Структура личности, по З. Фрейду, имеет три составляющие: «оно» (id), «Я» (ego), «сверх –Я» (super – ego). В таблице 3 отражено описание компонентов структуры личности, по З. Фрейду.
Таблица 3 – Компоненты структуры личности, по З. Фрейду
Критерии | id | ego | super – ego |
Суть | бессознательные импульсы и реакции (биологическая основа; унаследованный от животных биологический опыт). Прирожденная инстанция | Функция - приведение импульсов «id» в соответствии с требованиями реальности | Это продукт культуры, результат опыта личности, а также влияние общества. |
Проявления | В желаниях, влечениях, мотивации личности и в ее активности. | Самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения. | Совесть |
Принцип | Удовольствия | - | Нормы морали, ценности, социальные требования. |
Действия и реакция человека – это результат взаимодействия между этими 3 компонентами (id, ego, super – ego). Взаимоотношения между этими компонентами конфликтны, находятся в противоречии. Стремясь избавиться от возникающих неприятных состояний, человек, с помощью «Я» вырабатывает у себя так называемые защитные механизмы ( или механизмы психологической защиты).
|
|
Механизмы психологической защиты [Михайлов; А. Фрейд]:
· Отрицание – недостаточное осознание определенных событий, переживаний и ощущений, которые причинили бы человеку боль при их признании.
· Компенсация – интенсивные попытки исправить или как-то восполнить собственную реальную или воображаемую физическую или психическую неполноценность.
· Регрессия – возвращение в условиях стресса к онтогенетически более ранним или менее зримым типам поведения.
· Проекция – неосознаваемое отвержение собственных эмоциональное неприемлемых мыслей, установок или желаний и приписывание их другим людям.
· Формирование реакции – предотвращение проявления неприемлемых желаний, особенно сексуальных и агрессивных, благодаря развитию противоположных этим желаниям установок и форм поведения.
· Интеллектуализация – неосознаваемый контроль над эмоциями и импульсами за счет выраженной зависимости их от рациональной интерпретации ситуации.
· Вытеснение – исключение из сознания какой-либо идеи или личного опыта и связанных с ними эмоций.
· Смещение – разрядка эмоции на объекты, животных или людей, воспринимаемых индивидом как менее опасные, чем те, которые действительно вызывают гнев.
· Сублимация – замещение инстинктивной цели в соответствии с высшими социальными ценностями.
Гуманистическая теория личности (К. Роджерс, А. Маслоу)
Всякий живой организм наделен стремлением заботиться о своей жизни с целью сохранять ее и улучшать. Представление ребенка о самом себе, т.е. концепция собственного «Я», фактически формируется на основе того разнообразного опыта, который ему придется переживать в общении с другими людьми, и их поведения по отношению к нему. Роджерс называет эту систему представлений «реальным Я».
|
|
Человек, кроме того, склонен представлять себя и в идеальном образе – видеть себя тем, чем ему хотелось бы быть в результате реализации своих возможностей – «идеальное Я».
К этому «идеальному Я» и стремится приблизиться «реальное Я». Но, как правило, «реальное Я» сталкивается с противоречием между «идеальным Я», отражающим то, чем человек хотел бы стать, и требованиями общества, проявляющимися, как правило, в виде условного отношения к его поступкам.
Личность уравновешена тем лучше, чем больше согласия, или конгруэнтности, между «реальным Я» человека и его чувствами, мыслями, поведением, что позволяет ему приблизиться к своему «идеальному Я», а именно в этом суть актуализации.
Структура личности, по С.Л. Рубинштейну:
· чего хочет личность, что для нее привлекательно, к чему она стремится? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах;
· что может личность? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности;
· что личность есть, суть ее, что из ее тенденций и установок вошло у нее в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности? Это вопрос о характере.
Таким образом, Рубинштейн включает в структуру личности ее направленность, характер и способности.