Сущность и теоретические основы метода сравнений

Основы сравнительного метода были заложены еще Эрастофеном, Страбоном, Аристотелем. Большой вклад в разработку теории этого метода внесли А. Гумбольдт, М. В. Ломоносов (1711 – 1765), К. Риттер (1779 – 1859), Ч. Дарвин (1809 – 1882), А. Геттнер (1859 – 1941), Э. Нееф, К. К. Марков (1905 – 1980), А. Д. Арманд (род. 1931). Сущность метода сравнений заключается в сопоставлении и выявлении сходства и различия свойств, структуры, состояний геоэкосисистем и их геокомпонентов, а также процессов и явлений, протекающих в них.

Метод сравнений является одним из древнейших методов науки и сейчас активно используется в геоэкологических исследованиях. Существующее несколько веков выражение «все познается в сравнении» актуально и в наши дни. Для того чтобы отделить главное от второстепенного, выделить уникальное из широко представленного, новое из старого и обычного нам неизбежно приходится заниматься сравнением. Подчеркивая значение метода А. Геттнер писал: «Сравнение – один из основных логических приемов познания … познание любого предмета и явления начинается с того, что мы отличаем его от всех других предметов и устанавливаем сходства его с родственными предметами».

Сравнение – универсальный метод исследования так как:

помогает выявить черты индивидуальности объектов, процессов и явлений;

– составляет основу для дифференциации объектов, процессов и явлений;

– позволяет выявить типичные черты объектов, процессов и явлений;

– позволяет обобщать сведения об объектах, процессах и явлениях.

Информация, получаемая об объектах (процессах) при их сопоставлении, может быть первичной или вторичной. Например, при изучении геоэкологического состояния почв, мы сравниваем их на основе выполненных описаний, результатов лабораторных анализов и делаем выводы об их сходстве и различии. Вторичная информация базируется на результатах обработки первичных данных и представлял собой умозаключение по аналогии. Истинность умозаключения будет зависеть от взаимосвязанности признаков, характерных для данного объекта. Поэтому важно при аналогизации использовать существенные признаки, соответствующих элементов системы. Говоря об аналогах, исследователи подчеркивают сходство в основных, наиболее существенных особенностях, оставляя без внимания многие отличительные черты. На основе процесса аналогизации, который может проводиться по большинству признаков, решается задача типизации изучаемых объектов (процессов).

Метод сравнений и аналогов используется на всех этапах геоэкологических исследований. Познание любого предмета и явления начинается с того, что мы его отличаем от всех других предметов и явлений установлением черт сходства его с родственными предметами и явлениями. С помощью сравнения выявляются количественные и качественные характеристики изучаемых объектов, классифицируется, упорядочивается и оценивается их содержание.

В предполевой и камеральный периоды этот метод используется в геоэкологических исследованиях для оценки соответствия исходного материала программе исследований (точность, масштаб, информативность и т. д.). Исходный материал обширен и поэтому одним из критериев должна выступать сравнимость. Самое простое сравнение в геоэкологических исследованиях – сравнение изучаемого объекта (процесса) и эталона. Цель сравнений в полевых исследованиях, при камеральной обработке фондовых материалов, дешифрировании аэро- и космофотоснимков – установление количественных и качественных показателей, их описание и анализ для получения выводов о пространственной структуре природных систем, их функционировании, свойствах геокомпонентов, слагающих природные системы, состоянии природно-ресурсного потенциала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: