сходства и от­личия в политике московских и твер­ских князей; работать со схемой; со­ставлять сравнительную таблицу; ра­ботать с картой (прослеживать, как увеличивалась территория Москов­ского княжества) Схемы: «Московские и тверские князья», «Великие князья ли- товские и русские»; сравнитель- ная таблица «Причины образования централизо- ванных го- сударств в Западной Европе и единого Русского го­сударства»; таблицы: «Предпо­сылки объ­единения русских зе­мель в еди­ное государ­ство», «При­соединение земель к Мо­сковскому княжеству»; беседа; те- зисный план, Борьба за политиче- скую геге- монию в Северо- Восточной Руси. Взаи- мосвязь процессов объедине- ния рус- ских земель и борьбы против ор- дынского владычест- ва. Зарож- дение на­ционально­го самосо­знания на Руси. За­крепление католиче­ства как го­сударст­венной ре­лигии Ве­ликого кня­жества Ли­товского. Автокефа­лия Рус- ской пра- 1. § 11-18, вопросы. 2. Сопо- ставьте де- ятельность и судьбу князей эпохи фе- одальной раздроб- ленности (персона- лии и кри- терии сравнения определи- те само- стоятель­но). Эссе: «Люди больше походят на свое время, чем на своих отцов» (М. Блок); «Возвы­шение Москвы -сочетание законномерности и случай- 5-9.12  

I                    
            понятийный аппарат; ра­бота с до­полнитель­ной литера­турой и ин­тернет-ресурсами вославной церкви ности»; «Иван Ка­лита: князь доб­рый или "подлый серд­цем"?»    
25-26 Борьба альтер­натив­ных ва­риантов разви­тия России в конце XV-начале XVII в. Борьба альтер­натив­ных ва­риантов разви­тия Башкортостана в конце XV-начале XVII в.   1. Урок изучения новых знаний. Проблем­ ная лек­ ция. 2. Урок практи­ ческого приме­ нения знаний и уме­ ний. Се­ минар Завершение объ­единения русских земель и образова­ние Российского государства. Фор­мирование новой системы управле­ния страной. Уста­новление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-предста-вительской монар­хии. Развитие по­местной системы. Установление кре­постного права. Учреждение патри­аршества. Земский собор 1613 г. Характер Москов­ского государства во второй половине XV - начале XVI в. Первые Романовы. Знать: тенденции политического развития Московского государства во второй половине XV - начале XVI в.; изменения в центральных и местных органах власти, в организации армии; альтернативы развития страны в пе­риод правления Ивана IV, социаль­ные силы, заинтересованные в прове­дении реформ; причины и цели учре­ждения опричнины; роль опричного террора в истории России; варианты возможного развития страны в пери­од Смутного времени; уникальность ситуации в стране в период I и II ополчения; главные итоги и уроки Смуты; причины восстановления на­следственной монархии; личности: Иван III, Василий III, Иван Грозный, митрополит Макарий, Ада-шев, священник Сильвестр, Курб­ский, Висковатый, Федор, Борис Го­дунов, Лжедмитрий I, Василий Шуй­ский, Лжедмитрий И, Владислав, пат­риарх Гермоген, Ляпунов, Трубецкой, Заруцкий, Минин, Пожарский, Миха­ил Романов; Беседа, ана­лиз мнений; работа с кар­той; про­блемные во­просы, те­зисный план; схемы: «Внутренняя политика Ивана IV», «Опрични­на», «Россия в конце XVI века», «При­чины Смут­ного време­ни»; хроно­логическая таблица, со­общения; ра­бота с допол­нительной литературой и интернет-ресурсами Сакрализа­ция цар­ской власти в общест­венном сознании. Складыва­ние идео­логии са­модержа­вия. Пресе­чение пра­вящей ди­настии. Бо­ярские группиров­ки. Нацио­нальный подъем в России § 19-20, вопросы; сообще­ния: «Ва­силий III -последний собиратель земли Рус­ской», «Ре­формы Из­бранной рады: ус­пех или неудача?», «Опричная политика Ивана Гроз­ного», «Са­мозванст­во во вре­мена Сму­ты», «Царе­вич Дмит­рий - судь­ба и леген­ды», «При- 12-16.12  

                     
        Самодержавие и земские соборы. Иван Грозный: аль­тернативы социаль­но-политического развития страны. Смута и различные варианты эволю­ции государствен­ного строя. Фено­мен русского опол­чения. Восстанов­ление наследствен­ной монархии понятия: местничество, Боярская ду­ма, Судебник, наместник, волостели, кормленщики, тиуны, городовые приказчики, Избранная рада, Собор примирения, приказы, опричнина, Смута, ополчение, «Совет всей зем­ли», Земское правительство, избира­тельный Земский собор. Уметь: сравнивать устройство Рус­ского государства в конце XV - нача­ле XVI в.; устанавливать причинно-следственные связи; работать с кар­той; характеризовать деятельность выдающихся исторических лично­стей; анализировать мнения, выска­зывать свою точку зрения; работать со схемами, таблицами     чины и ре­зультаты польской интервен­ции в пери­од Смуты», «Земский собор 1613 г.», «Полково­дец М. В. Ско-пин-Шуй-ский». Анализ де­ятельности одного из участников историче­ских собы­тий. Оцен­ка роли вашего персонажа в Смуте    
27-28 Соци-ально-эконо-миче-ское разви­тие России.     1. Урок изучения новых знаний. Урок-исследо­вание Характер земле­владения в X - на­чале XIII в. Струк­тура земледельче­ского населения. Эволюция позе­мельных отноше­ний в период ор­дынского владыче­ства. Поземельные Знать: суть феодального характера землевладения в Древнерусском го­сударстве; факторы, препятствующие росту крупной земельной собствен­ности в Древнерусском государстве; особенности социальной структуры Древнерусского государства; обстоя­тельства, обусловившие рост частно­владельческих земель в период ор­дынского владычества; формы земле- Работа с тек­стом учеб­ника, табли­цы: «Основ­ные формы земельной собственно­сти в России XV-XVI вв.»,   §21, во­просы, эс­се: «Роль Соборного уложения в форми­ровании крепостно­го права», 19-23.12  

                     
  Соци-ально-эконо-миче-ское разви­тие Башкортостана   2. Урок практи­ческого приме­нения знаний и уме­ний. Се­минар отношения в пери­од становления единого Русского государства владения в период складывания едино­го Русского государства; личности: Иван Калита, Василий Тем­ный, Годунов, Алексей Михайлович; понятия: вотчина, закупы, рядовичи, смерды, люди, поместья, помещики, оброк, барщина, заповедные годы, урочные годы. Уметь: работать с текстом учебника; заполнять таблицу; устанавливать причинно-следственные связи; срав­нивать положение различных катего­рий населения «Социально-сословная структура российского общества»; проблемные вопросы, бе­седа, поня­тийный ап­парат, эссе   «Роль личности в соци- ально- экономи- ческом развитии России»    
29-30 Россия в сред­невеко­вом мире. Башкортостан в средневековом мире   1. Урок изучения новых знаний. Проблем­ ная лек­ ция.   2. Урок практи­ ческого приме­ нения знаний и уме­ ний. Урок- презен­ тация Особенности гео­политического по­ложения Древне­русского государ­ства. Геополитиче­ская ситуация на южных границах Древнерусского го­сударства. Эволю­ция внешней поли­тики в период ор­дынского владыче­ства на Руси. Мос­ковское государст­во в системе меж­дународных отно­шений: западное направление. Восточное направ- Знать: особенности геополитическо­го положения Древнерусского госу­дарства; суть эволюции внешней по­литики Древней Руси в отношении кочевых народов; принципы взаимо­отношений Древней Руси со странами Западной Европы; особенности внеш­ней политики Руси в период ордын­ского владычества; основные внеш­неполитические приоритеты в Мос­ковском государстве; главные итоги русской внешней политики XV-XVI вв.; личности: Олег, Игорь, Святослав, Святослав Изяславич, Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Нев­ский, Дмитрий Донской, Иван III, Иван IV, Ермак, Василий III; понятия: геополитическое положе­ние, династические браки. Беседа; ра­бота с кар­той; табли­цы: «Внеш­няя политика Ивана IV», «Этапы ос­воения но­вых земель в составе Российского государст­ва», «Ливон­ская война: причины, этапы, ре­зультаты»; проблемные вопросы, Распад Зо­лотой Орды на Казан­ское, Крымское, Астрахан­ское ханст­ва. Расши­рение тер­ритории России в XVI в. Рост меж­дународно­го автори­тета Рос­сийского государства 1- §22, мини-пре­зентации по темам, выбран­ным уча­щимися. 2. § 23, вопросы; подгото­виться к семина­ру (груп­повые за­дания) 28.114.01  

Продолжение табл.

                     
        ление внешней по­литики московско­го государства Уметь: сравнивать внешнюю поли­тику Русского государства и передо­вых стран Европы, находить общие и отличительные черты; работать с картой, таблицей; устанавливать причинно-следственные связи; обсу­ждать проблемные вопросы, выска­зывать свое мнение, аргументируя его историческими сведениями; анализи­ровать документы; характеризовать внешнеполитическую деятельность русских князей тезисный план, срав­нительная таблица        
  Человек в древ­ности и Сред­невеко­вье   Урок практи­ческого приме­нения знаний и уме­ний. Круглый стол Человек и его со­циальные роли. Человек и время. Человек и простран­ство. Человек и его детство. Человек и знание. Цивили­зации Древнего Востока и антич­ные цивилизации Средиземноморья. Становление иу­део-христианской духовной тради­ции, ее религиозно-мировоззренческие особенности. Христианско-сред-невековая цивили­зация в Европе. Знать: социальные роли населения Шумера, жителей средневековой Ев­ропы; сходство ролевого набора об­ществ древности и Средневековья; особенности восприятия времени в Древней Греции; специфику отно­шения средневекового Запада ко вре­мени; характеристику освоения про­странства древними персами, древ­ними греками и средневековыми ев­ропейцами; подходы к обучению де­тей в древности и в Средние века; от­ношение к ученым в Древнем Китае, Древней Греции и средневековой Ев­ропе; отличия в отношении к науке, свободе науки, научной истине на Древнем Востоке, в Греции и средне­вековой Европе и изменения в этой сфере в Средневековье; путь к осо­знанию личностью ее интеллектуаль­ной ответственности; Анализ до­кументов; беседа, про­блемные во­просы, груп­повая работа   Проекты (темы вы­браны учащими­ся, пред­ложены учителем) 16.01  

                     
        Складывание за­падно-европей­ского и восточно­европейского ре­гионов цивилиза-ционного развития. Культурное и фи­лософское насле­дие Средневековья понятия: социальная роль, традици­онный тип общества, мобильность населения, гуманизация образования, интеллектуальная ответственность. Уметь: анализировать документы; высказывать свое мнение и аргумен­тировать его, подтверждая историче­скими сведениями; сравнивать, находить черты сходства и отличия; устанавли­вать причинно-следственные связи; характеризовать основные историче­ские события; работать в группе          
32-33 Повто­рение. «Рос­сия и мир в эпоху Сред­неве­ковья»   1. Урок практи­ ческого приме­ нения знаний и уме­ ний. / Урок- ' презен­ тация проек­ тов. 2. Урок контроля знаний, умений, навыков. Урок- зачет Особенности рос­сийского Средне­вековья. Древне­русское государст­во и общество. Формирование раз­личных социально-политических мо­делей развития древнерусского общества и госу­дарства. Особенно­сти процесса объ­единения русских земель. Борьба альтернативных вариантов развития страны в конце XV -начале XVIII в. Со­циально-экономи­ческое развитие России. Россия Знать: основные вопросы темы, ключевые понятия; выдающихся лич­ностей и каков их вклад в историю. Уметь: осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в ис­точниках различного типа; извлекать необходимую информацию из источ­ников, созданных в различных знако­вых системах (текст, таблица, график, аудиовизуальный ряд и др.); отделять основную информацию от второсте­пенной, критически оценивать досто­верность полученной информации; передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); переводить ин­формацию из одной знаковой систе­мы в другую; развернуто обосновы­вать суждения; давать определения; приводить доказательства; объяснять изученные положения на самостоя- Презентация проектов, рефераты, дискуссия, проблемные вопросы; бе­седа; табли­ца, схема, график, тес­ты, понятий­ный аппарат   Проекты, индивиду­альные и группо­вые зада­ния 20-23.01  

                     
        в средневековом мире тельно подобранных конкретных примерах; владеть основными видами публичных выступлений (высказыва­ние, монолог, дискуссия, полемика); следовать этическим нормам и пра­вилам ведения диалога (диспута); представлять результаты изучения исторического материала в формах реферата, презентации проектов          
РазделIII. Мир в Новое время (28 ч.) Тема 4. Россия и мир в раннее Новое время (17 ч.)
34-35 Раннее Новое время: от тра­дици­онного обще­ства к обще­ству индуст­риаль­ному. от тра­дици­онного обще­ства к обще­ству индуст­риаль­ному   1. Урок изучения новых знаний. Проблем­ ная лек­ ция. 2. Урок практи­ ческого приме­ нения знаний и уме­ ний. Се­ минар Великие географи­ческие открытия и их последствия. Запад и Восток в раннее Новое вре­мя. Модернизация как процесс пере­хода от традицион­ного (аграрного) к индустриальному обществу. Ману­фактурный капита­лизм: экономика и общество. Воз­рождение. Рефор­мация. Великая на­учная революция. Европа в XVIII в.: кризис «старого порядка». Переход от сословно-пред- Знать: хронологические рамки Но­вого времени; последствия Великих географических открытий; значение революции цен для модернизации; значение Возрождения в изменении духовной сферы жизни общества; принципы и идеи идеологии Возрож­дения; причины и сущность, основ­ные направления и значение Рефор­мации; особенности европейского общества XVIII в. понятия: Новое время, модерниза­ция, традиционное общество, индуст­риальное общество, мировой рынок, накопление капитала, революция цен, мануфактура, мануфактурный капи­тализм, новое дворянство, буржуазия, Возрождение (Ренессанс), гуманизм, Реформация, протестантизм, Контр­реформация, рационализм, «третье сословие», «второе издание крепост- Беседа, про­блемные во­просы; рабо­та с текстом, сравнитель­ный анализ, понятийный аппарат, ха­рактеристи­ка, анализ документов Понятие «Новое вре­мя». Фор-, мирование нового про­странст­венного восприятия мира. Уси­ление роли техноген­ных факто­ров обще­ственного развития в ходе мо­дерниза­ции. Внут­ренняя ко­лонизация. Конфес- § 24-25, вопросы, проекты (темы сформу­лированы учащими­ся) 30/01-30.02  

.

                     
  На территории родного края     ставительскои мо­нархии к абсолю­тизму. Эволюция европейской госу­дарственности. Возникновение концепции госу­дарственного суве­ренитета ничества», европейская колонизация, меркантилизм, средний класс, кризис «старого порядка». Уметь: устанавливать связь понятий; определять отличие централизован­ных мануфактур от рассеянных; сравнивать учения Лютера и Кальви­на; устанавливать причинно-следственные связи; высказывать свое мнение и аргументировать его; анализировать документы   сиональный раскол европей­ского об­щества      
36- Россия: особен­ности перехо­да к Но­вому време­ни   1. Урок изучения новых знаний. Лекция. 2. Урок практи­ ческого приме­ нения знаний и уме­ ний. Практи­ кум Когда Россия всту­пила в Новое вре­мя? Каковы черты экономического и социального раз­вития России в Но­вое время? Новые явления в экономи­ке: начало склады­вания всероссий­ского рынка, обра­зование мануфак­тур, развитие но­вых торговых цен­тров. Церковный раскол и его значе­ние. Россия и Ев­ропа. Россия и Азия. Кризис тра­диционализма Знать: основные предпосылки пере­хода к Новому времени в России; оп­ределяющие черты экономического строя России в XVII в.; причины ус­ложнения социальной структуры рос­сийского общества; причины и сущ­ность церковного раскола; черты рос­сийской жизни в XVII в., свидетель­ствующие о кризисе традиционализма; понятия: дворянство, городское со­словие, вестернизация страны, кризис традиционализма, европеизация, ре­формирование церкви. Уметь: работать с текстом учебника; заполнять таблицу; давать характери­стику историческим событиям; уста­навливать причинно-следственные связи; определять черты сходства и различия церковного раскола с Ре­формацией в Европе; работать с кар­той, сравнивать направления движе­ния европейских и российских Работа с тек­стом учеб­ника; табли­цы: «Черты Нового вре­мени», «Чер­ты экономи­ческого и социально­го развития России в Но­вое время», «Социально-сословная структура российского общества в XVII в.», «Церковный раскол»; беседа; Старооб­рядчество § 26, во­просы, доклад «Россия и Запад в XVII в.» 6-10.02  

                  ю и
          первооткрывателей; анализировать документы, высказывать свою точку зрения работа с кар­той        
38-39 Россия: особен­ности социально-эконо-мического разви­тия в XVII-ХУШвв. особен­ности социально-эконо-мического разви­тия в XVII-ХУШвв на территории Башкортостана   1. Урок изучения новых знаний. Лекция. 2. Урок практи­ ческого приме­ нения знаний и уме­ ний. Се­ минар Российский тип феодализма. Кре­постничество и его юридическое оформление. Рост городов и развитие городского хозяй­ства. Формирова­ние всероссийского рынка. Российская экономика и ино­странное влияние. Российская власть и экономика. Пет­ровские преобразо­вания. Создание заводской про­мышленности. По­литика протекцио­низма Знать: почему крепостное право бы­ло главным тормозом экономической модернизации России в XVIII в.; при­чины жестких протекционистских мер царского правительства во внеш­ней торговле; какова ключевая роль государства и его институтов в эко­номическом развитии, положитель­ные и негативные последствия этого; понятия: крепостничество, всерос­сийский рынок, меркантилизм, мо­дернизация, ремесленная специализа­ция, мелкотоварное производство, протекционизм. Уметь: работать с текстом учебника, таблицей; анализировать мнения, вы­сказывать свою точку зрения, аргу­ментировать ее; сравнивать причины закрепощения крестьян в Западной Европе и России; находить общее и отличие российских городов и за­падноевропейских; устанавливать причинно-следственные связи Таблица «Три стадии развития промышлен­ности»; бе­седа; тезис­ный план, понятийный аппарат   § 27, эссе «Закре­пощение крестьян в России» 13-17.02  
  Евро­пейские госу­дарства bXVI-ХУШвв.   Комби­ниро­ванный урок Формирование аб­солютизма. Гол­ландия - первая ев­ропейская респуб­лика Нового вре­мени. Английская Знать: исторические предпосылки перехода к абсолютизму; задачи и значение Нидерландской револю­ции 1566-1609 гг.; причины, итоги и роль Английской революции сере­дины XVII в. в европейской и миро- Таблицы: «Нидерланд­ской рево­люции 1566— 1609 гг.: за­дачи, значе- Конститу­ционализм. Становле­ние граж­данского общества § 28, ми­ни-проек­ты (темы сформу­лированы учащимися) 20/02  

s Продолжение табл.

                     
        революция XVII в.: к парламентаризму и гражданскому обществу. Просве­щенный абсолю­тизм вой истории; точки зрения историков по вопросу о сущности просвещенно­го абсолютизма; личности: Людовик XIV, Карл I, Оливер Кромвель, Вильгельм Оран­ский, Фридрих II, Иосиф II; понятия: абсолютизм, республика, гражданское общество, просвещен­ный абсолютизм, протекторат, Рес­таврация, парламентская демократия, разделение законодательной и испол­нительной ветвей власти. Уметь: анализировать документ, точки зрения историков, аргументи­ровать свое мнение; выделять харак­терные признаки абсолютизма; рабо­тать с текстом учебника; структури­ровать учебный материал в виде таб­лицы, тезисного плана; обсуждать проблемные вопросы; сравнивать взгляды Локка и Гоббса ние», «При­чины и итоги Английской революции середины XVII в.»; анализ доку­мента и то­чек зрения, тезисный план; работа с текстом учебника; беседа, про­блемные во­просы, поня­тийный ап­парат        
41- Фено­мен россий­ского само­держа­вия   1. Урок изучения новых знаний. Проблем­ ная лек­ ция.   2. Урок практи­ ческого приме­ нения Абсолютизм в Ев­ропе и в России: общее и особенное. Предпосылки и ус­ловия формирова­ния самодержавной власти в России. Иван Грозный и начало формиро­вания самодержа­вия. От самодержа­вия к абсолютизму. Знать: взаимосвязь понятий «абсо­лютизм», «самодержавие», процессов утверждения абсолютизма и полити­ки меркантилизма; объективные и субъективные факторы утвержде­ния абсолютизма в России в 1-й чет­верти XVIII в.; время, причины оформления и какова основа абсолю­тизма; когда и в связи с чем имели ме­сто попытки ограничения самодер­жавной власти в России; личности: Иван Грозный, Михаил Романов, Алексей Михайлович, Петр I, Беседа, про­блемные во­просы; рабо­та с текстом учебника, понятийный аппарат, тезисный план; схема государст­венного управления Провоз­глашение империи. Особенно­сти россий­ского абсо­лютизма § 29, ми­ни-проек­ты (темы сформу­лированы учащи­мися) 24-27.02  

                     
      знаний и уме­ний. Урок-исследо­вание Екатерина II и фор­мирование идеоло­гии абсолютизма. Попытки ограни­чения самодержав­ной власти Анна Иоанновна, Екатерина II, Фео­фан Прокопович; понятия: абсолютизм, самодержавие, опричнина, империя, император, Се­нат, коллегии, Синод, протекцио­низм, меркантилизм, «кондиции». Уметь: работать с текстом учебника; сравнивать, находить общее и особен­ное в абсолютизме Европы и России; анализировать документы; высказы­вать свое мнение; характеризовать основные исторические события; об­суждать проблемные вопросы; уста­навливать причинно-следственные связи; работать со схемой          
43-44 Осо­бенно­сти со­циаль­ных движе­ний в Рос­сии в XVII-XVHIвв Со­циаль­ные движе­ния в родном крае в XVII-XVHIbb.   1. Урок изучения новых знаний. Лабора­ торный урок.   2. Урок практи­ ческого приме­ нения знаний и уме­ ний. Конфе­ ренция Социальная поли­тика властей. Фак­торы, определяю­щие направлен­ность социальной политики Россий­ского государства в XVII-XVIII вв. Причины социаль­ных движений. Крестьянские вос­стания. Городские восстания. Движе­ние старообрядцев. Национальные дви­жения. Причины прекращения мас­совых восстаний Знать: какова основа социальной по­литики властей России в XVII в.; объ­ективные и субъективные факторы, определяющие ее направленность; крупнейшие крестьянские, городские, национальные, старообрядческие вы­ступления; участников социальных движений; причины прекращения массовых городских восстаний, роста национальных движений на окраинах Российской империи в XVIII в., ослаб­ления выступлений старообрядцев в XVIII в.; личности: Хлопок, Илейка Муромец, Болотников, Разин, Булавин, Пугачев, С. Юлаев; понятия: крестьянская война, старо­обрядцы, крестьянское восстание, «Бунташный век». Таблица «Социаль­ные движе­ния XV

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: