Существуют различные философские подходы к пониманию истины. Содержание диалектико-реалистического подхода составляют следующие положения:
1. Действительность трактуется прежде всего как материальная объективная реальность, существующая независимо от нашего сознания. Она многокачественна и многообразна, обладает внешними признаками и сущностными характеристиками.
2. В действительность входит и субъективная реальность, которая также познается и фиксируется в знаниях.
3. Объект познания, процесс познания и его результат понимаются неразрывно связанными с предметно–чувственным отражением человека, а затем и с рациональным мышлением; объект познания обусловлен практикой и интересами познающего субъекта; истина воспроизводима на практике.
4. Признается, что истина не только статичное, но также и динамичное духовное образование; истина есть процесс.
При таком понимании истина - это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый объект так, как он существует сам по себе, вне сознания.
|
|
Познание не свободно от заблуждений, под которыми следует понимать непреднамеренное несоответствие знаний действительности, неадекватное отражение объекта в сознании субъекта.
Оценочный аспект характерен для другой пары близких понятий: «правда» и «ложь». Под правдой обычно понимают социальную истину, содержащую нравственную оценку; правдивое - это не только истинное, но и правильное, честное, справедливое. Ложь (дезинформация) выражает преднамеренное искажение знаний с целью введения в заблуждение тех, для кого она предназначена. Субъект, формирующий и распространяющий ложное знание, знает истину, но по каким-либо причинам скрывает ее.
Анализируя соотношение знания и веры в процессе познания, важно отметить, что данная проблема имеет давнюю историю. Усиление роли религии в современном обществе активизировало внимание исследователей к этому вопросу.
Понятие «вера» имеет два значения:
1. Уверенность (доверие, убежденность) - в том, что ещё не проверено, не доказано в данный момент;
2. Религиозная вера: знание догматического характера о сверхъестественно-религиозном, принимаемое без доказательств
Противопоставление знания и религиозной веры может существовать в следующих вариантах:
1. Абсолютизация знания и полное исключение веры из процесса познания;
2. Чрезмерное преувеличение роли веры в ущерб знанию;
3. Попытка соотнесения знания и веры в познании и духовном мире человека как равноценных, полезных и необходимых.