Развитие права, судебная реформа

Процесс формирования права современной России имеет 2 ярко выраженные тенденции:

1. В связи с изменением общественных отношений экономического и политического строя идет создание базы правового регулирования новых отношений. Появляются новые отрасли законодательства, утверждается новый подход в правовом регулировании налоговых, банковских отношений и т.п.

2. начинается третья (за период после Октябрьской революции) кодификация российского законодательства, основанная на происходящих изменениях.

Судебная система современной России. Судебная система России определяется Конституцией Российской Федерации, а также Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. года «О судебной системе Российской Федерации». В Конституции России поименно определены только высшие суды федерального уровня; их назначение и место в судебной системе России: (Конституционный суд России, Верховный суд России, Высший Арбитражный суд России). Все остальные судебные звенья установлены вышеназванным федеральным законом 1996 г. Судоустройство и судопроизводство в России регулируется также рядом других нормативных актов: законом от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации», законом от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации», законом от 24 июня 1994 г. «О Конституционном суде Российской Федерации». Согласно Конституции России вопросы судопроизводства находятся в ведении России. Это означает, что субъекты Федерации не могут по своему усмотрению учреждать суды, не предусмотренные Федеральными законами о судоустройстве.

Судебная система России представляет совокупность трех судебных ветвей:

1. Конституционный суд России и Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

2. Суды общей юрисдикции (осуществляют уголовное, гражданское, административное судопроизводство).

3. Арбитражные суды (разрешают имущественные споры, вытекающие из гражданских правоотношений, а также споры в сфере управления между организациями и предпринимателями).

В судебную систему России входят лишь суды, входящие в число государственных органов. Сюда не входят товарищеские и третейские суды, представляющие собой общественные, негосударственные образования.

В России нет «уголовного правосудия», «гражданского правосудия», а есть различные сферы единого правосудия, различные процессуальные порядки осуществления правосудия по различным категориям дел.

Структура судебной системы России:

1. Федеральные суды

2. Уставные (конституционные) и мировые суды субъектов РФ.

К федеральным судам относятся: Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Верховные суды республик, краевые, областные суды, военные, специализированные суды (по делам несовершеннолетних, патентные суды). Все они, за исключением Конституционного суда России, составляют систему судов общей юрисдикции.

Система федеральных арбитражных судов включает: Высший Арбитражный суд РФ, Арбитражные суды округов, Арбитражные суды субъектов России.

К судам субъектов Российской Федерации относятся Конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые суды.

В России институт мировых судей был учрежден по реформе 1864 г. Демократизация общественной жизни в России в начале 90-х годов ХХ века возродила институт мировых судей. Начало его становления пришлось на 2000 год. Именно тогда они заработали в ряде регионов России. В ст. 28 закона «О судебной системе Российской Федерации» сказано, что мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливается как федеральным законом, так и законами субъекта РФ. Наделение субъектов РФ правом самостоятельного регламентирования в области судебного строительства – это своего рода признание центром наличия региональных особенностей в судебном строительстве. 17 декабря 1993 г. был принят Федеральный закон «О мировых судьях в РФ». Мировой судья уполномочен рассматривать:

1. уголовные дела о преступлениях, за которые наказание не превышает двух лет лишения свободы;

2. дела о расторжении брака;

3. дела о разделе совместно нажитого имущества;

4. иные дела из семейно-правовых отношений (кроме дел о лишении родительских прав, установлении отцовства, усыновлении);

5. дела об имущественных спорах при цене иска не выше 500 минимальных окладов;

6. дела, возникающие из трудовых отношений (кроме дел о восстановлении на работу);

7. дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями;

8. дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи;

9. дела о выдаче судебного приказа.

Участки (округа), на которых мировые судьи осуществляют свои полномочия, образуются законодательными органами субъектов РФ. Мировые судьи избираются населением участка на 5 лет или назначаются органами государственной власти субъекта РФ. Наличие альтернативы выборам сразу повлекло критику. Противники выборов судей считают, что пока еще в районах велика опасность того, что выборы могут пройти по угодному для кого-то сценарию. И все же, нам кажется, что выборы были бы предпочтительнее, так как мировой судья призван мирить, помогать «заблудившимся в трех соснах», а это лучше сделал тот, кого люди сами выбрали, кому они доверяют. Мировые судьи выступают не столько от лица государства, сколько как представители гражданского общества, членами которого они сами являются.

Мировым судьей может быть гражданин РФ, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию коллегии судей соответствующего субъекта РФ.

Идея воссоздания мировой юстиции, т.е. мировых судей, исходит из того, что это будет, во-первых, доступное правосудие, во-вторых, упрощенное правосудие, в-третьих, примирительное правосудие. Но многие сегодня еще считают, что мировые судьи ни к чему, можно добавить в районные суды по несколько единиц федеральных судей и задача по разгрузке судебной системы будет решена. Налицо – спор между уходящим в прошлое старым и трудно развивающимся новым. С 1 июля 2002 г. вместо народных заседателей введены в состав судей на районном уровне назначенные Президентом РФ чиновники.

В соответствии с новым УПК РФ (введен в действие 1 июля 2002 г.) на всей территории страны были созданы суды присяжных. Сегодня о них спорят юристы, общественные деятели, публицисты. Суды присяжных имеют как горячих сторонников, так и ярых противников.

Как известно, суд присяжных приобрел большое значение в развитых капиталистических странах со времен буржуазных революций.

В нем видели осуществление демократических форм судопроизводства. С таким же восторгом в России были встречены первые шаги суда присяжных, введенного в 1864 г. Но эйфория по поводу присяжных прошла довольно быстро. Чем же вызван был отказ от суда присяжных? Первое, что следует отметить, – это то, что он является дорогостоящим.

Второе – это его непрофессионализм. Профессиональный судья в суде присяжных выполняет роль стороннего наблюдателя, он призван наблюдать поединок сторон. Вердикт присяжных о невиновности подсудимого обязателен для председательствующего, даже если он убежден, что это решение явно ошибочное.

Но самым большим злом является то, что в основу деятельности суда присяжных заложена не законность, а групповое представление о справедливости. Свой вердикт присяжные выносят не по закону, а по собственной совести. Делать ставку на совесть, справедливость в нашей стране весьма небезопасно (из-за нравственной деградации появилось много случаев, когда преступник на суде смог «разжалобить» присяжных).

При доказанности вины присяжные не должны выносить оправдательный вердикт. А они его, к сожалению, выносят.

Суд присяжных был перенят у стран англо-саксонской правовой системы. «Нынешнее поколение демократов протащило в наше судопроизводство опасные микробы страшной болезни столетней давности», – пишет в юридической газете заслуженный юрист РФ Зыков. Видимо, он прав. Уж очень дорого мы платим за то, что привлекаем широкую общественность к судопроизводству.


Основная литература [1]

Источники

1. Российское законодательство Х – ХХ вв. / Под ред. О.И. Чистякова. В 9 т. – М., 1984 – 1994.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: