Урок 26. Обер-прокурор Св. Синода К. П. Победоносцев и его церковная деятельность. Положение Церкви в правление Николая II

Александр III взошел на престол в 1881 г. после убийства его отца народниками. Началась эпоха жесткой реакции на либеральные реформы 60-х годов. К.П. Победоносцев (1827-1907), назначенный в 1880 году обер-прокурором Синода, был главным идеологом и вдохновителем охранительной политики правительства. Не только в церковных, но в государственных делах он был главным советником царя, архитектором политического курса правительства.

Юрист по специальности, профессор Московского университета по кафедре гражданского права, он имел блестящие и разносторонние знания, отличался острым, наблюдательным умом. Известен он и как талантливый публицист, автор книг и статей на церковные, юридические и исторические темы. Он близко к сердцу принимал церковные дела и, в отличие от своего предшественника, был православным человеком. Но это не мешало ему смотреть на Церковь преимущественно с точки зрения государственных интересов как на одну из опор незыблемости государственного строя. В европейском либерализме он видел последнюю ступень перед тотальной катастрофой и в своей реакционной политике вдохновлялся надеждой удержать Россию от повторения пагубных тупиков западного пути. “Россию надо подморозить, — говорил он, чтобы она не протухла”.

Церковь для него – это прежде всего “живое всенародное учреждение”. В православии он дорожил не святостью и подвижничеством, и даже не истиной, а его обычными, привычными формами, его традиционализмом. Человек на редкость проницательного ума, он испытывал скептическое недоверие к разуму, и даже к разуму церковному. Догматического богословия он не любил и считал его чуждым вере русского народа, русскому православию, ибо “простой народ у нас спасается без всякого богословия”. Его пугали и яркие проявления духовного подвижничества, повергали в смущение и тревожили духоносные избранники Божии: епископ Феофан Затворник и кронштадтский пастырь Иоанн (Сергиев). В начале XX века он выступил против прославления преподобного Серафима.

Не доверял он и иерархии, опасался ее самостоятельности, ее инициативы, слишком большого влияния ее на народ, и потому стоял за самую жесткую правительственную опеку епископата. Он высказывался против созыва Поместного Собора, потому что и в церковном Соборе усматривал оттенок ненавистной ему демократии. Новым явлением церковной жизни явились окружные соборы архиереев, которые были применением на практике древнего канонического права святителей православной Церкви соборно обсуждать важнейшие вопросы веры и церковной жизни. В церковных кругах пробудилась надежда, что начинается эпоха возрождения подлинной соборности. Но Победоносцев счел полезным созвать несколько окружных Соборов, но отнюдь не Всероссийский Поместный Собор. Оберегая прочность государственных устоев, он склонен был противиться всяким новшествам. Но заслугой К.П. Победоносцева является его забота о устроительстве сельских храмов, об издании религиозно-назидательных книг и молитвенников для народа, материальной помощи духовенству.

После отмены в 1861 г. Александром II крепостного права, вопрос ο народном образовании приобрел особенное значение. Среди духовенства поднялось необычайное просветительное движение. Церковно-приходские школы открывались по епархиям целыми сотнями каждый год. Духовенство жертвовало на них и временем и своими жилищами. Но это стихийное движение не получило материальной поддержки ни от государства, ни от общества, поэтому со временем его масштабы существенно сократились. С 1882 г. начинается возрождение церковно-приходских школ. В 1884 г. были изданы правила ο церковно-приходских школах, которые по-новому наладили дело народного образования в религиозном духе. Приходские школы и школы грамотности были отданы в полное ведение духовенства. Для управления ими учреждены епархиальные и училищные советы, а при Синоде с 1885г. – училищный совет. Школы ведомства Синода разделялись на два разряда: церковно-приходские и школы грамоты. Первые были с двухлетним, или четырехлетним курсом. Обучали в них священники или утверждаемые епархиальным архиереем лица, преимущественно из окончивших духовные учебные заведения. Общее наблюдение принадлежало священнику. В школах грамоты преподавался Закон Божий, церковное пение с голоса, чтение церковно-славянское и русское, письмо и начальное счисление. В приходских школах программа была шире, преподавалась начальная арифметика, а в четырехлетних сведения из церковной и отечественной истории.

В XIX веке у русского правительства складывалось иное отношение к монастырям: в Православии, в монашестве власти научились видеть одну из самых твердых духовных опор государства. На протяжении всего XIX века открывались новые и восстанавливались ранее упраздненные обители. В 1881 году право возобновлять и открывать новые монастыри передано было правительством Синоду. За столетие количество монастырей выросло более чем в 2 раза, а число монашествующих с 1764 по 1907 гг. увеличилось почти в 18 раз. Содействуя внешнему благоустройству монастырей, духовная власть и правительство издавали постановления, направленные на упорядочение их внутренней жизни. Этими постановлениями предусматривалась осмотрительность в принятии послушников и постригах, пресекалось пьянство, регламентировалось правило отпуска монашествующих, поддерживался общежительный устав, запрещалось производить сборы пожертвований в увеселительных заведениях.

Рост благосостояния монастырей позволил им проводить широкую благотворительную деятельность. Они строили школы для крестьянских детей, открывали детские и странноприимные дома, больницы, богадельни. После реформ 60-х годов перед одинокими крестьянками, освобожденными от крепостной зависимости, открылись почти беспрепятственные возможности для поступления в монастыри. В XIX веке монашество переживало подлинное духовное возрождение. Под духовным руководством учеников старца Паисия аскетическое подвижничество возродилось в древней Валаамской обители, в Саровском и Оптиной, в Глинской и Санаксарской пустынях, в Новоезерском и Николо-Бабаевском монастырях. Во многих монастырях укоренялось старчество, и влияние старцев выходило далеко за монастырские стены, оказывал благодатное воздействие на жизнь всех слоев русского общества. Возрождению аскетического подвижничества в монастырях способствовали многие иерархи-иноки.

В XIXв. особенное значение приобрели Оптина пустынь, Саровский и Дивеевский монастыри. Оптина пустынь, в отличие от многих других монастырей, стала привлекать к себе людей из новых слоев населения. Если раньше старцев посещали в основном представители купечества и крестьянства, то теперь вокруг Оптиной пустыни возникает кружок образованных людей - выдающиеся представители русской интеллигенции: братья Киреевские, которые переезжают в Оптину и содействуют изданию там духовной литературы. Духовная литература издавалась на Руси и раньше, но далеко не вся она встречала интерес со стороны русского образованного сословия, подверженного влиянию западной культуры. Но единство выдающихся подвижников - оптинских старцев и глубоко образованных, знающих западную философию людей - братьев Киреевских - как раз и способствовало отбору и комментированию этой литературы, благодаря чему ее влияние на представителей образованного сословия заметно возросло. Оптинский монастырь начинает привлекать к себе все больше и больше народа: Гоголь, будущий обер-прокурор Синода Толстой, Хомяков и все славянофилы.

Положение Церкви в правление Николая II. Вероятно, в результате воспитания Николая II Победоносцевым он не обладал правильным взглядом на духовно-мистическую жизнь. Но в отличие от последнего, у которого духовных интересов не было, у самого императора Николая такого рода интерес стал проявляться. Благодаря этому уже в его царствование были прославлены многие святые. Но не имея должного воспитания, он проявлял это не совсем здоровым образом, отсюда и увлечение и спиритами, и Распутин. Николай II взошел на престол убежденным самодержцем. Он был, как ни один из его предшественников со времен Московского царства, искренним, глубоко верующим, преданным православной Церкви христианином. Он был далек от религиозного равнодушия Александра II, равно как и от примитивно-самодовольного православия Николая I и Александра III. С религиозностью Александра I его сближала склонность к мистицизму, которая, впрочем, развилась не под влиянием модных веяний, но органически, на почве его искренней сердечной веры, которую он сохранил с детских лет до самой смерти. До последнего момента Николай II чувствовал себя помазанником Божиим, призванным быть более православным царем, чем русским императором. Не умея распознавать людей, он часто не доверял достойным и полагался на тех, кто этого заведомо не заслуживал.

За несколько десятилетий очень многое в РПЦ изменилось. Благодаря тому, что были выделены значительные средства, преобразилась приходская жизнь. Если раньше Богослужение в ряде храмов из-за отсутствия хора совершалось крайне неудовлетворительно и представляло мало привлекательного для людей, то теперь почти во всех приходах, даже сельских, появился свой хор, было обращено внимание на то, чтобы Богослужение совершалось благообразным образом.

Благодаря Победоносцеву появились церковно-приходские школы, о чем говорилось выше. Он очень опасался того влияния, которое воспитанные в атеизме образованные интеллигенты могут оказать на народ, поэтому старался создать совершенно новую школу, которая ни в коем случае не могла бы потрясти основания народной веры и где главную роль должны были играть священники. Благодаря этому он смог в значительной степени содействовать просвещению народа, хотя значительная часть его продолжала оставаться неграмотной, потому что такие школы появились не везде, да и уровень образования в них был очень низким, не могло быть даже и речи о том, чтобы их выпускники могли быть приняты в гимназии и т.д.

Развитие внутрицерковной жизни не интересовало Победоносцева, более того — оно его пугало. Результаты сказались в царствование Николая II (1894 – 1917г.). Волынский архиепископ Антоний Храповицкий, один из самых значительных церковных политиков среди иерархов последнего 25-летия синодального периода понимал, что преследуемая им цель — восстановление патриаршества при Победоносцеве была недостижима, но приветствовал его церковную политику в той мере, в какой она была направлена на подчинение иерархии и духовенства, ибо эту неограниченную власть над Церковью должен унаследовать будущий патриарх. В обер-прокурорстве Победоносцева Антоний видел период подготовки к восстановлению патриаршества и «русского клерикализма». Учитывая все это, Антоний сознательно поддерживал Победоносцева и его преемника В. К. Саблера. Постоянные перемещения епископов через каждые два-три года должны были воспрепятствовать сближению низшего духовенства и паствы с архиереями, а также появлению в среде иерархии людей популярных или опытных церковных политиков.

Самодержавие как принцип народного сознания переживало кризис. Николай II не мог игнорировать общественного мнения, требовавшего реформ. Манифест от 26 февраля 1903 г. имел принципиальное значение для Церкви. В нем была провозглашена воля государя «укрепить неуклонное соблюдение властями, с делами веры соприкасающимися, заветов веротерпимости. Продолжать деятельное проведение в жизнь мероприятий, направленных к улучшению имущественного положения православного сельского духовенства, усугубляя плодотворное участие священнослужителей в духовной и общественной жизни их паствы». При Николае II постоянно повышался и бюджет Святейшего Синода. Но еще важнее было принципиальное намерение изменить правовое положение иных исповеданий и религий. Эти планы затронули и внешнее миссионерство, которое до тех пор оставалось преимущественным правом Русской Православной Церкви, миссионерство со стороны других исповеданий считалось государственным преступлением. Провозглашение законов о веротерпимости поставило Русскую Церковь перед необходимостью усиления проповеднической деятельности среди прихожан, чтобы противодействовать миссионерским усилиям иных христианских конфессий. 17 октября 1905 г. вышел императорский манифест о созыве Государственной думы как совещательного законодательного органа. Через два дня последовало увольнение обер-прокурора Победоносцева. В течение полутора лет обер-прокуроров было трое.

Духовенство начало вовлекаться в партийные схватки и высказываться уже по вопросам внутренней политики в целом. Председатель Совета министров П. А. Столыпин декларировал, что «в вопросах догмата, в вопросах канонических Святейший Правительствующий Синод действует совершенно автономно. Не стесняется Синод государственной властью и в вопросах церковного законодательства, восходящего непосредственно на одобрение монарха и касающегося внутреннего управления, внутреннего устроения Церкви». На практике же обсуждавшиеся в Государственной думе законы касались и Церкви, и уже одно то, что законопроекты вносились правительством, устраняло непосредственность отношений между монархом и Церковью. В критических выступлениях депутатов Государственной думы, которые затрагивали все области церковного управления, все более усиливались нападки именно на эти отношения, в особенности после того как обер-прокурором был назначен В. К. Саблер.

Обер-прокурор Саблер, напротив, прекрасно зная Церковь, любил ее и много работал для нее; но тут случилась другая беда: его имя в обществе и в Думе оказалось связанным с Распутиным. Враждебность Думы к Саблеру на практике вела к резкому неприятию всего порядка церковного управления не только со стороны либеральных, но и консервативных партий. Появление Распутина в высших кругах русского общества углубило разлад между Думой и Церковью. Начавшаяся в 1914 г. война отодвинула церковные вопросы на задний план. Церковная политика двух последних военных лет зависела от перемещений в Совете министров, демонстрировавших полную несостоятельность и бессилие монарха. Под влиянием своей супруги, которая как могла укрепляла в нем и без того свойственное государю представление о религиозной сущности самодержавия, Николай II упорно отказывался от сотрудничества с органами земства. Обсуждение бюджета Святейшего Синода на 1916 г. стало поводом для депутатов от духовенства всех фракций настаивать на том, что «нужно раскрепостить Церковь, освободить Церковь от всех внешних посторонних неответственных влияний. Церковь не должна быть только орудием в руках государства».

На протяжении двух веков синодальной эпохи церковное сознание православной иерархии, духовенства и паствы не мирилось с навязанной Церкви государственной опекой, с противоканонической формой высшей церковной власти, лишенной первосвятительского возглавления. В начале XX века громче стал раздаваться голос тех, кто выступал за возрождение соборности и восстановление Патриаршества. Мысль о созыве Поместного Собора разделяли виднейшие иерархи, лучшие пастыри, ученые богословы и церковно-общественные деятели из мирян.

В 1905 году в связи с выходом царского меморандума “Об укреплении начал веротерпимости”, для Православной Церкви сложилось неравноправное положение по сравнению с др. религиозными организациями, т.к. с их деятельности снимались ограничения, а Церковь оставалась под гос-ным контролем. Преосвященный Антоний возглавил церковное движение, направленное на возрождение соборности. Он, как первенствующий член Синода, был приглашен в Особое совещание, где заявил: “Если не изменить правового положения господствующей Церкви, она одна будет оставлена стесненной опекой государства, которая связывает самодеятельность духовенства”. Митрополит подал меморандум, в котором потребовал “устранить или хотя бы несколько ослабить ту постоянную опеку и тот слишком бдительный контроль светской власти над жизнью церковной, который лишает Церковь самостоятельности и инициативы”.

После выхода меморандума 1905г. Синод направил императору Николаю доклад с предложением “пересмотреть нынешнее государственное положение Церкви в России”, “возглавить Синод Патриархом”, и “созвать в Москве для обсуждения церковных преобразований Поместный Собор”. Государь наложил на докладе резолюцию, в которой признавалась необходимость созыва Собора, но, по настоянию Победоносцева, царь объявил неудобным созыв Собора “в настоящее тревожное время Николай и дал разрешение на открытие Предсоборного совещания.

Указом Синода от 27 июля 1905 г. епархиальным архиереям было поручено представить свои соображения о желательных церковных преобразованиях. Архиереи, как правило, выносили этот вопрос на суд епархиальных клириков. Отзывы архиереев поступили к концу года и сразу же были напечатаны. Решительное большинство архиереев высказалось за созыв Поместного Собора. Под таким давлением государь дал свое согласие на подготовку собора, которой должно было заняться “Предсоборное присутствие” во главе с митрополитом Антонием. Но когда работа Предсоборного Присутствия завершилась и материалы его были предложены государю, он наложил резолюцию: “Нахожу созыв Собора неблаговременным”.

В 1911 г. государь назначил обер-прокурором многоопытного синодального чиновника В.К. Саблера. По инициативе нового обер-прокурора возобновилась подготовка Собора. Для этой цели 28 февраля 1912 г. указом императора было созвано Предсоборное Совещание под председательством архиепископа Финляндского Сергия (Страгородского). Работы Совещания были прерваны начавшейся в июле 1914 г. мировой войной. Вопрос восстановления патриаршества был поднят только после февральской революции 1917 г.

Вопросы для самостоятельного повторения материала.

1. Охарактеризуйте К.П. Победоносцева и его отношение к Русской Церкви.

2. Перечислите основные направления политики обер-прокурора К.П. Победоносцева.

3. Какие стороны церковной жизни получили серьезное развитие во второй половине XIX в.?

4. Дайте характеристику личности Николая II. Как изменилось положение Русской Церкви после манифеста 1903 г. и начала работы государственной Думы?

5. Изложите историю вопроса восстановления патриаршества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: