Голос
- голосовой аппарат лжеца напряжён, поэтому голос срывается: дрожь голоса, заикание, странные скачки интонации и тембра. От спазмов в горле возможны покашливания.
- сбивчивое дыхание, от чего речь льётся не плавно. Человек в течение одной фразы берёт дыхание несколько раз.
- т.к. обманывающий человек сочиняет на ходу, то в речи часты паузы. Часто человек начинает говорить в медленном темпе, а потом разгоняется. Это происходит от того, что сначала человек ложь обдумывает и психически «тормозит».
Произносимая информация
- в речи неискреннего человека много юмора. Через смех лжец снимает напряжение.
- повествование нелогично, непоследовательно. При просьбе пересказать путается в деталях. А если попросить его рассказать произошедшее от конца к началу, т.е. наоборот, то он непременно проколется.
- человек рассказывает слишком общо, без деталей. Иногда обрывает начатые фразы.
- человек наполняет свой рассказ лишними подробностями. Это он делает для убедительности, для весомости своей лжи.
|
|
- грамматические ошибки в речи, оговорки говорят о чрезмерном психическом напряжении. А ложь – это всегда напряжение.
- при ответе на вопрос лгущий дословно его повторяет. (Например: - где вы находились в день преступления? – В день преступления я находился в гостях у Зинаиды) Это человек делает чтобы выгадать время на обдумывание.
- если мы просим человека ещё раз рассказать как было дело, он дословно повторяет свои слова, говорит как по заученному.
- лжец почти не употребляет в речи местоимение «Я».
- обманщик неосознанно включает в речь оправдательные слова типа: «верьте мне», «чистая правда», «даже и не сомневайтесь» и т.п.
- если вы открыто выскажете лжецу свои подозрения в его нечестности, то он пойдёт в атаку и будет на вас агрессивно нападать, доказывая свою честностью. Искренние же люди реагируют на такие подозрения спокойнее.
- при смене предмета разговора на нейтральный лжец испытывает большое облегчение – свободно выдыхает и принимает расслабленную позу.
НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ЛЖИ
Поза
- поза напряжена, нерасслабленна. Человек либо каменно сидит как статуя, либо ёрзает, не находя удобной позы.
- лжец отстраняется от собеседника: отворачивается, сидит боком, откидывается назад.
- человек ставит преграду между собой и собеседником: кладёт сумочку на колени, закрывается газетой/столом/спинкой стула, перекрещивает руки и ноги, закрываясь позой.
- обманывающий ищет опоры: опирается на стену или стол, кладёт голову на руку, вжимается спиной в спинку стула.
- лжец прячет зоны откровенности: закрывает ладони, убирает руки, отворачивает лицо, съёживается, закрывая солнечной сплетение.
|
|
Жесты
- человек либо суетлив и совершает много жестов, либо сидит напряжённо без движения.
- левая часть тела у правшей плохо контролируется, поэтому когда они обманывают следите за движениями левой руки и ноги.
- жесты лжеца направлены на себя, а не на собеседника.
- Жесты закрытия: ладони не показывает, к сердцу не прикасается.
- лжец прикасается к лицу, словно заставляя себя замолчать: чешется/потирает/невзначай трогает рот/глаза/нос/лоб/шею/уши
- излишнее напряжение выходит через движения конечностями: обманщик дёргает ногой, постукивает рукой по столу, теребит в руках предметы, почёсывает части тела, трогает волосы.
- лжец прячется за мелкомоторными действиями: курит, попивает кофе, грызёт ногти, перебирает книги.
Мимика
- излишнее напряжение в лице, тики, поднятые брови, раздутые ноздри, покусывание и облизывание губ.
- следите особо за левой стороной лица, которая у правшей хуже контролируется. У обманщика может быть ярко выраженная асимметрия движений лица: левая сторона будет выдавать истинные эмоции.
- мимика лжеца не соответствует словам: 1) мимика противоречит смыслу высказывания; 2) мимика появляется не синхронно с высказыванием – т.н. «звуковой жест» рассогласован; 3) мимические выражения держатся на лице дольше 10 секунд, т.к. в норме движения лица меняются каждые 5-10 секунд.
- в мимикеучаствуют не все мышцы лица: неискренняя улыбка, когда растягивается только рот, а глаза не сощуриваются.
Движения глаз
- в норме человек 70% времени смотрит в глаза собеседнику. Лжец же либо отводит взгляд и смотрит в глаза не более 30% времени, либо же наоборот смотрит слишком пристально 100% времени, т.к. следит за производимой реакцией.
- частое моргание.
- блеск глаз.
- расширенные зрачки.
Вегетативные реакции
- учащённое сбивчивое дыхание
- сильное сердцебиение и повышение артериального давления
- повышенное потоотделение
- покраснение/бледность
- сухость губ, пересохшее горло
- излишнее слюноотделение и постоянное сглатывание слюны
- зевота из-за нехватки кислорода активно работающему мозгу
Тема №6 ЭМОЦИИ
Эмоции нужны человеку для регуляции деятельности, для адаптации. Эмоции – это субъективные сигналы от организма человеку. Когда человек испытывает эмоции в его организме происходят физиологические изменения (гормональный выплеск), поэтому длительные интенсивные эмоции вызывают стресс, даже если это эмоции положительные.
Эмоции человека выражаются в невербальной стороне общения и помогают наладить коммуникацию с другими людьми.
Эмоциональные проявления | ||
эмоция (быстропроходящая реакция) Пример: страх, боль, шок, радость | чувство (длительное эмоциональное отношение к чему-либо) Пример: любовь матери к ребёнку, патриотизм, чувство собственного достоинства | настроение (эмоциональный фон, который остаётся длительно) Пример: подавленное настроение, приподнятое настроение |
Характеристики эмоций | ||
Знак эмоции (положительность эмоции или отрицательность, приятность или неприятность) | Интенсивность эмоции (сила, выраженность эмоции) Например: беспокойство → боязнь → страх → ужас радость → восторг →экстаз печаль → тоска → горе → безысходность | |
+ | - | нейтрал |
радость, удовольствие | боль, страх, злость | удивление, шок |
Проявления эмоций | ||||
внутренние (гормональный выброс) | внешние (невербальные сигналы) | |||
· изменение кровяного давления · замедление/учащение пульса · изменение электропроводности кожи (потоотделение) · изменение температуры тела | § поза § жесты § мимика | § интонации голоса § громкость речи § темп речи | § покраснение/побледнение кожи § изменения дыхания | |
Прибор, измеряющий внутренние проявления эмоций, называется ПОЛИГРАФ – детектор лжи | Человек, профессионально считывающий внешние проявления эмоций, называется ПРОФАЙЛЕР |
Способность чувствовать и понимать эмоции другого человека называется ЭМПАТИЯ. Эмпатия сильнее развита у женщин, чем у мужчин. В некоторых профессиях эмпатия крайне важна: психологи, педагоги, воспитатели, актёры. Эмпатия – приобретаемый навык, свою эмпатию можно усилить и стать более сочувствующим человеком, лучше разбираться в эмоциях других.
|
|
Неспособность понимать свои эмоции называется АЛЕКСИТИМИЯ. Человек с алекситимией не может понять, что он чувствует, путается в своих эмоциях, не может их назвать. Также человек с алекситимией плохо разбирается в своих телесных ощущениях, например, не может точно объяснить где у него болит. Большинство химически-зависимых людей страдают алекситимией. От алекситимии можно избавиться, развивая свой эмоциональный словарь и постоянно осознавая свои чувства.
Базовые эмоции человека – основные эмоции, из сочетания которых уже строятся все другие эмоции.
К базовым эмоциям относят: СТРАХ, ГНЕВ, ОТВРАЩЕНИЕ, УДИВЛЕНИЕ, РАДОСТЬ, ПЕЧАЛЬ. Некоторые исследователи добавляют ещё и ПРЕЗРЕНИЕ.
Мимика базовых эмоций одинакова у людей всех национальностей и даже слепые от рождения люди имеют сходную мимику базовых эмоций.
Набор мимики базовых эмоций конкретного человека называется КАРТОЙ ЭМОЦИЙ.
Тема № 6 Воля
Воля – способность человека к сознательной саморегуляции, способность произвольно контролировать своё поведние.
Схема мотивационного акта:
Борьба мотивов, выбор | мотив «надо, должен, нужно» | ||
сиюминутное желание «хочу» | сознательная цель | ||
преодоление препятствий и неудач |
Например, вы имеете сознательную цель похудеть. Мотив: «надо не есть жирное и заниматься спортом». Сиюминутное желание – «хочу не делать зарядку, а поваляться в постели и съесть шоколадку». В вашем сознаии эти два мотива борятся и побеждает волевой, т.е. вы делаете выбор в пользу зарядки. Вы начинаете делать упражнения, но на вашем пути к сознательной цели встаёт препятстви е – приходит подруга с тортом. Вы это препятствие преодолевайте и просите подругу зайти через час и без торта.
|
|
Пример: вы имеете сознательную цель хрошо говорить по английски. Мотив – «должен выучить слова к уроку». Сиюминутное желание – «хочу погулять с друзьями». В борьбе мотивов побеждает сиюминутное желание «хочу» и волевого акта не происходит.
Пример: Вы имеете сознательную цель быть здоровым. Мотив - «мне нужно бросить курить». Сиюминутное желание - «хочу успокоиться и закурить». В борьбе мотивов побеждает волевой мотив «надо» и вы начинаете волевой акт, т.е. не курите. Но через несколько часов вашего воздержания от курения приходит курящий товарищ, который соблазняет вас выкурить сигарету – т.е. он ставит препятствие на пути к сознательной цели. Вы пытайтесь преодолеть это препятствие, отказываясь закурить, но приятель продолжает уговаривать и в итоге вы соглашайтесь – т.е. терпите неудачу на пути к сознательной цели. После этой неудачи вы отказвайтесь от идеи бросить курить, т.е. прекращайте волевой путь к сознательной цели.
Пример. Вы имеете сознательную цель встречаться с нравящейся девушкой. Мотив – «надо ей предложить помощь с контрольной» Сиюминутные желания – «хочу посать, хочу поесть, хочу посмотреть фильм». Мотив очень силён и он легко побеждает в борьбе мотивов и вы делаете выбор ей помочь. Вы начинайте ей советовать по контрольной, но она вас игнорирует – т.е. вы терпите неудачу на пути к сознательной цели. Но т.к. вы человек настойчивый, то продолжайте действовать и предлагайте ей проводить до дома, она опять отказывается и вы снова терпите неудачу, но от цели не отказывайтесь. На слудующий день вы приносите ей небольшой подарок, на что она наконец-то реагирует положительно и у вас завязываются отношения – вы достигли сознательной цели, преодолев все неудачи.
7 черт силы воли | |||
безволие | сила воли | ||
1. лень, обломовщина, пустое мечтание без движения к цели, откладывание на потом. | 1. целеустремлённость. Человек сразу приступает к задуманному, не откладывая на завтра | ||
2. зависимость от других, подчиняемсть, перекладывание ответственности | 2. самостоятельность, ответственность, независимость от мнения окружающих | ||
3. нерешительность, сомнения, колебания, долгий затянутый выбор | 3. решительность, быстрое принятие решений, быстрый выбор из нескольких вариантов. | ||
4. отказ от достижения цели при первой же неудаче | 4. настойчивость, упорство. Неудачи делают человека ещё настырнее | ||
5. достижение цели сопровождается бурной негативной реакцией – капризы, нытьё, жалобы, ворчание, гнев, обвинения, раздражённость, плаксивость | 5. выдержка, самообладание, сдержанность. Человек хладнокровно идёт к цели, сжав зубы, без мешающих эмоций | ||
6. Творческий хаос в действиях, нерегулярность, несистематичность прилагаемых усилий | 6. дисциплинированность, следование намеченному плану и режиму, регулярность шагов к цели | ||
7. Трусость, скованность страхами | 7. смелость, преодоление страхов | ||
Эффективная стратегия достижения цели | ||
1. Цель должна быть конкретной, в деталях и поставленной на конкретный срок. | 2. Путь к цели необходимо разбить на шаги – этапы, так чтобы понять что вы можете сделать для достижения цели уже сейчас. | |
хочу через год выучить английский на уровне интермедиум | для освоения за год английского на уровне интермедиум мне надо ежедневно учить по 10 новых слов. Также надо уже сегодня записаться в английский разговорный клуб | |
хочу через 3 года купить квартиру в подмосковье | чтобы накопить на квартиру за 3 года мне надо откладывать ежемесячно ползарплаты. | |
хочу через месяц похудеть на 5 кг | для сбрасывания 5 кг за месяц мне достаточно не есть после 18.00 и утром делать пробежку | |
хочу через полгода играть на гитаре песни Виктора Цоя | Для игры на гитаре я могу записаться на курсы, либо заниматься самостоятельно и ежедневно тренироваться |
СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА – иерархия ценностей человека, на которые он опирается, делая выбор. Например, потратить лишние деньги можно на билет в кино, подарок другу, красивую одежду и т.п. - выбор человека зависит от того, что для этого человека важнее. Система ценностей представляет собой ранжированную пирамиду от важного к неважному. Психолог Рокич предлагает следующий список ценностей:
· активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)
· жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)
· здоровье (физическое и психическое)
· интересная работа
· красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)
· любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)
· материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)
· наличие хороших и верных друзей
· общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)
· познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)
· продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)
· развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)
· развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)
· свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)
· счастливая семейная жизнь
· счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)
· творчество (возможность творческой деятельности)
· уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)
Психолог Маслоу разделял ценности на 3 категории и сторил из них пирамиду потребностей Маслоу:
духовные потребнсоти (самореализация, познание, искусство, религияё) | ||||
социальные потребности, связанные с общением (любовь, дружба, признание коллег, уважение, статус, власть) | ||||
базовые материальные потебности в самосохранении и безопасности (здоровье, еда, одежда, дом) |