КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
(ТрИВОАС!
МОСКВА, 1996
ББК88 C60
Рецензенты:
акад. Российской академии образования Е. А. Климов, д. п. н. В. И. Дружинин
Под общей редакцией акад. РАО 5. П. Зинченко Редактор А. И. Назаров
СбО
Солсо Р. Л. Когнитивная психология.-1996.— 600 с.: ил.
Пер. с англ.— М.: Тривола,
В книге наиболее полно представлены классические и новейшие достижения основных разделов когнитивной психологии — восприятия, памяти, мышления искусственного интеллекта. Рассмотрены как теоретические проблемы когнитивной психологии, так и их прикладные аспекты. Книга может служить хорошим учебным пособием для студентов различных специальностей (как гуманитарного так и технического профиля), связанных с различными видами деятельности человека в условиях современной техники,
Для психологов, преподавателей психологии, эргономики и инженерной психологии, а также для разработчиков программного обеспечения ЭВМ и систем с интеллектуальным поведением.
ISBN 5-88415-024-5
ББК88
|
|
© Н. Ю. Спомиор, пер. на русс.язык, 1995
© E. H. Загрядский, оформление переплета, 1996
© "Тривола", оформление, оригинал-макет. 1996
Русское издание подготовлено по материалам 1988-1995 г., любезно предоставленным автором издательству "Тривола" в 1995 г.
PSYCHOLOGY
second edition
Robert L. Solso
University of Nevada— Reno
Allyn and Bacon, Inc.
Boston London Sydney Toronto
Русское издание осуществлено при поддержке Международного фонда "Культурная инициатива"
Перевод выполнен по англоязычному изданию
Robert L. So/so. Cognitive Psychology. Second Edition,
выпущенному Allyn and Bacon, Inc. © 1988,
с дополнением материалами 1995 г.,
любезно предоставленными автором Российской академии образования и издательству "Тривола"
Под общей редакцией акад. РАО В. П. Зинченко
Перевод с англ. Редактор Компьютерная верстка
Оформление переплета
Н. Ю. Спомиор
A. И. Назаров О. Я. Фоменко,
B. И. Полищученко Е. Н. Загрядский
Эта книга посвящается моей матери, Элизабет Пресли Солсо, научившей меня любить жизнь, и памяти моего отца, Ф.И.Солсо, научившего меня любить знание.
Содержание
Вступительная статья..............................................................................11
Предисловие к русскому изданию...........................................................21
Предисловие.............................................................................................24
|\ччм-** l Введение 27
Информационный подход.........................................................................31
Сфера когнитивной психологии...............................................................32
Восприятие.............................................................................'..................32
Распознавание образов............................................................................33
Внимание..................................................................................................34
|
|
Память......................................................................................................34
Воображение............................................................................................35
Язык..........................................................................................................35
Психология развития...............................................................................35
Мышление и формирование понятий......................................................35
Человеческий интеллект..........................................................................36
Искусственный интеллект.......................................................................36
Предыстория современной когнитивной психологии..............................36
Репрезентация знаний: древний период..................................................37
Репрезентация знаний: средневековый период.......................................38
Репрезентация знаний: начало двадцатого века.....................................40
Возрождение когнитивной психологии...................................................41
Концептуальные науки и когнитивная психология.................................43
Когнитивные модели................................................................................45
Обнаружение и интерпретация сенсорных сигналов
П:к '*. Обнаружение сенсорных сигналов 53
Ощущение и восприятие..........................................................................55
Порог........................................................................................................58
Теория обнаружения сигналов................................................................ 60
Концепция наблюдателя и порога...........................................................62
Теория связи и теория информации........................................................63
Объем восприятия....................................................................................64
Иконическое хранение.............................................................................66
Влияние задержки инструкции на воспроизведение.........................68
Емкость...............................................................................................68
Иконы и иконоборцы..........................................................................70
Эхоическое хранение..........................................................................71
Функции сенсорных хранилищ..........................................................73