Социальный контроль в процессе социализации

Агенты и институты социализации выполняют не одну, а две функции:

- обучают ребенка культурным нормам и образцам поведения;

- контролируют то, насколько прочно, глубоко и правиль­но усвоены социальные нормы и роли.

Отсюда следует, что вознаграждение и наказание - глав­ные элементы социального контроля - одновременно явля­ются эффективными приемами социализации.

Общество изобрело множество педагогических практик (приемов, методов, техник), способов социальной тренировки, позволяющих человеку накрепко усвоить правила поведения. Школьные оценки - не только система измерения успехов в учебе, но и разновидность контроля.

Оценки - универсальный механизм социализации и соци­ального контроля. В них отражается объективное и получив­шее институциональное закрепление мнение значимых дру­гих, выполняющих функцию судей.

Правда, иногда оценки выполняют роль неисправного ком­паса либо искривленного зеркала. Но это и неудивительно. Ведь они насквозь субъективны и иными быть не могут.

Во многих социальных процессах - подбор персонала пред­приятия, проверка знаний учащихся, принятие управленческих ре­шений на всех уровнях - важную роль играют экспертные оценки.

Экспертные оценки выносятся коллективно специально обученными людьми (профессионалами-экспертами) и по

Увольнение - элемент социального контроля, применяе­мый к тем, кто неудачно освоил профессиональную роль и нарушает трудовую дисциплину.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: