Методология истории Беларуси

История Беларуси как наука, ее предмет, периодизация.

История Беларуси – это наука, изучающая исторические процессы на белорусской территории.

История зародилась одной из первых наук. Она зародилась, когда человек начал говорить. История воспитывает патриота, гражданина.

Курс «Истории Беларуси» охватывает историю Беларуси от древнейших времен до наших дней. Он отражает историю той части человечества, которая на протяжении тысячелетий населяло территорию современной Беларуси.

Человеческое общество на территории Беларуси прошло следующие периоды своего развития.

Первобытное общество. 40 тыс. лет до н.э. – 5в. н.э. Этот период делиться на 3 этапа – каменный (40 тыс. лет до н.э. – 2 тыс. до н.э.), бронзовый (2 тыс. лет до н.э. – начало 1 тыс. до н.э.), железный (начало 1 тыс. до н.э. – 5 в. н.э.) века.

Средневековье. конец 5в.н.э. – 15в. Выделяются два этапа: начало перехода к классовому обществу и возникновение государственности на территории Беларуси (конец 5в. н.э. – 1 половина 13в.); развитие феодальной системы (середина 13в. – 15в.).

Новое время. 16в. – начало 20в. Делится на 2 этапа: оформление феодальной системы и назревание ее кризиса (16 – конец 18в.); генезис и укрепление капитализма, созревание кризиса буржуазного общества (конец 18 – 1917г.).

Новейшее время – с 1917г. до наших дней.

Методология истории Беларуси.

Методология – инструмент, с помощью которого можно узнать различные исторические процессы в то или иное время на различных территориях. С 6-7 вв. до н.э. Беларусь оказалась в поле зрения древнейших историков.

Методология провиденциализма. Она считает, что исторический процесс направляет кто-то свыше (Бог). Она была популярна в древние времена и в 18-19-х веках.

Методология волюнтаризма. Вытесняет методологию провиденциализма. Она считает, что исторические процессы находятся в руках великих людей. Прослеживается уже в летописях. Великие люди делают все под влиянием Бога. Исторический процесс отдается в руки выдающихся личностей.

И та, и другая методологии оттесняют народные массы от исторических процессов. Они становятся слепым орудием в руках Бога, или выдающихся личностей. Это обедняет историю.

В 18 – начале 19в. французскими просветителями была разработана методология, в соответствии с которой развитие экономики и политики целиком и полностью зависело от его (народа) образованности.

Методология географического детерминизма. (19в.). Ее сторонники считают, что развитие на конкретной территории зависит от географических условий. В 19в. этот подход заменяется глубоким анализом. Одни и те же условия на разных ступенях развития играют как тормозящую, так и подталкивающую роль. Развитие человека шло более интенсивно в экстремальных условиях. Это обусловлено борьбой за выживание.

Концепция Тойнби: влияние природной среды и реакция общества на ее изменения строго детерминированы. Природная среда делает как бы вызов обществу и в зависимости от ответа развитие может ускоренным, замедленным или деградирует.

Таким образом. Тойнби попытался проанализировать эти ответы. Но он не дал ответа, почему разные этносы по-разному реагируют на изменения природной среды.

Попытку этого ответа сделал Л.Н. Гумилев, разработавший методологию: отдельно взятый этнос или человек является субъектом истории. Он рождается, живет и умирает. Он примерно определил срок жизни этноса – 1300 лет. Поведение этноса определяется также как и поведение человека. Рождение этноса может происходить не на всех территориях и не всегда, а происходит в сочетании двух ландшафтов. Ландшафт – совокупность всех природных явлений (море – побережье, лес – степь, горы – долина). Чем больше сочетаний ландшафтов, тем больше возможности для жизни этноса. Рождение этноса происходит во время геомагнитного излучения космических лучей. Первый признак рождения этноса – наличие пассионарий (люди, лишенные самосохранения). Чем больше пассионариев в этносе, тем активнее его поведение. Молодость этноса – это эпоха войн, борьбы с природой. С ослаблением пассионарий этнос скатывается в старость, появляются субпассионарии (люди, готовые жертвовать чужими жизнями). Пассионарность – приходящий фактор. После старости этноса приходит депопуляция, распад. Признаки: интерес к истории, потеря инстинкта материнства, падение рождаемости.

Марксистская методология. имеет несколько причин. Огромное количество литературы написано историками-марксистами. В современной исторической науке марксистская методология очень популярна, широко распространена. Суть: главное достижение марксизма – это то, что прежде чем заниматься наукой и политикой, деторождением человек должен поесть, для этого он должен работать. То есть во главе угла стоит экономика. Маркс выделил 5 способов производства и 5 формаций: первобытное общество, рабовладельческое, феодальное, капитализм, коммунизм. Каждая формация – более высокая ступень развития, за счет более высокой производительности труда, которая обеспечивает большим количеством избыточного продукта. Что позволяет части членов общества не заниматься производством, а заниматься управлением, политикой, экономикой, искусством, что стимулирует генетические изменения, развитие мозга. Это в свою очередь влияет на экономику.

Главным действующим лицом экономики является народ. Он и является главным субъектом исторического процесса. Роль личности также велика, однако она ограничена одним фактором: выражает ли она народные желания и устремления. Для полной победы более развитой формации необходимо, чтобы в этой формации была выработана более высокая производительность труда. В недрах общественно-экономической формации имеет важное значение собственность (частная, общественная). Частная собственность – эта та, которая приносит доход. Общественная – феодализм, коммунизм, первобытное общество. Частная - капитализм. Общественная собственность ведет к справедливому распределению произведенного продукта. Частная собственность дает возможность собственнику присваивать большую часть, что ведет к ожесточению двух полярных групп. Переход формации в формацию с другим видом собственности возможен только через революцию или реформу революционного типа. Двигателем исторического процесса (по Марксу) является классовая борьба.,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: