В повседневной жизни мы имеем дело со множеством признаков, обнаруживаемых и обрабатываемых более или мене одновременно. Мы склонны фокусировать наше внимание на наиболее заметных признаках окружения, но редко когда исключаем другие, периферические признаки. В случае одновременного поступления сообщений может возникнуть личное переживание, совершенно отличное от опыта восприятия перцептивных признаков, принадлежащих одному типу. Например, любители оперы восхищаются смешением нескольких голосов и множества звуков музыкального ансамбля. Квартет из "Риголетто", пассионата и струнный секстет из
"Лючия де Ламмермур" и трио из "Богемы" считаются вершиной оперного искусства. Согласно Бернстайну (Bernstein, 1958), это переживание возникает из-за того, что:
"...они создают такую трель, какую не может создать никакой другой вид искусства: трель, в которой вы можете услышать несколько эмоциональных фраз одновременно. Этого нельзя достичь игрой на фортепьяно. Люди просто не могут говорить одновременно — конечно, если они хотят друг друга слышать. Это была бы такая же путаница, как вот этот момент из "Богемы".
|
|
Актеры одновременно:
МИМИ: Боже, Боже. Все кончено. Моей жизни конец. Боже, неужели я умру? О, Боже, и т.п.
МАРЧЕЛЛО: Какая трагедия! Несчастье. Бедняжка Мими. Какая жалость, и т.п.
РОДОЛЬФО:
Мими — нежный цветок, и ей нужно внимание. А у меня для нее есть только любовь, и т.д.
Но когда эти слова положены на музыку, "они создают такой поток эмоций, что это само по себе становится новым видом эмоционального переживания".
Вопрос остается нерешенным, но взгляды Найссера на проблему человеческого внимания могут оказать значительное влияние не только на тех, кто изучает внимание, но и на большую группу когнитивных психологов, разделяющих информационный подход.