Согласно ч. 1 ст. 5 Регламента Общественной палаты РФ основ-ные формы ее работы следующие:
- пленарные заседания;
- заседания совета;
- заседания комиссий;
- заседания рабочих групп.
Пленарные заседания проводятся не реже двух раз в год. По решению совета Общественной палаты РФ может быть проведено внеочередное пленарное заседание (ч. 2 ст. 16 Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации»).
Общественная палата РФ вправе:
· проводить слушания по общественно важным проблемам;
· давать заключения о нарушениях законодательства РФ федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а также нарушениях свободы слова в средствах массовой информации и направлять указанные заключения в компетентные государственные органы или должностным лицам;
· проводить экспертизу проектов законов РФ о поправках к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, проектов нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, проектов законов субъектов РФ и нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, проектов правовых актов органов местного, самоуправления;
|
|
· приглашать руководителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления на пленарные заседания Общественной палаты РФ;
· направлять членов Общественной палаты РФ для участия в работе комитетов и комиссий Совета Федерации РФ, Государственной Думы РФ, а также заседаниях коллегий федеральных органов исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством РФ;
· направлять запросы Общественной палаты РФ.
Решения Общественной палаты РФ, принимаемые в форме заключений, предложений и обращений, носят рекомендательный характер.
Остановимся более подробно на рассмотрении порядка проведения Общественной палатой РФ общественной экспертизы. Общественная палата РФ вправе по решению ее совета проводить экспертизу проектов:
· нормативных правовых актов Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти;
· законов субъектов РФ и нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ; S правовых актов органов местного самоуправления; S федеральных конституционных законов и федеральных законов (в связи с обращением Президента РФ, Совета Федерации РФ, Государственной Думы РФ, Правительства РФ);
· нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти.
|
|
По решению ее совета Общественная палата РФ проводит экспертизу проектов законов РФ о поправках к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, затрагивающих вопросы:
1) государственной социальной политики и конституционных прав граждан Российской Федерации в области социального обеспечения;
2) обеспечения общественной безопасности и правопорядка. Для проведения экспертизы Общественная палата РФ создает рабочую группу, которая вправе:
- привлекать экспертов;
- рекомендовать Общественной палате РФ направить в Совет Федерации РФ, Государственную Думу РФ, Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления запрос о предоставлении документов и материалов, необходимых для проведения экспертизы;
- предложить Общественной палате РФ направить ее членов для участия в работе комитетов и комиссий Совета Федерации РФ, Государственной Думы РФ при рассмотрении законопроектов, являющихся объектом экспертизы;
- предложить Общественной палате РФ направить ее членов на заседания Правительства РФ, коллегий федеральных органов исполнительной власти, на которых рассматриваются проекты нормативных правовых актов, являющиеся объектом экспертизы.
- Заключения Общественной палаты РФ по результатам общественной экспертизы носят рекомендательный характер.
Проведение гражданских форумов, общественных слушаний по актуальным вопросам общественной жизни, осуществление иных мероприятий и форм работы Общественной палаты РФ, предусмотренных Федеральным законом «Об Общественной палате Российской Федерации», осуществляется в порядке, установленном Регламентом.
Комиссии Общественной палаты РФ могут привлекать к своей работе общественные объединения и иные объединения граждан Российской Федерации, представители которых не вошли в состав Общественной палаты РФ. Член Общественной палаты РФ принимает личное участие в ее работе. При исполнении своих полномочий в Общественной палате РФ ее члены:
1) обладают равными правами при обсуждении и принятии решений;
2).имеют равное с другими членами Общественной палаты РФ право избирать и быть избранными на выборные должности и в органы Общественной палаты РФ;
не связаны решениями общественных объединений;
осуществляют свою деятельность в Общественной палате РФ на общественных началах.
Права и обязанности члена Общественной палаты РФ зафиксированы в ст. 8 Регламента. Член Общественной палаты РФ обязан:
· принимать личное участие в работе пленарных заседаний, комиссий, рабочих групп, членом.которых он является;
· до начала пленарного заседания, заседания комиссии, рабочей группы, членом которых он является, проинформировать соответственно секретаря Общественной палаты РФ, председателя комиссии, руководителя рабочей группы в случае невозможности по уважительной причине присутствовать на заседании, комиссии, рабочей группы;
· выполнять требования, предусмотренные Кодексом этики членов Общественной палаты РФ;
· состоять в комиссиях Общественной палаты РФ;
· при осуществлении своих полномочий руководствоваться Конституцией РФ, Федеральным законом «Об Общественной палате Российской Федерации», иными нормами действующего российского законодательства, а также Регламентом Общественной палаты РФ.
Член Общественной палаты РФ вправе:
· свободно высказывать свое мнение по любому вопросу деятельности Общественной палаты РФ, ее совета, комиссий и рабочих групп и организуемых ею мероприятиях;
· участвовать в прениях на пленарных заседаниях Общественной палаты РФ, вносить предложения, замечания и поправки по существу обсуждаемых вопросов, предлагать кандидатуры и высказывать свое мнение по кандидатурам лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Общественной палатой РФ, задавать вопросы, давать справки, а также пользоваться иными правами, предоставленными членам Общественной палаты РФ;
|
|
· Обращаться с вопросами к членам и представителям Правительства РФ, Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутатам и представителям Государственной Думы Федерального Собрания РФ, иным лицам, приглашенным на заседание Общественной палаты РФ, выступать с обоснованием своих предложений при обсуждении вопросов, относящихся к ведению Палаты, и по порядку голосования; s принимать участие с правом совещательного голоса в заседаниях комиссий и рабочих групп Общественной палаты- РФ, членом которых он не является;
· принимать участие в работе временных рабочих органов Общественной палаты РФ (согласительных комиссий, консультационных, экспертных и других групп), создаваемых в порядке, установленном Регламентом;
· знакомиться со стенограммами пленарных заседаний Общественной палаты РФ, протоколами и материалами заседаний комиссий и рабочих групп, иными документами Общественной палаты РФ.
Член Общественной палаты РФ вправе не отвечать на частные письма граждан. Предложения и инициативы граждан и организаций, поступающие в адрес Общественной палаты РФ и ее членов, направляются в соответствующие комиссии Общественной палаты РФ для обобщения и учета в работе.
По решению Общественной палаты РФ либо совета Палаты на заседания Палаты могут быть приглашены представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, эксперты, журналисты и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым Общественной палатой РФ вопросам.
Вопросы и задания для обсуждения:
- Что такое общественная палата РФ
- Каковы цели и задачи деятельности Общественной палаты
- Какими полномочиями обладают органы Общественной палаты РФ