Неоплатонизм (Neoplatonism)

Основоположником неоплатонизма считается Плотин или его учитель Аммоний.

Таблица 30. Основные представители неоплатонизма

Основные представители Биографические сведения Основные труды
Аммоний Преподавал в Александрии. Ничего не писал
Саккас Крещен родителями, но сам  
ок. 175—242 гг. был язычником  
Плотин Родился в г. Ликополе (Египет). Эннеады (Девятки)
205—270 гг. В 28 лет начал изучать философию и 11 лет учился у Аммония в Александрии; в возрасте около 40лет переехал в Рим, где основал школу и 25 лет вел в ней занятия  
Порфирий Родился в г. Тире, ученик Плотина «Жизнь Плотина»,
232 — после   «Против христиан»,
301 гг.   Комментарии на работы Платона и Аристотеля
Ямвлих Жил и работал в Сирии «Жизнь Пифагора»,
ок. 280 —   «0 богах»,
ок. 330 гг.   «Платонова теология»,
    «0 символах»
Прокл Родился в Константинополе, «Первоосновы
410—485 гг. учился в Александрии и Афинах; теологии»,
  схоларх платоновской Академии. «О теологии Платона»,
    Комментарии

Философские воззрения. Внеоплатонизме до предела доведено платоновское противопоставление телесного чувственного мира и сверхчувственного мира. Основное внимание уделяется учению о сверхразумном и сверхбытийном первоначале. Следуя Платону, неоплатоники считали, что исходное первоначало — это Единое = = Благо. Оно не постижимо для разума, а постижимо только в состоя-

нии сверхразумного экстаза1. О нем нельзя сказать, чем оно являет­ся, можно только утверждать, чем оно не является, т.е. к нему приме­нимы только отрицательные определения2.

Единое = Благо, как говорит Плотин, «не ведает ни в чем недостатка, довлеет самому себе, ни в чем не нуждается». Единое вневременно, ни к чему не стремится, находится в состоянии вечного покоя. Оно знает само себя, но без процесса познания, так как для него нет перехода от незнания к знанию.

Единое = Благо Плотин сравнивает с Солнцем. И как от Солнца исхо­дит свет, так от Единого = Блага исходит эманация (истечение, из­лучение), порождающая Бытие = Ум (Нус), содержащий идеи (понятия). Таким образом, Ум, с одной стороны, множественен, так как содержит мно­жество всех идей, а с другой стороны, един. Ум существует вне времени. Он познает сам себя и, мысля свое содержание — идеи, он тем самым тво­рит их. Начинается этот процесс с наиболее общих идей (бытие, движе­ние и покой, тождество и различие), от них происходят все другие.

Распространение эманации за пределы Ума приводит к появлению Мировой души. Она порождает время, и сама существует во време­ни. Мировая душа — связующее звено между сверхчувственным и чувственным миром, хотя сама она бестелесна. Душа является источ­ником движения для всех телесных объектов. Мировая душа дробится на составляющие, т.е. существует душа неба, души звезд и планет, душа Земли, души животных, растений, человека и т.п.

Угасший свет, исходящий из Единого, ставший тьмой и мраком, и есть материя, образующая чувственный, телесный космос. Он вечен во вре­менном существовании (т.е. существует всегда, когда есть время).

Схема 34. Плотин: космогония

Единое = Благо

Бытие = Ум (Нус)

Мировая душа

Телесный космос

1 В переводе с древнегреческого «экстаз» — это «смещение», «перемещение», «ис­ступление», «восторг». Философы заимствовали этот термин из религиозных мистерий, и в дальнейшем в философских работах термин приобрел также значения: «выход за пределы житейской реальности», «выход за пределы себя».

2 Тем самым в неоплатонизме закладываются основы апофатического (отри­цательного) богословия.

У Ямвлиха и Прокла эта схема значительно усложняется, например у Прокла промежуточное положение между Единым и Умом занимают числа.

Судьба учения. Неоплатонизм более, нежели какое-то иное тече­ние античной философии, оказал влияние на христианство и средневе­ковую христианскую философию как восточную (Афанасий Александ­рийский, Псевдо-Дионисий, великие капподокийцы: Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский и т.д.), так и западную (Аврелий Августин, Боэций, Эриугена и т.д.). Оказал он влияние и на мусульман­ских средневековых философов мистического толка, в первую очередь такого течения, как суфизм, и на еврейских философов той же эпохи.

Новая волна интереса к неоплатонизму возникла в эпоху Возрож­дения (Плифон, Фичино, Бруно и др.). В Новое время можно отметить влияние неоплатонизма на Беркли, а в XIX в. — на романтиков, таких как Шеллинг и Гегель, в XX в. — на Бергсона. Многие идеи неоплато­низма повлияли на русских философов: Вл. Соловьева, Флоренского, Франка, Булгакова, Лосева.

Схема 35. Влияние античной философии на христианскую


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: