Использование различных видов фонетического анализа

Звуко-буквенный разбор в разных классах начальной школы имеет свою специфику. Применение того или иного вида в определенной мере зафиксировано в авторских учебниках по русскому языку. Но эта информация не всегда полная. Поэтому вопрос об использовании различных видов звуко-буквенного анализа в разных классах требует уточнения.

В 1 классе полный фонетический разбор целесообразно проводить в устной форме, а частичный – в устной и письменной. Варианты устного разбора были представлены выше (параграф «Содержание и последовательность звуко-буквенного анализа»).

Примеры частичного звуко-буквенного разбора могут быть различными. Они широко представлены в школьных учебниках и нацелены на достижение определенных задач. Ниже предлагаем варианты частичного разбора для учащихся 1 класса:

1. Подобрать слово к данной слогозвуковой схеме (учитель предлагает схему слова). Подчеркнуть гласные.

2. Составить схему к слову пень.

3. Записать слова в алфавитном порядке. Обозначить ударение. Подчеркнуть гласные.

Школа, коса, песня, алфавит, башня, радость, огонь, медведь.

4. Разделить слова на слоги.

Наташа, яма, гуляла, взяла, книги, налила.

5. Списать. Подчеркнуть согласные.

Хорошо мы летом потрудились! На огороде созрел богатый урожай. Пришло время убирать овощи.

6. Списать. Подчеркнуть гласные буквы, которые обозначают мягкость согласных.

Всякий человек на деле познается.

7. Списать. Подчеркнуть согласные буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки, одной чертой, твердые – двумя.

Полюс, звёзды, люди, вишня, лимон, репа, мяч, лыжи.

8. Списать. Подчеркнуть согласные буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки, одной чертой, глухие согласные – двумя чертами.

Рыбак, гости, гуси, окуни, белка, апрель, заяц, тишина.

9. Определить количество звуков и букв в словах. Указать буквы, которые обозначают 2 звука. Какая буква не обозначает звука?

Пальто, свет, дверь, юла, глаза, флаг, ёлка, синяя.

10. Записать сначала слова с ударением на первом слоге, потом – с ударением на втором слоге, затем – на третьем.

Соловей, книга, машина, кукла.

11. Списать слова. Поставить знак ударения. Подчеркнуть безударные гласные.

Вода, моря, дома, снега.

12. Записать свою фамилию, своё имя. Подчеркнуть все согласные буквы.

13. Написать 3слова, в которых 3 звука, но 4 буквы. Подчеркнуть все гласные буквы.

14. Из слов мир, Москва выписать гласные буквы. Какие еще гласные буквы есть в русском языке?

15. Дописать недостающие слоги. Цифрой указать количество слогов в словах.

Снежин…, лы…, руч…,каран…

16. Записать по 3 слова, состоящих из одного, двух, трех слогов. В словах из 2-3 слогов поставить ударение.

Во 2 классе полный фонетический разбор проводится в устной форме. Полный письменный разбор с опорой на заданную схему можно предложить во втором полугодии. Варианты полного разбора представлены выше в параграфе «Содержание и последовательность звуко-буквенного разбора».

Частичный разбор проводится как в устной, так и в письменной формах. Данный вид разбора эффективно сочетать с элементами орфографического. Ниже предлагаем примеры реализации частичного фонетического разбора с элементами орфографического:

1. Вставьте пропущенные буквы. Какие звуки они обозначают? Объясните, почему выбрали именно эту букву.

а) Рядом с деревней ле…. Де… и вну… отправились туда. У дороги они увидели огромный ду…. Под ним рос гри….

б) Дети приехали в лагерь. Там была р…ка. По берегам росла высокая тр…ва. Ребята смастерили пл…ты и отправились в плавание.

2. Спишите сначала слова с разделительным мягким знаком, а потом – с мягким знаком, обозначающим мягкость согласных.

Варенье, пень, стулья, крылья, мальчик, спальня, деревья, листья, перья, коньки, сеть, боль.

3. Подчеркни гласные буквы. Какие звуки они обозначают?

Лыжи, ужи, сшил, мужик.

4. Прочитайте слова. Какие звуки обозначают выделенные буквы? Дайте характеристику этим звукам. Почему в данных сочетаниях нет буквы «мягкий знак»?

Ко чк а, бо чк а, то чк а, ябло чн ый, игруше чн ый.

В третьем и четвертом классах проводятся полный и частичный разборы в устной и письменной формах. Усложняется материал, который подвергается фонетическому анализу. Как и во втором классе, частичный звуко-буквенный разбор эффективно сочетать с элементами орфографического:

1. Списать сначала слова, в которых нужно проверить безударную гласную корня, затем слова, которые нужно запомнить.

Чистота, светает, деревья, зверята, белеет, синеет, портфель, сорока, ледяной, метро.

2. Из данных слов составить словосочетания, соединив слово из одного столбика со словом из другого столбика. Подчеркнуть слова, гласные которых нельзя проверить ударением.

м.линовое м.розы

тр.скучие в.ренье

д.ждливая.гра

з.лёная п.года

в.сёлая тр.ва

3. Списать однокоренные слова, подчеркнуть непроизносимые согласные.

Свисток, свист, свистнула; звезда, звёздочка, звёздный; честь, честный, честность; сладость, сладостный.

4. Списать, подчеркнуть буквы, написание которых требует применения правила.

Наступают осенние холода. Ночью легкие морозы затягивают лужи льдом.

5. Выписать слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением. Безударные гласные подчеркнуть.

Наводнение, погрузка, аллея, родник, утренний, зацепился, медленно, ночлег

Литература

1. Жедек П.С. Звуковой и звуко-буквенный анализ на разных этапах обучения правописанию.// Начальная школа. -1991. - №8. – С.65 – 69.

2. Имамова З.Х. Существующие подходы к фонетическому разбору.// Начальная школа. – 2003. - №9. – С. 35 – 38.

3. Львов М.Р. Словарь – справочник по методике русского языка: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1988.

4. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие…- М.: Академия, 2002.

5. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учебное пособие…- М.: Просвещение, 1987.

6. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учебник для 4 класса четырехлетней начальной школы. – М.: Дрофа, 1998.

7. Рамзаева Т.Г. Русский язык в начальной школе: Справочник к учеб. Т.Г.Рамзаевой…..- М.: Дрофа, 2000.

8. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения: Учебное пособие./Под ред. М.С.Соловейчик. – М.: Академия, 1997.

9. Фролова Л.А. Обучение русскому языку в современной начальной школе: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2002.

10. Шукейло В.А. Мой родной русский язык: Пособие для учителей начальных классов. – СПб.: Знание, 1998.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: