Величковский Б.М.
В276 Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т. — Т. 2 / Борис М. Величковский. — М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2006. — 432 с.
ISBN 5-89357-218-1 («Смысл», т. 2)
ISBN 5-7695-2985-7 (Изд. центр «Академия», т. 2)
В первой на русском языке книге по когнитивной науке изложены результаты междисциплинарных исследований познавательных процессов у человека. Подробно рассмотрены восприятие и действие, внимание и сознание, речевое общение и мышление, память и представление знаний, взаимодействие интеллекта и аффекта, а также философские и прикладные проблемы, стоящие перед когнитивной наукой.
Для психологов, лингвистов, информатиков, физиологов, философов и всех специалистов, работа которых связана с учетом познавательных возможностей человека, а также студентов и аспирантов соответствующих специальностей, углубленно изучающих эту область.
УДК 159.947.5(075.8) ББК 88.3я73
ISBN 5-89357-218-1 («Смысл», т. 2)
ISBN 5-7695-2985-7 (Изд. центр «Академия», т. 2)
ISBN 5-89357-216-5 («Смысл») © Величковский Б.М., 2006
|
|
ISBN 5-7695-2983-0 (Изд. центр «Академия») О Издательство «Смысл», 2006
СОДЕРЖАНИЕ
ТОМ 2
ГЛАВА 6. КАТЕГОРИЗАЦИЯ
И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЗНАНИЙ.................................................... 10
6.1 Формальные и эмпирические подходы................................... 13
6.1.1 Логика и проблема имплицитного знания................... 13
6.1.2 Психологические методы исследования..................... 22
6.1.3 Нейропсихологические исследования........................ 27
6.2 Категориальная организация знаний....................................... 31
6.2.1 Семантические сети и пространства........................... 31
6.2.2 Понятия базового уровня............................................. 34
6.2.3 Роль примеров и ситуативных факторов.................... 38
6.3 Межкатегориальная организация............................................ 44
6.3.1 Онтологии, схемы и образы........................................ 44
6.3.2 Репрезентация пространственного окружения........... 57
6.3.3 Сценарии и грамматики историй................................. 62
6.4 От представления знаний к мышлению.................................. 69
6.4.1 Глобальные когнитивные модели............................... 69
6.4.2 Теория перцептивных символьных систем................ 76
6.4.3 Наивная физика и психология обыденного сознания... 82
ГЛАВА 7. КОММУНИКАЦИЯ
И РЕЧЕВАЯ АКТИВНОСТЬ.......................................................... 92
7.1 Восприятие и порождение речи.............................................. 95
7.1.1 Фонологическое восприятие....................................... 95
7.1.2 Развитие языка и речевых действий.......................... 101
7.1.3 Нейропсихологические синдромы и модели
порождения................................................................. 110
7.2 Анализ процессов чтения....................................................... 117
7.2.1 Развитие навыков чтения.......................................... 117
7.2.2 Модели и нейропсихология чтения.......................... 123
|
|
7.2.3 Движения глаз при чтении......................................... 127
7.3 Когнитивные исследования грамматики............................... 131
7.3.1 Проверка трансформационной модели.................... 131
7.3.2 От глубинной семантики к когнитивной
грамматике................................................................. 139
7.3.3 Современные модели и данные
нейролингвистики...................................................... 149
7.4 Прагматика коммуникативных ситуаций............................. 154
7.4.1 Принцип кооперативности и понимание................... 154
7.4.2 Несовпадение значения и смысла............................. 161
7.4.3 Технологические применения прагматики................ 169
ГЛАВА 8. МЫШЛЕНИЕ И МЕТАПОЗНАНИЕ. '........................ 176
8.1 Высшие познавательные функции......................................... 179
8.1.1 Разнообразие подходов и моделей............................ 179
8.1.2 Мышление и речь — мышление для речи................ 188
8.1.3 Метапознание и творческое воображение................ 196
8.2 Процессы и модели умозаключений..................................... 206
8.2.1 Индукция, аналогия и прогноз................................... 206
8.2.2 Дедуктивные умозаключения.................................... 215
8.2.3 Специализация и прагматика умозаключений.......... 221
8.3 Процессы решения задач....................................................... 229
8.3.1 Решение малых мыслительных задач....................... 229
8.3.2 Сложные проблемы, творчество и открытие........... 235
8.3.3 Решение задач экспертами........................................ 244
8.4. Принятие решений и структура интеллекта........................ 250
8.4.1 Эвристики и принятие решений................................ 250
8.4.2 Новые веяния в исследованиях решений.................. 257
8.4.3 Функциональная структура интеллекта.................... 268
ГЛАВА 9. ПЕРСПЕКТИВЫ КОГНИТИВНОЙ НАУКИ............ 280
9.1 От дуализма Декарта к новой монадологии......................... 283
9.1.1 Третий кризис научной психологии.......................... 283
9.1.2 Произвольность формальных моделей..................... 289
9.1.3 Нейрокогнитивизм и теория идентичности.............. 294
9.2 Перспектива методологического солипсизма...................... 301
9.2.1 Искусственный интеллект и человеческий разум.... 301
9.2.2 Философия искусственного интеллекта................... 307
9.2.3 Виртуальные формы жизни....................................... 314
9.3 Перспектива прямого реализма............................................. 319
9.3.1 Экологический подход: вклад Джи Джи Гибсона..... 319
9.3.2 Исследования ситуативного действия...................... 325
9.3.3 Телесная заземленность познания............................. 330
9.4 Перспектива методологического плюрализма..................... 335
9.4.1 Разнообразие подходов и моделей........................... 335
9.4.2 Вертикальная интеграция и парадигмы развития..... 344
9.4.3 Когнитивно-аффективная наука................................ 355
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................ 372
ЛИТЕРАТУРА................................................................................. 380
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ...................................................... 410