Принцип потенциальности

Если мы обратим внимание на особенности русской менталь­ности, то можем отметить особый способ восприятия простран­ства. Оно переживается как простор, как то, куда вырываешься из неволи, как чистая потенциальность бытия, как воля, свобода, пол­ноценное дыхание, то есть духовная жизнь, не стесненная мирс­кой скорбью.

Интегративная методология при работе с кризисом, опираясь на целостное видение личности и группы в перспективе их материаль­ного, социального, духовного роста, предполагает при психологи­ческой работе с клиентом раскрытие его потенциальности, разви­тие интуиции, творчества, высших состояний сознания, личностных ресурсов.

Использование этого принципа предполагает, что индивидуум мобилизует свои ресурсы для преодоления кризисного состояния, фрустрации и страха, возникающих из-за отсутствия поддержки со стороны окружающих и неадекватности самоподдержки.

На наш взгляд, каждый человек — и социальное сообщество — обладает тенденцией к саморазвитию и потенциальностью, интен­цией к целостности, к большей свободе.

Раскрытие потенциальности может быть достигнуто на разных уровнях, и оно не обязательно будет включать в себя так называе­мый духовный уровень. Более того — формы раскрытия могут быть различными.

В психологической работе потенциальность может раскры­ваться:

— в узнавании различных составляющих личности и группы, структуры, качеств, свойств, способностей, целей, истинной мо­тивации и т. д.;

— в раскрытии перспектив развития материального, социаль­ного и духовного Эго;

— в отождествлении или разотождествлении со значимыми фрагментами или качествами своего Эго на личностном уров­не и в отбрасывании неэффективных форм взаимоотноше­ний, стиля управления, целеполагания, деструктивных для группового функционирования структурных элементов (чле­нов группы или формальных и неформальных лидеров, мик­рогрупп) в социальных сообществах;

— в раскрытии потенциальных возможностей, способностей, ви­тальных ресурсов;

— в усилении основных тенденций личности и группы, особен­но экспансивной и гомеостатической;


— в возможности отказа от отождествления себя с фрагментами Эго и структурными элементами группы и в приобретении способности их контролировать:

— в раскрытии творческих сил личности, высших психических состояний сознания, экзистенциальных смыслов существо­вания. В группе — переживание чувства «мы», ощущение полной безопасности, комфортности и реализованности в групповом пространстве.

Мы могли бы еще продолжить этот список, т.к. направлений и форм раскрытия потенциальности множество.

Самое важное в принципе потенциальности — открытие про­стора для дальнейшего развития, движения, жизни среди людей.

7. Принцип многомерности истины

Принцип многомерности истины гласит следующее: любое объяснение и понимание индивидуальной психической реальнос­ти, а также социально-психологических закономерностей групп и сообществ всегда будет неполным, а значит и неистинным.

При любом объяснении и понимании будет ряд неучтенных пе­ременных, влияющих на поведение человека или группы, и выве­денные закономерности в индивидуальной психической реальнос­ти, в групповом пространстве будут справедливы лишь при опреде­ленных условиях и с определенной (неопределенной) вероятностью.

Поэтому любое объяснение и понимание человека и групп мо­жет претендовать на жизнь и истинность. Принцип многомерности отражает факт высокой динамичности индивидуальной психичес­кой реальности и межличностных отношений, их изменчивость и развитие.

Душа — тайна тайн. Истина о душе многолика. Каждый лик зас­луживает доверия и как зеркало (пусть иногда замутненное или по-разному кривое) отражает Единое.

И поэтому «не сотворите кумиров» и не цепляйтесь за истину как за веру. Истина многомерна и многолика. Правы материалисты и идеалисты, глупые и умные, образованные и необразованные, и гений человеческий настолько же близок к истине, насколько дере­венский дурак. Истина многоголоса и каждый клиент «глаголет нам ее устами».

И каждая школа практической психологии, психотерапии про­сто на свой лад описывает свой предмет. Мы можем чем-то востор­гаться, что-то презирать, не принимать, отрицать. А принцип мно­гомерности истины говорит — все правы, ибо истина и церковь одна.


Только каждый смотрит в разные части этой церкви, рассказывает об увиденном на своем языке в соответствии со своим жизненным опы­том, образованием, мировоззрением и групповыми приоритетами.

Мы не имеем никаких предвзятых отношений к существованию абсолютной и относительной истины и вполне осознаем принцип конкретности истины.

Принцип многомерности истины в реальном взаимодействии психолога с клиентом выдвигает следующие требования:

• при интеграции кризисного состояния преследовать не свои личные цели, а помочь личности и группе в достижении их собственных целей;

• предлагать альтернативные способы восприятия жизни и кри­зисного состояния в том числе. Если необходимо — операцио-нализировать выход из кризиса, указывать реальные действия, которые должен сделать клиент. Брать ответственность.

• понимать и с определенной долей условности принимать лю­бой образ мира и действовать в соответствии с ним;

• хорошо понимать и представлять многообразие теорий, кон­цепций, моделей о любой проблемной ситуации. Умение ра­ботать внутри нескольких парадигм. Умение видеть ценность альтернативных подходов к работе с кризисным состоянием личности и группы.

Принцип многомерности истины — призыв к рефлексивной, по­нимающей и сопереживающей розиции по отношению к любому мнению, позиции, опыту, суждению, идее, теории и учению. Одно­временно он означает изменчивость содержания, формы и спосо­бов взаимодействия с клиентом в зависимости от его личности (со-циальнопсихологических характеристик группы, когда клиентом яв­ляется группа), его интересов и мотивов, установок, а также установок и возможностей специалиста.

Любая теория, концепция, терапевтический миф, учение, идея, житейское суждение о психической реальности при кажущейся зачастую их полноте и универсальности являются справедливы­ми лишь при определенных обстоятельствах и с известной долей вероятности. Следует помнить, что как самые гениальные психо­логические теории, так и заявления некоторых клиентов о «сгла­зе», «порче» являются в первую очередь попыткой структуриро­вать и транслировать собственный внутренний опыт. Предельное осознание относительности и в то же время истинности любого понимания психического освобождает специалиста от догм и при­ближает его к точке мудрости, к драгоценному состоянию Равно-стности. Наш разум производит объяснения, а реальность снисхо­дительно принимает любое из них.

бб


В заключение хотелось бы отметить, что методологические прин­ципы интегративного подхода являются не сводом правил, опреде­ляющих процесс психологической работы, а скорее направлением профессионального мышления, философской и психологической тенденцией, имеющей практическое применение.

Триединство метода психологии

В начале любого научного труда принято описывать актуальность поставленной проблемы.

Что касается проблемы метода психологии, актуальность очевид­на — психология и есть метод — теоретического описания психи­ческого, исследования феноменологии психической реальности и воздействия на нее.

Автор этой книги пришел в психологию из своих личных кризи­сов за методом. С глубокого детства меня «доставала» проблема смер­ти и своего умирания. В подростковом возрасте к этой стержневой проблеме бытия человека в мире добавились еще две — одиноче­ство и сезонные депрессии. Я боялся осени, «когда умирают одино­кие» (из моего дневника седьмого класса). И когда небо затягивало тяжелыми облаками и начинались бесконечные дожди, мне каза­лось, что Господь плачет над юдолью человека, и скорбь моя была глубока.

И я пришел на факультет психологии Ярославского государ­ственного университета в 1975 году с полной и наивной увереннос­тью, что психология даст мне способ разрешения экзистенциаль­ных проблем смерти, одиночества и депрессии.

Пять лет обучения не разрешили моего коана. Более того, зна­комство с профессором Михаилом Семеновичем Роговиным откры­ло мне, что наиболее посвященные в предмет психологии несут ту же тяжелую ношу, с которой я пришел в университет.

Вне сомнений, я узнал в университете о том, что я холерик и экст­раверт и мой IQ выше высокого. Но это не разрешило ни моих внут­риличностных проблем, ни тем более межличностных. И закончил университет одинокий степной волк с ницшеанским Заратустрой в центре своей духовной идентификации, наполнивший свои пробле­мы философским и мировоззренческим осмыслением.

Эта часть книги — не дань той категории метода, который явля­ется общепризнанным в психологии. Это попытка нового, интегра­тивного понимания метода психологии, который вбирает в себя не только классические представления, но и его духовное, философс­кое, психотехническое осмысление.

Последние 15 лет мы посвятили поиску методологической систе­мы психологии, наиболее адекватной по отношению к накопленно-


му в культуре опыту. Постепенное формирование учения об этой системе, наши методологические изыскания привели нас к интег­ративной методологии и попытке целостного описания психичес­кой реальности.

Мы будем рассматривать метод в интегративной психологии в его триединстве:

1) как способ теоретического исследования;

2) как систему способов и приемов эмпирического изучения;

3) как профессиональное психологическое психотехническое, практическое воздействие или взаимодействие с субъектом (ин­дивидуальным или групповым).

Следует отметить, что в первых двух компонентах современная психология достаточно сильна, но третий аспект метода даже на уровне личностного роста и разрешения внутренних проблем само­го психолога очень не развит. Именно поэтому в настоящий момент остро стоит проблема психотехнизации психологии, особенно в си­туациях кризисных. Именно по этой причине на третьем аспекте метода мы остановимся более подробно. Но при этом проблему методов воздействия мы будем толковать более многомерно и рас­ширенно. На наш взгляд, современная психология не может суще­ствовать без инструментов самоисследования, методов разреше­ния внутриличностных и межличностных проблем, кризисных со­стояний, инициации духовного опыта, каковыми и являются психотехники, разработанные внутри психодуховных, в том числе религиозных, мистических, эзотерических традиций человечества.

Метод как способ теоретического исследования

Когда я представляю теоретическое содержание современной психологии, то мое сердце наполняется грустью и отчаянием.

У меня возникает ощущение, что я хочу переплыть океан на ма­ленькой лодочке и уже видя гребни волн, понимаю, что это невоз­можно: не превозмочь.

Не хватит даже сотен жизней и упорных сидений с утра до ве­чера перед текстами, чтобы даже конспективно ознакомиться с со­творенной человеческим умом психологией.

И каждый психолог, умудренный минимальным знакомством с теорией психологии, понимает, что психологию трудно объяснить не потому, что в ней существует недостаток интерпретаций и по­ниманий, а потому, что есть ужасающее разум множество понима­ний и объяснений.

Мы не будем останавливаться на конкретных методах форми­рования психологических теорий и концепций типа анализа, син-


теза, эмпирического обобщения и т.д. Нам важно выстроить мини­мальные требования к теоретическим построениям, которые су­ществуют в психологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: