Хорошо структурированная память

Как отмечал Джордж Миллер (1956) (см. Глава 6), наша способность храненить ин­формацию, по крайней мере, в КВП, весь­ма ограничена. Один из способов закоди­ровать больше единиц информации — это связывать их вместе в виде пакетов. Еще один вывод, который можно сделать из результатов эксперимента Бусфилда и дру­гих иллюстраций объединения информа­ции в кластеры, — это то, что ограничен­ную способность к переработке информа­ции можно преодолеть путем встраивания

новой информации в уже развитую сеть предшествующих ассоциаций и структур. При большей упорядоченности структуры более эффективным становится не только хранение информации, но и ее воспроиз­ведение. Хорошо структурированная па­мять позволяет быстро классифицировать поступающую информацию, тогда как пло­хо структурированная может стать при­чиной неверного размещения информации в ее беспорядочном содержимом.

2мять

ее, переходил к другой подкатегории, исчерпывал ее содержание и перехо­дил к следующей и т.д. Опираясь на данные Бусфилда и Седжвика, Кослер представил процедуру воспроизведения в виде схемы (Рис.7.1), которая изображала их данные в виде сетевой системы, соответствующей совре­менной точке зрения.

Бусфилд хотел разработать метод анализа, который позволял бы ко­личественно оценить кластерную организацию. Казалось, что метод сво­бодного воспроизведения создан как раз для такого случая. Бусфилд предъявлял список имен, названий животных, профессий и овощей в слу­чайном порядке. В процессе свободного воспроизведения испытуемые про­явили тенденцию к объединению слов в кластеры по их категориальной принадлежности.

Тульвинг распространил понятие укрупнения единиц информации в КВП на данные экспериментов свободного воспроизведения. Традиционно объем хранения в КВП ставился в зависимость от повторений: "Совер­шенство достигается практикой." Тульвинг утверждал, что из того, что научение приходит с тренировкой, вовсе не следует, что такая деятель­ность изменяет базовый объем хранения памяти: "Скорее, организующие процессы, сопровождающие повторение, ведут к заметному возрастанию объема путем увеличения информационной нагрузки на отдельные едини­цы" (Tulving, 1962). Так, организация слов, которыми преимущественно выражаются понятия, стала считаться способом преодоления ограничен­ной способности человека к хранению информации.

На современный период изучения организационных факторов памяти повлиял ряд публикаций Гордона Бауэра и его коллег (Bower, 1970; Lesgold and Bower, 1970; Clark, Lesgold and Wizenz, 1969). Работая в традициях Бусфилда, но в контексте современной когнитивной теории, Бауэр использует организационные факторы одновременно в современном и традиционном стиле. Как и в прошлых исследованиях, Бауэр стремился показать влияние структурной организации на свободное воспроизведение. Бауэр полагает, что организация семантических единиц оказывает гораздо более мощное влияние на память и воспроизведение, чем это демонстрировалось ранее. В одном из экспериментов (Bower et al., 1969) группа Бауэра подошла к выяснению влияния организационных переменных на воспроизведение с точки зрения составления различных

Редкие ЯН Обычные М| Сплавы

Рие. 7.2. Мера хия понятий mj слова "минер \ лы". Адаптеров l но из: Bower et < (1969).

Семантическая организация памяп

2:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: