Септиль и его кратные 10 страница

Сбалансированность. В известной степени универсальность. Секстиль символизирует дом для жизни, который предусматривает все аспекты этой жизни. Конструктивность.

Примитивность — в каком понимании? Представьте себе дрессировщика тигров в цирке. У него в руке бич, но не пистолет! А что должен тигр? Прежде всего, тигр должен его не съесть. Это его задача номер один. И еще он должен прыгнуть через огненное кольцо и приземлиться на тумбу, причем ее не сшибить. Дрессировщик не может заниматься проблемами тонкой психологии своего тигра, его мировоззрением и философией. Однако основные, фундаментальные черты его характера он должен знать хорошо и умело их использовать. По крайней мере, так выглядит дрессировка в рамках секстиля.

Секстилю свойственна самодостаточность, в частности, неспособность (закрытость) к «вертикальному» развитию, глухота к более тонким уровням бытия. В трине есть самодостаточность, но как бы на уровне идеи, то есть она довольно абстрактна. А самодостаточность секстиля гораздо сильнее, она совершенно материальна. Это самодостаточность и замкнутость крестьянина-куркуля, у которого есть свой дом, свой огород, замкнутый цикл жизни (так сказать, натуральное хозяйство), и его не интересует ничто другое. Он выстроил отношения с окружающей средой, он оформил свой гомеостаз, и это полный венец всех его идей. Никакие другие идеи ему в голову просто не придут.

Дисциплинированность. Мы помним, что каждое число отрицает низшие качества предыдущего (а иногда и высшие), и если пятерка неорганизованна, склонна к вариациям, то в шестерке ничего такого нет. Ей свойственна лапидарная, грубая определенность: он знает как оно (то есть жизнь) должно быть, и оно так и будет! В сферах секстиля у человека дисциплинированности столько, что он может обуздать живую жизнь. Можно сказать, что секстиль — дрессировщик квинтиля.

Рациональность — но не от слова «разум», а рациональность жизни, которая строит себе обиталище и в нем рационально располагается. «Рационально» здесь значит разумно, но в некотором практично-низшем смысле этого слова. В сферах секстиля человек рационально строит отношения и внутри себя, и с окружающей средой.

Функциональность. Прочность. У секстиля хорошая прочность, не такая, как у квадрата, где прочность нередко означает тупое сопротивление «несмотря ни на что». Прочность секстиля сочетается с упругостью. И вы ее так просто не преодолеете. Вы помните, аспекты оппозиции и трина символизируют первичную манифестация духа, и прочности в обычном человеческом понимании там нет — а в секстиле она проявляется совершенно отчетливо.

Атеизм в истинном смысле этого слова: не анти-теизм, то есть не прямое отрицание Бога, а Его полное игнорирование. Его как бы нет. А что есть? Есть жизнь, есть ее вполне конкретно, материально понимаемые законы. И она отлично существует сама в себе. Один из великих математиков (Лаплас), когда его спросили, верует ли он в Бога, ответил: «В этой гипотезе я не нуждался». Так вот, в областях секстиля жизнь в гипотезе более глубокой, чем обустраивание самой себя, не нуждается. Она замкнута в себе, и так и существует.

Практичность — хорошая такая практичность, правда, для окружающих иногда совершенно непереносимая. Очень практичная, устойчивая самодостаточная гармония. Сквозь нее не пробьешься. Знание особенностей секстиля сэкономит вам много усилий, если вы занимаетесь психотерапией. Это не та сфера, куда надо вторгаться. Если квадраты и (в какой-то степени) квинтили обозначают те сферы, где человек открыт и может (и часто хочет) там что-то делать, то в сферах секстиля он будет скорее что-то доделывать, достраивать. И если вы захотите перечеркнуть ему его психическое бытие в области секстиля, то скорее он перечеркнет вас.

Предсказуемость и грубая оформленность. Эти качества радикально отличают секстиль от квинтиля. В секстиле впервые, пожалуй, появляется понятие формы.

Аспект квинтиля символизирует странник, который берет себе котомочку с небольшим количеством еды, а об остальном должен позаботиться окружающий мир. Формы, с которыми он встретится, и формы, каковые он сам собою являет, в сферах квинтиля не привлекают внимания человека. Их для него как бы нет. А в сферах секстиля форма всегда есть. Если человек строит дом, то он поневоле должен себе помыслить его проект, основную конфигурацию фундамента, стен и крыши.

И здесь, в секстиле, пусть на первом, еще грубом, уровне появляется понятие формы. В соответствующих сферах человек ею уже озабочен. Если вы с человеком обсуждаете сферы, подчиненные квинтилю и начнете ему говорить про неоформленность чего-то, он вас просто не поймет. А в сферах секстиля вы вполне можете сказать, что здесь не хватает формы как таковой, и человек поймет, о чем идет речь. Он скажет: «Да, тут я недоработал». Но не надо надеяться, что он будет дорабатывать форму всерьез, до тонкостей. Этим занимаются большие числа и аспекты с соответствующими знаменателями. Что-то, связанное с формой, происходит в полуквадрате и полутораквадрате. А здесь, в секстиле, появляется лишь понятие функциональной формы — например, в биологии материалистического направления. Она рассматривает жизнь и законы ее развития именно с позиций секстиля.

Кого-то этот уровень устраивает. Действительно, очень многое в биологии можно пытаться объяснить «материалистически». Но какие-то чуть более тонкие вещи, в первую очередь, биологическую эволюцию, материалистически уже корректно не объяснишь — непременно придется очень многое игнорировать и пользоваться системой откровенных натяжек, потому что эволюция жизни не идет в рамках шестерки, тут включаются гораздо более высокие числа. Впрочем, это мое личное мнение, и Дарвин, может быть, со мной бы не согласился.

Возможности и ограничения секстиля человеком переживаются практично и разумно сбалансированы.

Сферы секстиля человек описывает примерно в таком стиле: «У меня есть такие-то сложности и такие-то возможности и силы. И мне нужно прикинуть, как их правильно распределить. И тогда такие-то формы моей жизни придут в порядок». Здесь с ним можно конструктивно разговаривать. Здесь часто есть возможность сделать все (по крайней мере, на вид) гораздо лучше, чем если бы между соответствующими планетами стоял аспект квадрата. И сила секстиля не такая дикая, как у квадрата, а гораздо более культурная, и есть средства и естественные возможности для ее приложения.

Универсальный символ секстиля — это самоорганизующаяся живая система, рассчитанная на выживание в окружающей среде. Можно сказать и по-другому: секстиль — это жизнь в формах, но без высшего смысла. Или можно сказать, что это первичное окультуривание дикой жизни (приручение домашних животных, например) и введение ее в минимально адекватные для нее формы. (Адекватные, как всегда, с точки зрения хозяина карты.) Там, где квадрат поставит кирпичную стену, секстиль сделает живую изгородь — и в этом разница между ними. А квадрат иногда еще и витую колючую проволоку пустит сверху по кирпичной стене.

Я прочитал как-то в газете такой эпизод из народной жизни. Был огородник, чей участок располагался катастрофически близко к пивному ларьку. И народ, кушая пиво, бросал случайный взор через ограду и пленялся чужим, но сочным луком и укропом. В конце концов, доведенный до отчаяния огородник свой огород заминировал. И кто-то из любителей пива и овощной халявы подорвался на этой мине и погиб. Нехорошо вышло. Однако это ситуация, типичная для квадрата. А что сделает секстиль? Под секстилем идет сторож, который охраняет сад от мальчишек, охотящимися за яблоками. У него двустволка заряжена солью, и он аккуратно мальчишкам по мягкому месту этой самой солью и стреляет. И таким образом удерживает баланс между государственной собственностью и оживленными и неорганизованными на нее покушениями.

А вот примеры ролей, характерных для секстиля. Это Дрессировщик в широком смысле слова, то есть человек, укрощающий дикую, хаотическую энергию. Это Заклинатель демонов. Один из самых неприятных для психотерапевта клиентов — это тот, который нуждается, как раньше бы сказали, в экзорсизме. Это слово вошло в русский язык из английского (я подозреваю, что оно исходно латинское), и означает «изгнание демонов». Так вот, бывают такие клиенты, у которых глаза временами делаются совершенно безумными, и обычные методы гуманистической психологии терпят полный крах, потому что тут на повестке дня стоит не окультуренный и гуманизированный дециль, а примитивный непроработанный квинтиль. И вокруг такого клиента летают самые дикие, неуправляемые сущности, которые сильно дестабилизируют его психику, проявляясь в совершенно неадекватных эмоциональных реакциях и в сдвигах точки сборки в совершенно несанкционированные (с точки зрения общественного сознания) области. И тогда терапевту приходится забыть про весь свой гуманизм, и взаимодействовать со злобными демонами, которые населяют психику клиента, выступая в роли экзорсиста, дрессировщика с хорошим бичом в руке.

Кто такими вещами занимался, знает, что это требует специальных мощных техник и хорошего знакомства с этим зверинцем. В одной из своих книг (она называется «Возвращенный оккультизм, или Повесть о Тонкой семерке») я посвятил много страниц описанию наиболее распространенных психических демонов. Если они находятся в диком состоянии, они причиняют человеку (и его окружающим) колоссальные неприятности. Однако полностью их истребить невозможно, и поэтому единственный разумный выход — это, укротив, водить их на поводке и содержать в достаточно скромных размерах — чем, собственно говоря, секстиль и занимается. Другими словами, секстиль дает человеку способность, желание и энергию, необходимые для выстраивания дома для жизни, для организации и в регулирования как собственных внутренних процессов, так и отношений с окружающей средой.

Например, в любой религии есть определенные ограничения образа жизни ее приверженцев. И прежде всего это пищевые ограничения, то есть посты. Пост по своей идее — это укрощение демона обжорства. Вообще сама идея занятий с физическим телом в наше время у большинства людей, которые им занимаются, по своему духу именно секстильная. Современный культурный человек не стремится себя привести себя к какому-то немыслимому совершенству. Его позиция такова: «Мне нужно сколько-то времени гулять, сколько-то времени быть на природе, сколько-то мне необходимо физической нагрузки, сколько-то очищения от шлаков (сейчас эта идея очень модна) — и все». Эта философия отношения к телу — типично секстильная. Мысли о том, что какие-то телесные несовершенства могут спускаться с высших планов, иметь глубокий психологический или кармический смысл, этот человек не допускает. По его мнению, здоровый образ жизни и систематическая профилактика болезней — это более, чем достаточно для того, чтобы без особых болезней и неприятностей дожить до старости.

Что еще идет под секстилем? Сбор налогов с предпринимателей в цивилизованной стране — но не в России. Наше правительство (к сожалению, с большими основаниями) воспринимает налогоплательщиков как шайку разбойников и никак не может ее организовать должным образом, и пока что процесс сбора налогов в нашей стране идет под символическим управлением аспекта квадрата — между Сатурном и Плутоном, как мне кажется. Но я думаю, что еще через несколько лет эта ситуация изменится.

Символически секстиль управляет организованной шайкой разбойников, которые, с одной стороны, слушаются своего главаря, но, с другой стороны, если он перегнет палку, в любой момент могут начать бунтовать, и он знает, что тогда придется идти у них на поводу и как-то перестраивать свое управление. Надо сказать, что тема разбойников, уголовных преступников испокон веков привлекает внимание писателей. Они видят в этой среде самые что ни на есть корни жизни. Действительно, это среда, управляемая числами второго уровня, то есть четверкой, пятеркой и шестеркой, в которых дух только начинает проявляться, и корни существования здесь более, чем ощутимы — но не ст о ит сводить к ним жизнь в целом. Существуют и большие числа, и самые разнообразные относящиеся к ним сюжеты.

Под квадратом идет, как правило, жесткое и прямое управление и принуждение. Если у человека Луна стоит с квадратом, особенно с несколькими квадратами, то человек к своему телу будет относиться сурово. Или жизнь будет сурово с его телом обращаться, и он будет воспринимать это как должное. А вот секстиль — это нечто совсем иное. Секстиль дает механизм управления с обратной связью. Это, например, послушный, организованный ребенок. В сферах секстиля человек не только управляет, но еще и смотрит, что происходит с теми, кем он управляет, то есть у него есть обратная связь. Однако само управление под секстилем достаточно примитивно. Не надо ждать от этого аспекта особых тонкостей. Их самих по себе здесь нет: если они и появляются, то лишь на высоких уровнях его проработки.

К сильным качествам секстиля относится способность укрощать и разумно направлять хаотическую энергию. Это иногда совершенно бесценное качество, но нужно помнить, что каждый аспект хорош на своем месте. Другое сильное качество секстиля — это обратная связь. Что это значит? Приведу пример. Человек строит дом из материалов, которые у него имеются. И потом он в нем живет, и в этом доме есть все, что ему нужно для жизни. Однако при этом он еще этот дом постоянно достраивает и перестраивает в зависимости от того, какие у него появляются потребности: пристраивает терраску, балкончик и т. д. Когда что-то в доме сгнивает, человек это ликвидирует и подстраивает что-то еще, меняя по мере возможности и необходимости и материалы, и конструктивные схемы.

Слабые качества секстиля — это, в первую очередь, приземленность, то есть отказ от рассмотрения более высоких энергий, чем те, которые, по мнению человека, свойственны текущему сюжету. В принципе этот сюжет, как правило, заключается в укрощении и обустраивании дикой жизни. Эта жизнь воспринимается человеком как нечто очевидное, примитивное и не требующее возвышенного отношения. Вот, например, хозяйка, у которой есть куры. Она относится к этим курам положительно, как к живым существам, даже по-своему любит. Но если ее курица перестает нестись, или просто приезжает важный гость, она спокойно эту курицу режет, потрошит, готовит и с удовольствием в жареном или вареном виде съедает. Таков секстиль.

Воспитание детей в очень большой степени идет под секстилем, и когда выясняется, что организовать, накормить и одеть детскую массу — это еще не все, ограниченность секстиля проявляется очень отчетливо. Ее преодолевает только септиль, но не надо заменять одно другим: у секстиля свои задачи, а у септиля — свои, и в последние входит прямая духовность, непосредственное переживание тонкого плана и т. п. В пятерке духовность выражается в том, что материя, ожив, двигается под управлением духа, а в шестерке ожившая материя строит себе адекватный дом. И не надо здесь искать ничего большего. Не найдете.

Как осознается и переживается секстиль? Обычно — как естественное (и необходимое) поле для приложения усилий. Сферу секстиля человек воспринимает как жизнь, нуждающуюся в организации и в (хотя бы примитивном) оформлении. Признак секстиля: он развлекает своего хозяина живостью основной темы. Вот лектор, который хорошо читает лекцию: он не давит аудиторию, он дает возможность слушателям проявляться в рамках педагогического процесса. И лектора развлекает живость и индивидуальность каждого его слушателя. Секстиль — это очень живой аспект, и хотя его живость идет как бы вторым планом, но субъективно человек ее ощущает очень отчетливо: ему интересно. Он занимается трудной организацией и дрессировкой, но когда он заканчивает этот процесс, он теряет к нему интерес. Если это сильный психотерапевт, он может заниматься полусумасшедшими или совсем сумасшедшими, но когда они проходят через его руки, восстанавливают основы своего разума и как-то социализируются, он полностью теряет к ним интерес и с нежностью вспоминает, какие они были живые, интересные и самобытные раньше, в своей полной дикости, несчастности и асоциальности.

Проблемы секстиля. Если проблемы квинтиля — это дикость, самозабвенность в самовыражении и вообще поведении, то проблемы секстиля — это ограниченность, туповатость, отсутствие внимания к тонкостям, склонность к противопоставлению жизни и методов ее организации. На низком уровне проработки аспекта этот человек склонен к чересчур резкой поляризации: я — дрессировщик, а ты — дрессируемый. Только на высоком уровне эти роли сливаются, и идет одновременно и то, и другое, например, возникает позиция: «Я воспитываю детей и одновременно воспитываю свое собственное низшее, хаотическое начало».

Еще одна важная проблема секстиля — это замкнутость по большому счету, обусловленная его гармоничной материальностью. Он живет, существует, поддерживает с окружающей средой обратную связь, но к кардинальным переменам не склонен, эти идеи ему совершенно чужды. И он против них достаточно успешно, надо сказать, сопротивляется. Когда вы наталкиваетесь на конфигурацию «парус»: треугольник в гороскопе, состоящий из двух секстилей и трина, то наибольшее сопротивление вашему вторжению будет оказывать планета, стоящая в фокусе этого треугольника, то есть на соединении двух секстилей. Подумайте сами, как бы это могло выглядеть, как гармония трина, материализуясь через это домостроительство секстилей, делает человека удивительно устойчивым к любым внешним воздействиям. Чтобы разрушить этот дом (точнее, крепость), нужна хорошая армия.

Проблема часто заключается в том, что у человека в области секстиля будет мировоззрение, состоящее в том, что он (как и другие) живет для того, чтобы есть, спать и размножаться, а также получать удовольствия из весьма ограниченного набора основных инстинктов и потребностей. С точки зрения человека, который во всем склонен видеть духовность, в этой сфере хозяин гороскопа будет слишком примитивным, слишком материальным. Но ругать его за это неправильно. Его душа на это воплощение взяла в соответствующей области именно такую проработку. И надо относиться к этому с уважением.

В сферах секстиля у человека нет идеи развития материи, но есть идея цикличности жизни — например, смены сезонов. Ему понятно, что надо поддерживать гомеостаз: летом вы думаете о зиме, а зимой вы думаете о лете. Но за всем этим в сфере секстиля нет никакого подтекста, это в чистом виде адаптация к окружающей среде и обстоятельствам жизни. (Я сейчас не говорю о высоких уровнях проработки этого аспекта.)

Давайте теперь рассмотрим некоторые конкретные секстили. Например, секстиль Луна-Венера в женском гороскопе. Как эта женщина будет регулировать влюбленность своей дочери? Она остро ощущает себя матерью. Она, будучи фактической матерью, не всегда смотрит на свою дочь как мать. Иногда она смотрит на нее другими глазами, и, соответственно, у нее включаются другие планеты. Но если она смотрит на девушку как мать, то моментально включается секстиль. Что это значит? У нее возникает образ некоторой дикой жизни, которую надо выдрессировать и встроить в какие-то разумные, четкие, лапидарные рамки. В зависимости от уровня личности, мать, может быть, поможет дочке правильно одеться, когда та пойдет на свидание, или проведет с ней разумную беседу о том, что такое мужчина и как им следует управлять, то есть как надо себя вести, чтобы во взаимодействии с ним добиваться своих целей. При этом влияние секстиля может выразиться в том, что все, так сказать, высшие гуманитарные аспекты будут как бы вынесены за скобки, то есть в фокусе матери будет конкретное, реальное поведение, конкретные реальные соображения, которые, по маминой идее, будут конструктивны. Но дочке они могут быть полезны, а могут показаться отвратительными — чтобы это понять, надо посмотреть на гороскоп дочки, в частности, на то, как в ее гороскопе стоит Венера. Если у нее Венера стоит в квадрате к Нептуну или в септиле к Марсу, то я сомневаюсь, что она воспримет мамины советы адекватно.

Еще пример. Секстиль Луна-Плутон. Скорее всего, у этого человека будет достаточно жесткая мать, которая из его жизни устроит что-то типа казармы — по крайней мере, на психологическом уровне. Тонкость ситуации заключается в том, что ему эта казарма необходима. Ему нужно на уровне рефлексов усвоить достаточно определенный закон, который символизируется Плутоном, и научиться этого закона слушаться. Этот закон идет к нему поначалу в сравнительно мягких формах, но совершенно неуклонно. Секстиль Плутона не объедешь — так же, как и квадрат.

Этот человек организует свою жизнь (сам или с чужой помощью), но при этом наложит на себя гораздо более жесткие (и для окружающих, может быть, странные) ограничения, чем это может показаться необходимым. Но он сам внутри себя знает, что делает (вполне может быть, на уровне суеверия, но лучше вам этого его суеверия не развеивать).

Секстиль Меркурий-Марс может дать хорошую секретаршу. У нее все дела будут в порядке (впрочем, здесь нужно посмотреть и остальные аспекты гороскопа). У нее будет хорошо работающая система хранения бумаг по папкам, или, если она пользуется компьютером, она легко освоит систему Excel, и у нее в компьютере будет все очень рационально и удобно.

