Способности к мнемонике

Организация

Важность организации памяти трудно переоценить. Сущность мнемони­ческих систем в том, что они помогают организовать информацию. Орга­низация информации в памяти немного напоминает укладку инвентаря в турпоходе: чтобы уложить его упорядоченно, требуется время и усилия, но когда это сделано, извлечь необходимое гораздо легче, чем когда ин­вентарь просто свалили в кучу. Мнемонические приемы обеспечивают нас методами систематизации информации, поступающей на хранение.

Принято говорить, что есть два типа организации: один связан с КВП, а другой — с ДВП. Обсуждая ранее кодирование в КВП, мы узнали, что его возможности могут значительно расширяться через укрупнение по­ступающей информации (см. Bower and Springston, 1970). Функциональ­ный объем КВП также связан с типом используемой организующей схе­мы. Как отмечалось выше, кодирование информации по категориям облег-

Мнемонака u образы 262

чает воспроизведение. Организация информации действительно помогает воспроизведению, но причина этого все еще остается предметом спора. Одно из объяснений состоит в том, что когда информация хранится в виде логической структуры (и такая логическая структура может быть очень индивидуальна), то при поиске данной информации воспроизводится толь­ко эта логическая структура, которая и ведет к нужной информации. Если хранение информации организовано плохо или нелогично, то для ее вос­произведения может потребоваться продолжительный поиск. С позиций когнитивного хранения и обработки такой поиск является неэкономич­ным.

Многие мнемонические системы основаны на принципе опосредования, Опосредова­но^ которым в традиционной психологии понимают процесс, происходя- ние щий между стимулом и реакцией. Принципы опосредования и отбора сти­мулов при заучивании парных ассоциаций можно проиллюстрировать на следующем примере. Предположим, испытуемому предлагают заучить сле­дующие ассоциативные пары, где элементы слева считаются стимулом, а элементы справа — реакцией:

TIX 9

FAL 5

MON 1

РОВ 3

LIJ 7

Испытуемый может обратить внимание на характеристики стимула, выб­рать признак или преобразовать стимул и затем использовать выбранный признак или преобразованный стимул в качестве связи между стимулом и реакцией. Например:

TIX

Выбрать IX (римская цифра)

\

Выбрать F (five= пять) FAI/ Ч

Преобразовать в "Monday (понедельник)" (1-й день недели)

MON/ X

Выбрать В (лбхоже на 3) РОВ /

Выбрать L (повернуть на 180°)

ш/

Многие из рассмотренных выше мнемонических приемов (например, для заучивания имен или иностранных слов) опирались на отбор стимулов и

Мнемоника и память 263

опосредование. Однако, опосредование как и большинство мнемонических систем требует практики, чтобы им пользоваться.

Во многих рассмотренных нами мнемонических приемах использова­лись образы. Не вызывает сомнений, что способность к "мысленному пред­ставлению вещей" оказывает значительное влияние на хранение инфор­мации и на живость ее воспроизведения. Более подробно мы обсудим об­разы в следующей главе. А сейчас рассмотрим "историю болезни" некото­рых людей, обладавших выдающейся памятью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: