Цель, предмет и задачи науковедения

Целью науковедения является разработка теоретических основ повышения эффективности научной деятельности.

Одной из основных целей науковедения является разработка классификации наук, которая определяет место каждой науки в общей системе научных знаний, связь всех наук. Наиболее распространенной является распределение всех наук на науки о природе, обществе и мышлении (рис. 1).

Основные задачи науковедения состоят в:

  • изучении законов и тенденций развития науки (эволюция и революция в науке, внутренняя логика развития, случайность и необходимость, возможность и действительность, движущие силы научного прогресса и т.п.);
  • проведении анализа взаимодействия наук (классификация наук, изучение процессов дифференциации и интегрирования научных методов и дисциплин, типология научных исследований);
  • прогнозировании в науке (предмет, категории и характеристики прогресса, экстраполяция научных идей, кризисы в науке, пути их преодоления, возможное и невозможное в науке);
  • структуризации научного знания (анализ типов теорий и законов науки, процессы их формирования, методы научного исследования);
  • реализации научного творчества (его психология, интенсификация, личность и коллектив, проблемы эвристики, культуры научного исследования);
  • определении проблем организации науки и управления её развитием (критерии и принципы службы научной информации, планирование, подготовка и распределение кадров, разделение труда в коллективе, проблемы эффективности работы, научной организации исследований, научных школ, разработка обоснованной стратегии научного поиска);
  • определении соотношения между наукой и культурой, наукой и техникой, наукой и производством, наукой и бытом. Выяснение механизмов этого взаимодействия;
  • критике ошибочных и реакционных взглядов и концепций в науке.

Решение этих задач связанно с использованием соответствующих методов и понятий философии, истории, социологии, политической экономии, психологи, логики, математики, кибернетики и других наук.

Одной из основных задач науковедения стал поиск таких структурных компонентов науки, которые позволили бы соотносить между собой знания и представления, полученные в рамках отдельных направлений, но составляющие единое целое.

Науковедение изучает различные стороны формирования научного знания, каккогнитивной (познавательной) системы, исследует логические аспекты знания, представляющие собой мыслительную деятельность, высшую форму продукта человеческого творчества (рис. 2).

Рис. 2. Система формирования научного знания

Исходным пунктом его является чувственное познание, проходящее от ощущения к восприятию и представлению. После этого происходит переход к рациональному познанию, развивающемуся от понятия к суждению и умозаключению. Этому соответствует уровень эмпирического и теоретического знания.

Задачей науковедения является разработка теоретических и методологических основ управления процессом развития науки, на­правленного на повышение эффективности научной деятельности, ускорение научно-технического прогресса для достижения экономи­ческих и социальных целей общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: