В фокусе внимания буддизма находится человек. А центральной проблемой философии буддизма является радикальное решение жизненно важной, практической задачи — освобождения от страдания, что возможно только при уходе из обычной жизни (сансары) в нирвану. Поэтому традиционные философские вопросы о мире (его происхождении, устройстве, вечности и т.п.), сознательно оставлялись Буддой за пределами рассмотрения: ведь мир (сансара), это как раз то, из чего необходимо вырваться.
В ортодоксальной индийской философии считалось, что человек — это единство вечной души и сменяемого тела2. Будда с этим не согласен. По его учению, человек состоит из пяти групп элементов — дхарм, которые и образуют все явления телесного и психического. Это дхармы, порождающие: 1) телесные формы; 2) ощущения; 3) понятия, распознавания; 4) кармические отпечатки; 5) сознание3. Дхармы в буддизме нельзя трактовать как некие самостоятельные «духовные атомы», они не имеют никакого значения по отдельности, они значимы только «в потоке», в сочетании с другими. Так, сейчас вы читаете эту
|
|
1 На палийском языке, на котором сохранился самый древний вариант этой книги, она называется «Типитаки».
2 Тело — это как бы костюм, который актер одевает во время спектакля, и для каждой новой роли одевается новый костюм. А роль, которую играет актер, это и есть жизнь в очередном перерождении.
3 Позднее возникли другие классификации дхарм.
книгу и пытаетесь понять ее. Это значит, что в данный момент в вас «действуют» или «проявляются» дхармы телесных форм (книга), дхармы ощущений (видение текста), дхармы сознания (понимание текста) и т.д. В следующее мгновение вы выглянули в окно: значит, теперь «действует» другой набор дхарм и т.д. Сама наша нынешняя жизнь — это и есть «поток дхарм» 1. Но таким же потоком являются и все остальные наши жизни (прошлые и будущие) — при всех перерождениях. А точнее, все наши жизни есть проявления единого потока дхарм. Все изменения в потоке дхарм происходят не хаотически, а подчиняясь определенному закону взаимозависимого возникновения (кармы). Теоретический фундамент буддийской философии составляет учение о колесе причинности.
Двенадцать звеньев цепи страдания (колесо причинности, порождаемое кармой)
1. Страдания жизни (обусловлены рождением).
2. Рождение (обусловлено стремлением к жизни).
3. Стремление к жизни (обусловлено привязанностью к объектам).
4. Привязанность (обусловлена жаждой, желанием вещей).
5. Жажда (обусловлена чувственным восприятием (опытом)).
6. Чувственный опыт (обусловлен чувственным соприкосновением с объектами).
|
|
7. Чувственное соприкосновение (обусловлено шестью органами познания).
8. Шесть органов познания (обусловлены эмбриональным периодом развития организма (состоящего из тела и разума)).
9. Развитие эмбриона (обусловлено первоначальным сознанием).
10. Первоначальное сознание (обусловлено впечатлениями прошлой жизни).
11. Впечатления прошлой жизни (обусловлены неведением истины).
12. Неведение четырех благородных истин, т.е. буддийского учения.
1 Как соотносятся эти испытываемые человеком впечатления с внешним миром и существует ли последний вообще, стало предметом рассмотрения в более поздних школах буддийской философии — см. с. 157—160.
«Колесо причинности» заставляет нас постоянно рождаться в мире страданий. Если мы хотим вырваться из него, первое, что необходимо сделать — познакомиться с четырьмя благородными истинами, постигнутыми Буддой в момент его просветления (табл. 14).
Таблица 14. Четыре благородные истины
Благородные истины | Комментарии |
1. Жизнь есть страдание | «Рождение есть страдание, болезни и смерть есть страдание, разлука с милым есть страдание, соединение с немилым есть страдание. Все в жизни есть страдание». |
2. Причина наших страданий — это наши желания | Основная причина страданий состоит в том, что нам постоянно чего-то хочется, но мы не получаем желаемого. |
3. Чтобы избавиться от страданий, надо избавиться от желаний | Как только мы избавляемся от каких-то желаний, нам уже не приходится страдать из-за того, что это желание не исполняется. Уговорите себя, что вам не хочется иметь «Мерседес», и одним страданием в жизни станет меньше! |
4. Чтобы избавиться от желаний, надо следовать восьмеричным, путем, спасения Будды | Относительно просто уговорить себя отказаться от роскоши и излишеств, но и тогда человеку не перестанет хотеться есть, пить и т.д. Эти желания неразрывно связаны с желанием жить. |
Таблица 15. Восьмеричный путь спасения Будды
Ступени | Комментарии |
1. Правильные взгляды | знание четырех благородных истин и буддийского учения в целом |
2. Правильная решимость | твердое намерение преобразовать свою жизнь в соответствии с буддийским учением |
3. Правильная речь | воздержание от лжи, клеветы, жестоких слов, фривольных разговоров |
4. Правильное поведение | отказ от уничтожения живого, от воровства, от неверного удовлетворения своих желаний |
5. Правильный образ жизни | обеспечение жизни только честным путем. Даже ради спасения жизни нельзя прибегать к нечестным источникам дохода |
Окончание таблицы 15
Ступени | Комментарии |
6. Правильные усилия | постоянное стремление оставаться на истинном пути, искоренение старых дурных мыслей и наполнение своего ума новыми хорошими |
7. Правильное направление мысли | постоянное осознание того, что все вещи и человеческое тело — преходящи: мое тело — еще не Я. Тело состоит из костей, крови, жил и т.д., оно смертно и превратится в гниющую массу. И нечего жалеть о нем и об утрачиваемых вещах |
8. Правильное сосредоточение (4 стадии) | Первая стадия — наслаждение ума радостью, отрешенностью и чистым мышлением; Вторая стадия — осознание радости и покоя; Третья стадия — совершенная невозмутимость, освобождение от ощущения телесности и осознание этой невозмутимости и освобождения; Четвертая стадия — избавление от сознания невозмутимости и освобождения, состояние совершенной невозмутимости, безразличия и самообладания, без страдания и без освобождения |
Достигнув последней стадии этого пути, ищущий становится арка-том (почтенным лицом) и может уйти в нирвану.
Нирвана и сансара. Телесный, вещественный мир, в котором живет человек, — это нечто несущественное, а может быть, и вообще нереальное (иллюзия, наваждение, майя-колдовство1). Ведь человеческая жизнь — это всего лишь поток дхарм. Любые рассуждения об этом мире только сильнее нас к нему привязывают и отвлекают от пути спасения, поэтому сам Будда никогда не отвечал на вопросы, относящиеся к этому миру. Истинной реальностью является только нирвана. Нирвана — это угашение страстей, а вмести с ними и страданий, это прекращение перерождений, это выход из сансары, выход из-под власти кармы — колеса причинности.
|
|
Нирвана — это не отсутствие жизни, а особая форма и способ существования личности, она «глубока, как океан; возвышенна, как горная вершина; сладка, как мед» и т.д. По-настоящему понять, что есть нирвана, можно только на собственном опыте.
Эволюция буддизма.
Буддизм зародился как философско-этическое учение, но вскоре после смерти Будды он трансформировался в
1 Не случайно мать Сиддхартхи Гаутамы звали «Майя», поскольку с точки зрения буддизма весь мир есть наваждение — майя, то совпадение этих двух имен обретает особый философский смысл.
религию и распространился по всей территории Индии. В III в. до н.э. при царе Ашоки (из династии Маурья) буддизм стал государственной религией в Древней Индии.
В I в. до н.э. в буддизме произошел раскол на два основных направления: хинаяну и махаяну1.
Таблица 16. Хинаяна и махаяна
Хинаяна | Махаяна | |
Дословный перевод названия | «узкий путь спасения», или «малая колесница» | «широкий путь спасения», или «большая колесница» |
Цель постижения учения | личное спасение | спасение как можно большего количества людей |
Нирваны можно достичь | только уйдя в монастырь | оставаясь в миру |
Нирвана достижима | только после смерти | после смерти — навсегда, но и при жизни — хотя бы на время |
Кроме того, в махаяне стало активно развиваться учение о бодхисаттвах2 — существах (людях и богах, в том числе буддах), которые уже способны уйти в нирвану, но из-за сострадания к другим живым существам задерживаются в сансаре, чтобы вести людей по пути спасения.
В начале новой эры буддизм начал свое победоносное шествие по различным странам Юго-Восточной Азии. Во втором тысячелетии новой эры он утвердился в качестве официально признанной религии в большинстве этих стран. Причем хинаяна получила в основном распространение в южных регионах, а махаяна — в восточных.
|
|