Методические рекомендации

По формулированию целей и задач

Научных исследований и разработок

Анализ большого количества документально оформлен­ных результатов исследований и разработок показывает, что в подавляющем большинстве случаев исследователи и раз­работчики не приводят кратких и чётких формулировок цели и решаемой общей задачи, иногда полагая их очевидными из приводимого перечисления частных задач и описанных их решений. Если же формулировки приводятся, то они обычно не выдерживают даже благожелательной критики. По мне­нию многих специалистов краткое и чёткое, правильное формулирование цели и общей задачи исследования (разра­ботки), в частности, например, в диссертации или даже в ди­пломном проекте, является довольно непростым делом.

Возможно, это происходит из-за того, что в сущест­вующей энциклопедической, справочной и научно-мето­ди­ческой литературе рекомендации, на которые можно было бы опереться, практически отсутствуют, и поэтому правила формулирования цели и общей задачи исследования (разра­ботки) каждый себе представляет и трактует по-своему.

Эти обстоятельства придают актуальность составлению реко­мендаций по формулированию целей и задач при выполне­нии исследований и разработок, которые будут изложены применительно к диссертационному исследованию.

Формулировка цели

Типичной ошибкой является стремление неопытного автора сформулировать цель исследования так, чтобы она выражала сложность исследования (разработки) и всесторонне

характеризовала основные научные результаты, которых стремятся достигнуть, при этом фактически общая цель подменяется множеством частных целей, что нарушает её единство.


Надо исходить из того, что сложность и всесторонность исследования (разработки) характеризуется не целью, а отдельно излагаемыми формулировками объекта, предмета и научной задачи диссертационного исследования, перечнем частных задач, а также описаниями результатов решения частных задач и научной задачи в целом.

Приведение в формулировке цели сведений о путях и условиях её достижения (характеризуемых словами «на основе …», «с учётом …» и т.п.) сводится к дублированию других элементов изложения.

Пример неудачной формулировки цели из реальной диссертации:

«Целью диссертационного исследования является развитие теории приёма световых сигналов в оптических информационных системах, работающих в режиме счёта фотонов, на основе амплитудных методов селекции одноэлектронных импульсов и совершенствование технической базы приёмных комплексов оптических телекоммуникационных систем».

Здесь содержится, как минимум, две частных цели.

Формулирование цели существенно упрощается и чаще всего превращается в рутинную работу, если руководствоваться некоторыми требованиями.

Требования к формулировке цели:

1) единство цели, отсутствие элементов, указывающих пути и методы её достижения;

2) возможность оценки степени достижения цели.

Сформулированные требования заслуживают некоторых пояснений на примерах и перевода на язык рекомендаций.

Для обеспечения требования единства цель целесообразно формулировать как целостный результат целенаправленного изменения объекта исследования (разработки).

Цель, имеющая практическое значение, должна выражать основной результат в виде прагматического эффекта (например, технического, экономического, организационного и т.п.).


Цель, имеющая теоретическое значение, должна выражать основной результат в виде наращивания или развития знаний (формулировки типа «обоснование …», «доказательство …» и т.п.).

С учётом сказанного, не следует цель излагать как множественную (в виде совокупности частных целей и задач) и отягощать её второстепенными деталями (выражаемыми словами “с учётом”, “на основе” и т.п.), сковывающими рамки творческого поиска.

Очень часто формулировку прагматической цели пытаются начать с названий этапов опытно-конструкторских работ (разработка, выбор, проектирование, оценка, …). Такие формулировки акцентируют внимание не на основном результате целенаправленного изменения объекта, к чему следовало бы стремиться, а лишь указывают некоторый путь достижения цели.

Интуитивно осознавая этот недостаток, довольно часто прибегают к более расширенным формулировкам, таким как «разработка (объекта), позволяющего (нечто)», «проектирование(объекта), обеспечивающего (нечто)».

Поскольку в таких случаях цель выражается лишь тем, что названо «нечто», формулировку следует сократить, убрав из неё элементы, навязывающие путь достижения цели.

Так, например, вместо цели «разработка метода обра­ботки данных, обеспечивающего сокращение сроков выпол­нения информационно-вычислительных работ» предпочти­тельней использовать формулировку «сокращение сроков выполнения информационно-вычислительных работ», в ко­торой исключено указание о пути её достижения.

Для обеспечения второго требования (возможность оценки степени достижения цели) следует стремиться к тому, чтобы оценка могла быть выполнена с помощью одного интегрального показателя, предпочтительно количественного. Цель «повышение эффективности управления изделием» в случае, если становится ясным, что эффективность будет оцениваться показателем оперативности, должна быть заменена на «повышение оперативности управления изделием».


Следует отметить некоторые особенности формулирования цели диссертационного исследования. Учитывая требование пункта 10 положения о присуждении учёных степеней [7]: «В диссертации, имеющей прикладное значение, должны приводиться сведения о практическом использовании полученных автором научных результатов, а в диссертации, имеющей теоретическое значение, – рекомендации по использованию научных выводов», необходимо чётко различать цель диссертационного исследования прагматическую и научную.

Цель диссертационного исследования «разработка (либо обоснование) рекомендаций по …» – это явная претензия на диссертацию, имеющую теоретическое значение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: