Творческий человек – это активная личность, которая не ждет, когда его осенит идея. Творческие люди читают, изучают, анализируют, проверяют, перепроверяют. Неожиданная идея приходит нелегко.
Обычно творческий процесс описывается как ряд последовательных шагов. В 1926 г. Английский социолог Грехам Уоллс дал название эти шагам: подготовка, инкубация, озарение, проверка. Современное описание этого процесса предложил Алекс Осборн, основавший Фонд творческого образования в Нью-Йорке:
1. Ориентация – определение проблемы.
2. Подготовка – сбор относящейся к делу информации.
3. Анализ – классификация и анализ собранного материала.
4. Формирование идеи – выработка различных вариантов.
5. Инкубация – осмысление, выжидание, во время которого приходит озарение.
6. Синтез – выработка решения.
7. Оценка – рассмотрение полученных идей.
Исследователи обнаружили, что идеи приходят после того, как человек полностью погрузился в проблему. Подготовка и анализ – основные периоды самой трудной работы. На стадии формирования идеи проблема рассматривается с разных точек зрения. Задачей этого этапа является сбор максимального количества идей. Процесс анализа состоит в сопоставлении разных идей. Он утомителен для многих людей. А вот инкубация – более интересная часть процесса. Сознательное мышление отдыхает, позволяя подсознанию решать проблему. В момент озарения все кусочки собираются в единое целое, и решение становится очевидным. На этапе проверки оценки нужно вновь вернуться к началу и рассмотреть весь процесс и саму выработанную идею.
|
|
Вопросы для самопроверки:
1. Что представляет собой творческое мышление?
2. Чем отличаются творческие способности от других видов способностей?
3. Приведите примеры ассоциативного мышления.
4. Каковы этапы творческого процесса?
Основная литература:
1. Шуванов В.И. Психология рекламы / В.И.Шуванов. – Ростов-н/Д: Изд-во «Феникс», 2003. - С.211-230.
Дополнительная литература:
1. Михелькевич В.Н. Основы научно-технического творчества / В.Н.Михелькевич, В.М. Радомский. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – С.106-138, 240-276.
2. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества: учебное пос. для вузов / В.И.Петрушин. – М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2006. – С.247-274.
7.3. Методы активизации творческого мышления.
План:
Занимательные задачи.
Разгадывание задок, головоломок как способ развития творческих способностей и творческого мышления.
Эвристические методы.