Экзаменационные Вопросы

ФАКУЛЬТЕТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИСТОРИЯ

Методические материалы для студентов

Составители:

доцент, кандидат исторических

наук С.В. Козловский

доцент, кандидат исторических

наук Л.В. Смирнова

доцент, кандидат исторических

наук С.Н. Уваров

Ижевск 2014

ЦЕЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины «История» – дать представление об основных закономерностях исторического процесса, этапах исторического развития России, месте и роли России в истории человечества и современном мире. Формы проведения занятий: лекции, написание контрольной работы. Формы контроля: текущий контроль, экзамен.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ НАПИСАНИИ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Студент выполняет контрольную работу в форме ответов на задания. Для этого он выбирает тот вариант, который соответствует последней цифре индивидуального шифра (студенческого билета). Контрольная работа будет считаться выполненной, если даны полные ответы на все задания, сделаны выводы и имеется ссылка на литературу или адреса сайтов.

Особое внимание следует обратить на оформление контрольной работы. Ее желательно сдавать в отпечатанном виде. Формат бумаги А-4, кегль 14, через один компьютерный интервал. Контрольную работу можно писать и от руки, но аккуратно. Образцы правильного оформления титульного листа и списка литературы – в приложениях №2 и №3. Контрольная работа сдается в кабинет №501а 1-го корпуса и регистрируется. Студент, не сдавший ее, к экзамену не допускается.

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ


ВАРИАНТ 0

На основе текста учебного пособия «Отечественная история: курс лекций» под общ. ред. С.Н. Уварова (http://portal.izhgsha.ru/):

1. Проследите эволюцию экономического развития нашей страны, начиная с образования государства у восточных славян и до конца ХХ века. Сделайте выводы о причинах изменений на каждом этапе развития.

2. Сравните основные направления общественного движения России XIX века (декабристы, западники и славянофилы, народники, социал-демократы): выделите общее и особенное, сделайте выводы.

3. Укажите, какие события мировой истории оказали влияние на: а) эволюцию экономического развития в нашей стране; б) появление и развитие общественного движения России XIX века.

Используйте в качестве дополнительных материалов следующие ресурсы*.

ВАРИАНТ 1

На основе текста учебного пособия «Отечественная история: курс лекций» под общ. ред. С.Н. Уварова (http://portal.izhgsha.ru/):

1. Проследите эволюцию социального строя (появление новых категорий населения) в нашей стране, начиная с Киевской Руси и заканчивая современной Россией. Сделайте выводы о причинах изменений.

2. Сравните две войны, которые вела Россия (на выбор). Параметры для сравнения – причины, состав участников, ход, положение в стране, итоги. Сделайте выводы.

3. Укажите, какие события мировой истории оказали влияние на эволюцию социального строя в нашей стране.

Используйте в качестве дополнительных материалов следующие ресурсы*.

ВАРИАНТ 2

На основе текста учебного пособия «Отечественная история: курс лекций» под общ. ред. С.Н. Уварова (http://portal.izhgsha.ru/):

1. Проследите эволюцию культуры (образование, наука, искусство) нашей страны, начиная с Киевской Руси и заканчивая современной Россией. Сделайте выводы о причинах изменений на каждом этапе развития.

2. Сравните две аграрные реформы России (на выбор). Параметры для сравнения – причины, цели, реализация, результаты.

3. В чем отличия между Второй мировой войной и Великой Отечественной войной?

Используйте в качестве дополнительных материалов следующие ресурсы*.

ВАРИАНТ 3

На основе текста учебного пособия «Отечественная история: курс лекций» под общ. ред. С.Н. Уварова (http://portal.izhgsha.ru/):

1. Проследите эволюцию законодательства нашей страны, начиная с Киевской Руси и до современной России. Сделайте выводы о причинах изменений на каждом этапе ее развития.

2. Раскройте взаимосвязь между индустриализацией и коллективизацией в СССР конца 1920-х – 1930-х гг.

3. Укажите, какие события мировой истории оказали влияние на: а) эволюцию законодательства в нашей стране; б) модернизацию СССР конца 1920-х – 1930-х гг.

Используйте в качестве дополнительных материалов следующие ресурсы*.

ВАРИАНТ 4

На основе текста учебного пособия «Отечественная история: курс лекций» под общ. ред. С.Н. Уварова (http://portal.izhgsha.ru/):

1. Проследите эволюцию роли религии в нашей стране, начиная с Киевской Руси и до современной России. Сделайте выводы о причинах изменений на каждом этапе развития.

2. Покажите достоинства и недостатки советского строя, созданного большевиками (с 1917 г. до 1991 г.).

3. Укажите, какие события мировой истории оказали влияние на: а) эволюцию роли религии в нашей стране; б) образование и развитие СССР.

Используйте в качестве дополнительных материалов следующие ресурсы*.

ВАРИАНТ 5

На основе текста учебного пособия «Отечественная история: курс лекций» под общ. ред. С.Н. Уварова (http://portal.izhgsha.ru/):

1. Проследите эволюцию социального протеста (восстания, революции) в нашей стране, начиная с Киевской Руси и до современной России (причины, идеи, движущие силы, последствия). Сделайте выводы.

2. Сравните две отечественные реформы (на выбор). Параметры для сравнения – причины, цели, реализация, результаты.

3. Укажите, в интересах каких государств происходили социальные выступления в нашей стране.

Используйте в качестве дополнительных материалов следующие ресурсы*.

ВАРИАНТ 6

На основе текста учебного пособия «Отечественная история: курс лекций» под общ. ред. С.Н. Уварова (http://portal.izhgsha.ru/):

1. Проследите эволюцию органов власти в нашей стране, начиная с Киевской Руси и заканчивая современной Россией. Сделайте выводы о причинах изменений на каждом этапе развития.

2. Крепостное право в России: причины и этапы закрепощения, развитие крепостничества. Причины и последствия отмены крепостного права.

3. Укажите, какие события мировой истории оказали влияние на: а) эволюцию органов власти в нашей стране; б) установление, развитие и отмену крепостного права.

Используйте в качестве дополнительных материалов следующие ресурсы*.

ВАРИАНТ 7

На основе текста учебного пособия «Отечественная история: курс лекций» под общ. ред. С.Н. Уварова (http://portal.izhgsha.ru/):

1. Какие изобретения были сделаны в нашей стране с начала XVIII до начала ХХI века. Какие из них были сделаны раньше мировых аналогов?

2. Сравните три российские революции (1905–1907 гг., Февральская революция 1917 г., Октябрьская революция 1917 г.): выделите сходства и отличия. Параметры для сравнения – причины революций, задачи, их характер, участники, ход событий, результаты.

3. Какие отечественные изобретения были востребованы в нашей стране и за рубежом.

Используйте в качестве дополнительных материалов следующие ресурсы*.

ВАРИАНТ 8

На основе текста учебного пособия «Отечественная история: курс лекций» под общ. ред. С.Н. Уварова (http://portal.izhgsha.ru/):

1. Проследите эволюцию советского строя, созданного большевиками (1917–1991 гг.). Какие изменения были внесены при каждом руководителе страны в культуру, структуру управления, экономику, внешнюю и внутреннюю политику.

2. Сравните три типа княжеств (Новгородское, Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское) в период раздробленности на Руси: выделите сходства и различия. Параметры для сравнения – географическое положение, природно-климатические условия, экономическое развитие, общественное устройство, система управления. Сделайте выводы о влиянии особенностей на развитие каждого из типов княжеств.

3. Укажите, какие события мировой истории привели к изменениям в курсе советских руководителей во внутренней и внешней политике.

Используйте в качестве дополнительных материалов следующие ресурсы*.

ВАРИАНТ 9

На основе текста учебного пособия «Отечественная история: курс лекций» под общ. ред. С.Н. Уварова (http://portal.izhgsha.ru/):

1. Проследите эволюцию государственной идеологии в нашей стране. Какие идеи определили развитие страны на каждом этапе ее развития?

2. Укажите общие и особенные причины распада Российской империи в 1917 г. и СССР в 1991 г.

3. Укажите, какие события мировой истории привели к изменениям в государственной идеологии.

Используйте в качестве дополнительных материалов следующие ресурсы*.


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ


1. История как наука. Подходы к изучению истории.

2. Русские историки и основные этапы отечественной историографии.

3. Место и роль России в истории человечества.

4. Особенности российской истории и менталитета.

5. Восточные славяне в древности.

6. Образование восточнославянского государства. Норманнская и антинорманнская теории.

7. Киевская Русь – раннефеодальное государство.

8. Основные категории населения Киевской Руси.

9. Принятие христианства.

10. Период политической раздробленности.

11. Монголо-татарское нашествие. Проблемы взаимовлияния Руси и Золотой Орды.

12. Причины возвышения Москвы. Объединение русских земель вокруг Москвы.

13. Органы власти и управления в Московском государстве в XVI–XVII вв.

14. Основные категории населения Московского государства.

15. Правление Ивана IV Грозного.

16. Смутное время.

17. Реформы патриарха Никона. Начало формирования абсолютизма во II половине XVII века.

18. Реформы Петра I.

19. Дворцовые перевороты второй четверти XVIII века.

20. Просвещенный абсолютизм Екатерины II.

21. Выбор пути исторического развития в начале XIX века при Александре I.

22. Движение декабристов.

23. Консервативная модернизация при Николае I.

24. Общественная мысль середины XIX века: западники и славянофилы.

25. Отмена крепостного права и ее последствия.

26. Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX века.

27. Движение народников.

28. Особенности развития капитализма в промышленности во II половине XIX – начале ХХ века.

29. Развитие капитализма в сельском хозяйстве во II половине XIX – начале XX века.

30. Первая российская революция 1905-1907 гг.

31. Столыпинская аграрная реформа.

32. Политические партии начала XX века.

33. Первый опыт российского парламентаризма: деятельность I – IV Государственных Дум.

34. России в годы Первой мировой войны.

35. Февральская революция 1917 г. Россия от Февраля к Октябрю.

36. Октябрьская революция 1917 г. Первые преобразования советской власти (осень 1917 г. – весна 1918 г.).

37. Гражданская война. Политика «военного коммунизма».

38. НЭП.

39. Образование СССР.

40. Индустриализация.

41. Коллективизация.

42. Культурные преобразования в 20-30-е гг. ХХ века.

43. Формирование тоталитарного государства в СССР и культа личности Сталина.

44. СССР накануне Великой Отечественной войны.

45. Великая Отечественная война.

46. Проблемы послевоенного развития СССР (1945-1953 гг.).

47. Реформы Н.С. Хрущева (1953-1964 гг.)

48. Нарастание кризисных явлений в середине 1960-середине 1980-х гг. «Холодная война».

49. Перестройка 1985-1991 гг.

50. Россия в 1990-е гг.


ЛИТЕРАТУРА

1. История России. В 3-х кн. / под ред. Л.В. Милова. М., 2010.

2. История России от древнейших времен до начала XX века: учебное пособие для вузов [Электронный ресурс] / Под ред. И.Я. Фроянова. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Frojan/index.php.

3. История России: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. М., 2014.

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Интернет-ресурсы по истории*

http://megabook.ru/ – Мегаэнциклепедия Кирилла и Мефодия.

http://www.hrono.ru – «ХРОНОС – всемирная история в Интернете».

http://www.hist.msu.ru/ER/index.html – библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ.

http://istrorijarossii.narod.ru/ – библиотека учебной и научной исторической литературы.

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/History_Russia.php – История России с древнейших времен.

http://www.iqlib.ru/ – электронно-библиотечная система IQlib.

http://elibrary.ru/ – Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: