Задача: Однородный груз, имеющийся в m пунктах отправления (производства) в количествах а 1, а 2,..., аm единиц, требуется доставить в каждый из n пунктов назначения (потребления) в количествах b 1, b 2..., bn единиц. Стоимость перевозки (тариф) единицы продукции из i -ого пункта отправления в j -ый пункт назначения составляет cij (i =1, …, m; j =1, …, n). Требуется составить такой план перевозок, при котором весь груз из пунктов отправления вывозится, и запросы всех пунктов потребления удовлетворяются
Исходные данные ТЗ записываются в таблице:
ПН ПО | … | n | Запасы | |||||
c 11 | c 12 | … | c 1 n | a 1 | ||||
c 21 | c 22 | … | c 2 n | a 2 | ||||
… | … | … | … | … | … | |||
m | cm 1 | cm 2 | … | cm n | am | |||
Потреб- ности | b 1 | b 2 | … | bn |
Пусть xij – количество груза перевозимого с i -ого пункта отправления (ПО) в j -ый пункт назначении (ПН). Матрица – план перевозок.
Произведение cij × xij определяет затраты на перевозку груза с i -ого ПО в j -ый ПН. Тогда суммарные затраты на перевозку груза равны . По условию задачи необходимо обеспечить минимум суммарных затрат. Следовательно, целевая функция имеет вид
.
Так как груз из всех m пунктов отправления вывозиться полностью, то
.
Так как запросы всех n пунктов назначения удовлетворяется полностью, то
.
По смыслу плана xij ³0, (i =1,…, m; j =1,…, n)
Следовательно, математическая модель транспортной задачи имеет вид:
. (1)
Замечание. В транспортной задаче m + n уравнений и m × n неизвестных.
В рассмотренной модели транспортной задачи предполагается, что суммарные запасы поставщиков равны суммарным запросам потребителей, т.е.
(2)
Такая задача называется задачей с правильным балансом, а ее модель – закрытой. Если равенство (2) не выполняется, т.е. , то задача называется задачей с неправильным балансом, а ее модель – открытой.