• Заключение важнее начала; оно должно подытожить аргументацию и одновременно нести сильный эмоциональный заряд, склоняя слушателей к определенному убеждению и конкретному действию.
• Заключение требует точности изложения.
• Итог речи должен вытекать из всего сказанного, но при этом быть неожиданным, ярким, энергичным.
• Заканчивать речь на отрицательных эмоциях не следует. Концовка выступления должна создать соответствующее настроение.
Аргументация
Аргументация – это операция обоснования каких-либо суждений, в которой наряду с логическими приемами применяются также в нелогические, т.е. психологические методы и приемы убеждающего воздействия.Действительно, в современной теории аргументации принято разделение аргументов на два типа: аргументы логические и психологические.
Логические аргументы, их ещё принято называть аргументами к делу, рациональными, обусловлены принудительной силой реальности.
Психологические аргументы, аргументы к чувствам, иррациональные – не есть аргументы в строгом значении этого слова. Доказательство, состоящее только из психологических аргументов следует расценивать как логическую ошибку – подмена тезиса. По существу, они имеют отношение не к сути речи, а к личности адресата.
|
|
Логические аргументы:
1. Аргументы к факту. Факты – предложения, фиксирующие эмпирическое знание.
2. Аргументы к логике, логической возможности. Сущность аргумента к логической возможности состоит в том, что апелляция относится к правильности вероятностного умозаключения, тем самым положение аргумента содержит утверждение о правильном решении.
4. Аргументы к традиции. Традиция – стихийно сложившаяся система образцов, норм, правил, которой руководствуется достаточно обширная и устойчивая группа людей, традиция аккумулирует опыт предыдущих поколений и моделирует поведение следующих поколений.
5. Аргументы к интуиции. Интуиция – прямое усмотрение истины, постижение её безо всяких доказательств.
6. Аргументы к вере. Вера – глубокое убеждение в справедливости какого-то положения или концепции.