Тема 2 готовность к школе

Кризис 7 лет.

Психологическая готовность к школьному обучению.

Кризис 7 лет

Переходный период от дошкольного в младшему школь-ному возрасту знаменуется наступлением возрастного кри-зиса 7 лет. По словам Л.С. Выготского, этим кризисом от-крывается школьный возраст. В период кризиса 7 лет про-исходит существенное изменение всего психологического облика ребенка, коренная перестройка его отношений с социальным окружением.

Внешними проявлениями кризиса являются заметные изменения в поведении ребенка: он начинает манерни-чать, кривляться, бросается в глаза демонстративность. Все это производит впечатление странного, немотивирован-ного поведения. Ребенок становится трудновоспитуемым, перестает следовать хорошо знакомым, привычным нор-мам поведения (особенно когда дело касается выполне-ния повседневных бытовых требований).



За этими внешне негативными проявлениями скрыва-ются глубокие изменения в психической жизни ребенка, которые и составляют основной психологический смысл кризиса 7 лет.

Согласно Л.С. Выготскому, основой этих изменений яв-ляется утрата детской непосредственности. Ребенок, всту-пивший в полосу кризиса, теряет детскую наивность; во всех своих проявлениях в поведении, в отношениях с ок-ружающими он становится не таким понятным, как рань-ше. Теперь по поведению ребенка взрослые не могут одно-значно судить о том, что он думает, чувствует, пережива-ет, чего действительно хочет. У ребенка появляется своя внутренняя жизнь, недоступная окружающим.

Потеря непосредственности связана с тем, что между желанием что-то сделать и действием «вклинивается» ин-теллектуальный момент: ребенок начинает размышлять, прежде чем действовать, пытается оценить свой поступок с точки зрения его результата, возможных отдаленных по-следствий и пр. Тем самым поведение ребенка перестает быть импульсивным и становится опосредствованным и про-извольным. И хотя в младшем школьном возрасте ребенок взначительной степени сохраняет открытость, эмоциональ-ность, стремление сделать то, что очень хочется, у него уже появляется способность управлять своим поведением.

Черты опосредствованности, произвольности приобре-тает и вся психическая жизнь ребенка. Если раньше, в до-школьном детстве, он мог вести себя более или менее про-извольно только в игре или с опорой на помощь взросло-го, то в 6-7 лет эта способность становится внутренним достоянием самого ребенка и распространяется на различ-ные сферы жизнедеятельности.

Наряду с этим происходят и существенные изменения в эмоционально-мотивационной сфере. Впервые возника-ет обобщение переживаний. Череда успехов или неудач, каж-дый раз переживаемых ребенком в каких -либо ситуациях (учеба, продуктивные виды деятельности, общение), при-водят к формированию устойчивых аффективных комп-лексов чувства неполноценности, ущемленного самолю-бия или, напротив, чувства собственной значимости, уме-лости, компетентности.

Хорошей иллюстрацией может служить приводимая Л.С. Выготским история мальчика, страдавшего хромотой. Несмотря на свой недуг, заметно мешавший ему в под-вижных играх, этот мальчик очень любил играть с ребята-



ми в футбол. Такие игры заканчивались для него, как пра-вило, неутешительно, так как сверстники сердились на него за неловкость, дразнили, исключали из игры. Неуда-чи и насмешки, конечно же, огорчали ребенка, но, не-смотря на хронический неуспех, у него не возникало чув-ства собственной неполноценности и всякий раз при пер-вой же возможности он стремился снова и снова принять участие в игре. Так продолжалось довольно долго. И вдруг наступил момент, когда мальчик стал наотрез отказываться от игры в футбол. Никакие уговоры не помогали, он заяв-лял, что лучше посидит дома, а играть с ребятами ему совсем неинтересно.

Что же произошло? Неужели мальчику действительно расхотелось играть? Конечно, нет. Просто к повзрослев-шему ребенку пришло осознание своего неуспеха, возникло обобщенное переживание собственной несостоятельности в спортивных занятиях, и это оказалось сильнее непос-редственного желания играть.

Возникающие аффективные образования, конечно, могут в дальнейшем изменяться по мере накопления ре-бенком более широкого и разнообразного опыта. Однако наиболее устойчивые из них, подкрепляясь соответст-вующими событиями и оценками со стороны окружаю-щих, будут влиять на формирование самооценки ребенка, уровень его притязаний. Именно на них он начинает те-перь ориентироваться в своих действиях и поступках.

Период кризиса 7 лет связан с коренным изменением социальной ситуации развития ребенка. У него впервые возникает осознание своего места в системе человеческих отношений. По словам Л.И. Божович, кризис 7 лет являет-ся периодом рождения социального «Я».

Весь ход психического развития ребенка приводит к тому, что на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста у детей появляется отчетливое стремление занять новое, более взрослое положение в жизни - стремление к новому положению в системе общественных отношений, и выполнять новую, важную не только для них, но и для окружающих деятельность - потребность к осуществлению общественно значимой деятельности.

Этот новый уровень развития самосознания связан с появлением внутренней позиции. Это центральное личност-ное образование, которое теперь начинает определять всю систему отношений ребенка: к себе, к другим людям, к миру в целом.



В условиях всеобщего школьного обучения все это реа-лизуется в стремлении к социальной позиции школьника и к выполнению деятельности, обеспечивающей реализацию этой позиции, - учению.

Кризис 7 лет, как и любой возрастной кризис, не имеет четко выраженных границ и не связан с формальным дости-жением ребенком соответствующего паспортного возраста. Психологические исследования показывают, что у современ-ных детей верхняя граница кризиса смещается к 6 годам, поэтому правомерно вести речь о кризисе 6-7 лет1. При этом у детей, являющихся сверстниками, период кризиса может не совпадать во времени. Это может быть связано с особен-ностями общего психического и психофизического разви-тия ребенка, характером его социального окружения, осо-бенностями воспитания и т.д. Поэтому дети-одногодки мо-гут находиться в психологически разных возрастных группах: дети, не прошедшие кризис 6-7 лет, по сути еще являются дошкольниками; дети, преодолевшие кризис со всеми его потерями и приобретениями, готовы вступить в новый воз-растной этап. Это во многом и составляет суть проблемы пси-хологической готовности детей к школе.

Переход к обучению с 6 лет существенно повысил ак-туальность данной проблемы как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку 6-летние дети отличают-ся высокой неравномерностью психического и психофи-зического развития. Относительное выравнивание проис-ходит примерно к 7 годам2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: