Тема. История развития генетики как фундаментальной науки.
Методы исследования генетики человека
Вопросы
1.История развития генетики как фундаментальной науки.
1.1 Общее представление о генетике как о науке.
1.2 Основные этапы развития генетики: классический период
2. Методы исследования генетики человека.
2.1 Генеалогический метод.
2.2 Близнецовый метод.
2.3. Цитогенетический метод
2.4. Биохимический метод
История развития генетики как фундаментальной науки
Общее представление о генетике как науке
Генетика человека – наука о наследственности и изменчивости человека.
Наследственность – это способность живых организмов сохранять и передавать из поколения в поколение признаки и свойства организма.
Изменчивость – это способность живых организмов в процессе онтогенеза утрачивать старые и приобретать новые признаки и свойства.
Основные этапы развития генетики человека
1900 г. – начало бурного развития генетики как науки – вторичное открытие законов Менделя тремя учеными независимо друг от друга: де Фриз (Голландия), Корренс (Австрия), Чермак (Германия).
|
|
Г. Мендель открыл закономерности наследования признаков в 1865 г. и опубликовал на немецком языке в трудах общества естествоиспытателей по названием «Опыты над растительными гибридами».
1900 – 1930 гг. – классический период развития генетики (этап менделизма и хромосомной теории наследственности).
1930 – 1940 гг. – период индуцированного мутагенеза (получение мутаций с помощью радиации и химических веществ).
1940-1953 – 2000 гг. – период молекулярной генетики (изучение структуры и функциональной природы молекул ДНК).
1953 г. – Уотсон и Крик расшифровали структуру молекулы ДНК.
2000 г. – полностью расшифрован генетический код человека – он полностью может быть записан с помощью химических формул.
после 2000 г. – современный этап – основное направление – структурно-системное познание глубинной сущности гена.
Методы исследования генетики человека
Генеалогический метод (метод родословных)
Предложен Гальтоном в 1865 г. Задачи метода:
– установления наследственного характера болезни;
– определения типа ее наследования;
– изучение сцепления болезни с различными генетическими маркерами.
Методика составления родословной
1. Сбор родословной начинается с пробанда – больного ребенка (человека). Если это взрослый сразу собирают информацию о его детях, затем братьях и сестрах (сибсах) с учетом последовательности беременностей у матери и их сходах.
2. Сбор сведений обо всех кровных родственниках по материнской линии.
|
|
3. Сбор сведений обо всех кровных родственниках по отцовской линии.
К родословной предлагается легенда.
Каждое поколение изображается на одной линии и обозначается римскими цифрами сверху вниз.
Символы, используемые при составлении родословной (предложены Юстом в 1931 г.)
Близнецовый метод
Предложен Гальтоном в 1876 г. Задачи метода:
– установить роль наследственности и среды в фенотипическом разнообразии различных признаков у человека.
Этапы реализации метода:
1. Сбор близнецового материала и диагностика зиготности (метод «сходства-подобия», по эритроцитарным и лейкоцитарным маркерам, ДНК- диагностика).
2. Анализ близнецовых данных.
Установление коэффициента парной конкордантности, который указывает на относительное число пар, в которых оба партнера несут изучаемый признак. Вычисляется отдельно для МЗ и ДЗ близнецов.
К= С/ С+Д
С – число конкордантных пар (сходных);
Д – число дисконкордантных пар (различающихся).
К выражается либо в долях еденицы, либо в процентах
Далее вычисляют долю наследственной обусловленности признака – наследуемость (Н), которая также выражается в процентах или долях еденицы.
Н= К МЗ– К ДЗ / 1 (или 100 если в %) – К ДЗ
К МЗ и К ДЗ – коэффициенты парной конкордантности МЗ и ДЗ близнецов.
1– 0,7 – признак (болезнь) детерменируется генетическими факторами
0,4 – 0,7 – болезнь с наследственной предрасположенностью, реализующаяся под влиянием средовых факторов.
0 – 0,4 – болезнь, возникшая под влиянием окружающей среды.