И в заключение я хочу еще раз подчеркнуть, что религиозность, склонность к эволюционному развитию, к прямым контактам в горними сферами и к воплощению своих высших идеалов в жизнь — это свойства человека, а не того или иного аспекта. Если человек верующий по-настоящему, он во всем верующий. Но в тех областях, где у него стоят квадраты, квинтили и секстили, он почувствует, что Бог от него отходит, и хочет, чтобы человек в основном сам, на свой страх и риск, прорабатывал эти области, без роскоши поминутного контакта с Высшим Началом.

Всем спасибо. До свидания.


Лекция 5
СЕПТИЛЬ, ПОЛУКВАДРАТ, НОНАГЕН

Здравствуйте, дамы и господа!

Сегодня мы переходим к области аспектов, которые обычно именуют минорными; им соответствуют дроби со знаменателем 7 и выше. Таким образом, в Пирамиде чисел мы поднимаемся уже на третий уровень. Если на первом уровне были идеи как таковые, то на втором появилась поляризация дух — материя: дух нисходил в материю (4) и делал первые шаги (5, 6) в ее рамках. При этом сама материя еще никак не осознавала, что же, собственно говоря, происходит, то есть наличие духа в ней воспринималось ею как органически ей присущий фактор. Никаких высших целей пока что заметно не было. Пятерка и шестерка символизируют формы жизни как таковой, у которой есть простейшая задача: жить, и никакой сверхзадачи за ней не стоит.

На следующем, третьем уровне проявления духа, то есть в числах 7, 8, 9 и10 происходит развитие, проявление, уточнение и гармонизация отношений между духом и материей, которые проявляются в новой форме, а именно — в виде, соответственно, тонкого и плотного планов.

Числа третьего уровня (каждое — в своей манере) показывают нам, что тонкий план является ведущим по отношению к плотному. Тонкий план задает программы развития плотного. Это т о, что мы называем одухотворением — более отчетливое проявление духа в материи, т. е. следование плотного плана тем программам, которые на него возложены тонким.

Каковы же эпимодальности чисел третьего уровня, то есть качества, общие им всем? Это тонкость и эзотеричность. Сама по себе основная идея эзотерики — это идея взаимоотношений тонкого и плотного плана. Еще одна эпимодальность чисел третьего уровня — это прозрачность. Что это значит? Если числа второго уровня (4, 5, 6) были плотными и очень определенными, то числа третьего уровня и свойственные им энергии более прозрачны — например, в том смысле, что в обстоятельствах плотного плана обязательно так или иначе ощущается идея тонкого плана.

И еще одно общее качество чисел третьего уровня: это устремленность. И это то, чего не было на втором уровне. Например, в пятерке творчество заключалось в отклонении от предписанной траектории. Куда именно ты отклоняешься, при этом не важно. А во всех сюжетах чисел третьего уровня (от семерки до десятки) присутствует влияние и смысл более высокого уровня, чем непосредственно происходящее действие.

Септиль и его кратные

Итак, аспект септиля: дуга 51° 25´, дробь 1/7.

В астрологии до сих пор не было сколько-нибудь последовательной системы обозначений минорных аспектов, и даже их названий. Поэтому мне в какой-то степени пришлось это все разрабатывать самому. Я старался использовать общепринятые обозначения, но когда их не хватало, вводил свои (см. таблицы в конце книги).

Итак, каковы же свойства числа семь? Это число очевидно сакральное и в народе очень уважаемое. Семь богатырей, семь цветов радуги, семеро царских сыновей или дочерей... Само по себе число семь означает духовность — как бы в чистом виде. Говоря на эзотерическом языке, оно символизирует прямой канал, соединяющий тонкий и плотный планы, причем канал, в основном, односторонний, транслирующий информацию и энергию вниз, то есть из тонкого плана в плотный. По этому каналу идет управляющая энергия и информация, которая вмешивается в жизнь плотного плана и управляет его процессами.

Каковы характерные признаки «семерочной» ситуации? Это прежде всего безусловный авторитет тонкого плана по отношению к плотному, безоговорочное подчинение плотного плана тонкому. Прямая связь тонкого плана с плотным выражается, в частности, в том, что тонкий план предъявляет идеальный образец, по которому должен строиться плотный объект или должно происходить событие плотного плана. Это идеал, которому необходимо следовать.

Основные функции септиля — это высветление и, при очень сильном его включении — преображение, когда плотный план не только очищается под действием тонкого, но и приходит в качественно улучшенное состояние, которое полностью меняет его природу.

Когда включается аспект септиля, то в психике человека возникают характерные эмоции и переживания — в первую очередь это пробуждение совести или возникновение чувства долга. Эти переживания, как правило, достаточно яркие и совершенно не нуждающиеся ни в каких комментариях. Это могут быть эмоции, это могут быть мысли, это могут быть поступки или решения во внешней или внутренней жизни человека. Что такое совесть? Это такое внутреннее переживание, которое с полной отчетливостью говорит человеку, что его поведение не соответствует тому, каким оно должно быть. «Ты вел себя плохо!» Это значит, что есть какое-то «хорошо», от которого человек отклонился.

Септилю свойственны такие качества как порядочность, обязательность, следование долгу — опять-таки, понимаемому с чрезвычайной ясностью и недвусмысленностью. Это типичные проявления септиля. Когда у человека включается септиль, у него нет двух мнений по данному вопросу, его не собьешь рассуждениями в том стиле, что «на это можно посмотреть с одной стороны, а можно и с другой стороны...» Внутри себя он ясно чувствует, что поступил нехорошо, неправильно, и что так вести себя нельзя — по крайней мере, ему лично.

Или аналогичное переживание идет у него по отношению к другим людям: он с абсолютной ясностью и четкостью чувствует, что они нарушают свой долг, ведут себя бесчестным образом, аморально. Надо сказать, что само по себе понятие морали как чего-то самоочевидного и не требующего комментариев, тоже восходит к числу 7.

Еще одно ключевое для септиля слово — это чистота — слово, которое часто приходится употреблять при интерпретации этого аспекта. Чистота именно в том значении слова, которое употребляется, когда имеется в виду соответствие высшему, тонкому, но совершенно определенному замыслу; тогда грязь или нечистота означают отход от этого замысла.

Как септиль проявляется в человеческих отношениях? Когда в семье отношения не складываются, посторонний наблюдатель с сильным септилем комментирует: «Как-то у вас все не по-людски!» И это типичная реплика септильного свойства. Что значит «по-людски»? Это значит, что есть какие-то нормы общежития, которые заповеданы добродетельными предками или Богом в самом наивном и прямолинейном Его понимании, и совершенно ясно, что человеку надо жить так и только так. И когда эти основные принципы нарушаются, то возникает нечистота.

Септиль требует очищения. Но не на горизонтальном уровне, а с некоторой высшей целью, с некоторым высшим замыслом. Таковы посты в религии. Религиозного человека любой конфессии покоробит, если кто-то из числа неверующих будет подключаться к его постам с целью желудочно-кишечного оздоровления. Потому что пост для него не самоцель. Пост для него — средство поддержания своей религиозности и очищения не столько тела, сколько духа — для того, чтобы контакт с Богом был более отчетливым, более ясным.

Каковы еще характерные качества септиля? Прямота. И это тоже обстоятельство, которое иногда приводит самого человека в недоумение. Дело в том, что количество экивоков, обходных маневров, разного рода ухищрений, которые используются в культуре для того, чтобы обойти тему прямого долженствования, огромно. Все люди тем или иным образом лукавят, порой откровенно лгут, часто берут на себя обязательства, которые затем срывают. И каким-то образом все это у большинства чаще всего проходит, то есть остается безнаказанным. А вот у некоторых людей почему-то каждый раз, когда они что-то такое делают, их словно берут за шкирку, за ушко — и на солнышко. И человек никак не может понять, в чем тут дело. Почему за ним идет такой прямой контроль? Почему всем сходит с рук, а ему нельзя? Однако эти эффекты наблюдаются уже с детства: если ребенок с сильными септилями в карте соврет, у него, во-первых, внутри будет очень неприятное чувство к самому себе, а, во-вторых, это обязательно тут же выплывет наружу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: