Методические указания
По выполнению
Внеаудиторной (самостоятельной), домашней контрольной работы
По учебной дисциплине
«Основы философии»
для обучающихся
Заочной формы обучения 3 курса
По специальности
Технология продукции общественного питания.
г. Слободской
Содержание методических указаний
1. Пояснительная записка………………………………………………….….……...3
2. Тематический план ……………………………………………………………..….4
3. Содержание учебной дисциплины……..................................................................8
4. Методические указания к выполнению домашней контрольной работы…19
5. Задание контрольной работы по вариантам…………………………….……..22
6. Основная и дополнительная литература……………………………...………..24
7. Вопросы к дифференцированному зачёту…………………………………….25
8. Приложения……………………………………………………………….………..26
Приложение 1 ………………………………………..………………………..……26
Приложение 2………………………………………………………………………27
Приложение 3……………………………………………………………...……….27
Раздел 1.
Пояснительная записка
Методические указания по выполнению заданий для домашней контрольной работы и внеаудиторной (самостоятельной) работы по учебной дисциплине «Основы философии» предназначены для обучающихся заочной формы обучения, разработаны в соответствии с обязательными требованиями к среднему профессиональному образованию по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания.
Учебная дисциплина «Основы философии» входит в состав дисциплин общегуманитарного и социально-экономического цикла.
Цель курса - ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования гражданина и будущего специалиста.
При самостоятельном изучении теоретического материала следует изучить соответствующую тему, конспекты лекций, составить ответы на вопрос по каждой теме, используя методические указания, указанную основную и дополнительную литературу, материалы Интернета.
В процессе изучения дисциплины обучающиеся заочной формы обучения должны выполнить 1 домашнюю контрольную работу. Домашняя письменная контрольная работа (далее - контрольная работа) по учебной дисциплине «Основы философии» является формой контроля знаний и умений обучающихся заочной формы обучения. Выполнение контрольной работы обучающимся осуществляется в сроки, определенные рабочим учебным планом техникума по специальностям: «Технология продукции общественного питания», «Конструирование, моделирование и технология изделий из меха».
Темы заданий контрольной работы разрабатываются в соответствии с рабочей программой по учебной дисциплине и ФГОС, рассматриваются предметно-цикловой комиссией, утверждаются заместителем директора техникума по учебно-производственной работе.
Аттестация по учебной дисциплине «Основы философии» для обучающихся заочной формы обучения проводится в форме дифференцированного зачёта. До зачёта допускаются обучающиеся, освоившие необходимый объем материала, выполнившие все аудиторные задания, имеющие зачтённую домашнюю контрольную работу.
Раздел 2.
Тематический план
Наименование разделов и тем. Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, контрольные работы. | Максим. учеб. нагрузка обучающегося при заочной форме обучения (час.) | Обязательные учебные занятия при заочной форме обучения | Самостоятельная работа обучающегося | ||||||
всего (час.) | Аудит. лекции (час.) | Практическая раб. (час.) | |||||||
Раздел 1.Основные идеи истории мировой философии от античности до Новейшего времени | - | ||||||||
Тема 1.1. Философия античного мира и Средних веков | |||||||||
Мировоззрение. Предмет и функции философии. Структура философского знания. | |||||||||
Философия античного мира и Средних веков: понятие. | |||||||||
Внеаудиторные (самостоятельные) работы: | |||||||||
1 | Составление ответов на контрольные вопросы по теме «Античная натурфилософия»: - учение Фалеса; - теория о числах и геометрических фигурах Пифагора; - понятие бытия Парменида; - апории Зенона. | ||||||||
2 | Составление ответов на контрольные вопросы по теме «Античная философия эпохи просвещения, классики, эллинизма»: - философия софистов; - философия Сократа; - философия Платона; - философия Аристотеля; - философия стоиков; - философия эпикурейцев; - философия скептиков. | ||||||||
3 | Составление ответов на контрольные вопросы по теме «Средневековая философия»: - сущность патристики; - сущность схоластики (Августин, Фома Аквинский); - средневековая мусульманская философия. | ||||||||
4 | Заполнение таблицы для систематизации учебного материала по теме «Предпосылки философии в Древнем мире (Древней Индии и Китае). Учение о Дао». | ||||||||
Тема 1.2. Философия Нового и Новейшего времени | |||||||||
Философия Нового и Новейшего времени: понятие. | |||||||||
Внеаудиторные (самостоятельные) работы: | |||||||||
1 | Составление ответов на контрольные вопросы по теме «Философия Нового времени»: - философия Б.Спинозы; - философия Т.Гоббса; - философия Дж.Локка. | ||||||||
2 | Составление ответов на контрольные вопросы по теме «Основы немецкой классической философии»: - философия И.Канта; - философия Г.Гегеля. | ||||||||
3 | Составление ответов на контрольные вопросы по теме «Философия материализма, диалектики, иррационализма»: - философия А.Шопенгауэра; - философия Ф.Ницше. | ||||||||
4 | Составление ответов на контрольные вопросы по теме «Философия позитивизма и неопозитивизма»: - философия Л.Витгенштейна; - философия К.Поппера. | ||||||||
5 | Составление ответов на контрольные вопросы по теме «Философия психоанализа и бессознательного»: - философия З.Фрейда; - философия К.Юнга; - философия Э.Фромма. | ||||||||
6 | Составление ответов на контрольные вопросы по теме «Философия экзистенциализма»: - философия А.Камю; - философия Ж.П.Сартра; - философия Х.Ортега-и-Гассета; - философия К.Ясперса. | ||||||||
7 | Составление ответов на контрольные вопросы по теме «Философия прагматизма»: - философия У.Джеймса; - философия Д.Карнеги. | ||||||||
8 | Составление ответов на контрольные вопросы по теме «Русская философия 19-20 веков»: -философия И.В.Киреевского; -философия В.С. Соловьёва; -философия Н.А. Бердяева; -советская и постсоветская философия; -значение русской философии. | ||||||||
9 | Заполнение таблицы для систематизации учебного материала по теме «Философия Ф.Бэкона, Р.Декарта». | ||||||||
Раздел 2. Человек – сознание - познание | - | ||||||||
Тема 2.1. Человек как главная философская проблема | |||||||||
Человек как главная философская проблема: гипотезы происхождения человека, фундаментальные характеристики человека, бытие. | |||||||||
Внеаудиторные (самостоятельные) работы: | |||||||||
1 | Составление ответов на контрольные вопросы по теме «Категории человеческого бытия». | ||||||||
2 | Составление ответов на контрольные вопросы по теме «Теории происхождения и устройства мира». | ||||||||
3 | Составление ответов на контрольные вопросы по теме «Современные онтологические представления». | ||||||||
4 | Составление ответов на контрольные вопросы по теме «Категории пространства и времени». | ||||||||
5 | Составление ответов на контрольные вопросы по теме «Категории причинности и целесообразности». | ||||||||
6 | Составление ответов на контрольные вопросы по теме «Условия формирования личности». | ||||||||
7 | Составление ответов на контрольные вопросы по теме «Свобода и ответственность за сохранение жизни, культуры, окружающей среды». | ||||||||
Тема 2.2.Проблема сознания. Учение о познании. | |||||||||
Гносеология: понятие, природа познания. | |||||||||
Внеаудиторные (самостоятельные) работы: | |||||||||
1 | Составление ответов на контрольные вопросы по теме «Современные научные интерпретации проблемы сознания и подсознания» | ||||||||
2 | Составление ответов на контрольные вопросы по теме «Общественное сознание». | ||||||||
3 | Составление ответов на контрольные вопросы по теме «Методы и формы научного познания». | ||||||||
4 | Составление ответов на контрольные вопросы по теме «Соотношения абсолютной и относительной истин». | ||||||||
5 | Составление ответов на контрольные вопросы по теме «Методология научного познания, заблуждение». | ||||||||
Раздел 3. Духовная жизнь человека (наука, религия, искусство) | - | ||||||||
Тема 3.1 Философия и научная картина мира | |||||||||
Философия и наука. | |||||||||
Внеаудиторные (самостоятельные) работы: | |||||||||
1 | Составление ответов на контрольные вопросы по теме «Категории научной картины мира, их философские интерпретации». | ||||||||
2 | Составление ответов на контрольные вопросы по теме «Философские представления о месте человека в космосе». | ||||||||
Тема 3.2 Философия, религия, искусство | |||||||||
Философия и религия: мировые религии, сущность религии, ее влияние на человеческое общество. | |||||||||
Внеаудиторные (самостоятельные) работы: | |||||||||
1 | Составление ответов на контрольные вопросы по теме «Религиозное мировоззрение». | ||||||||
2 | Составление ответов на контрольные вопросы по теме «Функции искусства». | ||||||||
3 | Составление ответов на контрольные вопросы по теме «Проблема гения в искусстве». | ||||||||
4 | Составление ответов на контрольные вопросы по теме «Кризис современного искусства». | ||||||||
Раздел 4.Социальная жизнь | |||||||||
Тема 4.1 Философия и история, культура, глобальные проблемы современности | |||||||||
Философия и история. | |||||||||
Практические занятия | |||||||||
Философия и глобальные проблемы современности. | |||||||||
Внеаудиторные (самостоятельные) работы: | |||||||||
1 | Составление ответов на контрольные вопросы по теме «Современные концепции исторического развития». | ||||||||
2 | Составление ответов на контрольные вопросы по теме «Взгляды философов на развитие истории». | ||||||||
3 | Составление ответов на контрольные вопросы по теме «Историческая самобытность России». | ||||||||
4 | Составление ответов на контрольные вопросы по теме «Наука и ее роль в жизни общества» | ||||||||
5 | Составление ответов на контрольные вопросы по теме «Теория происхождения культуры». | ||||||||
6 | Составление ответов на контрольные вопросы по теме «Виды культуры». | ||||||||
7 | Составление ответов на контрольные вопросы по теме «Кризисы культуры». | ||||||||
8 | Составление ответов на контрольные вопросы по теме «Соотношение культуры и цивилизации». | ||||||||
9 | Составление ответов на контрольные вопросы по теме «Глобальные проблемы современного общества». | ||||||||
10 | Составление ответов на контрольные вопросы по теме «Влияние науки на нашу жизнь, пути развития мирового общества». | ||||||||
11 | Подготовка докладов для выступления на практическом занятии | ||||||||
Аттестация в форме дифференцированного зачета | - | - | |||||||
итого | |||||||||
Раздел 3.