Напишите как можно больше предложений по следующей форме
W _ с _ е _ n _
5. Задача на завершение (Конвергентное продуцирование-Символическое—Отношения)
pots stop bard drab rats _
6* Задача на дедукцию (Конвергентное продуцирование-Символическое—Отношения)
Чарльз моложе Роберта
Чарльз старше Франка
Кто старше, Роберт или Франк?
(*Рисунок заимствован из J P Guüford/Three Faces of Intellect," The American Psychologist, vol 14, 1959, pp 469-479)
9 юр с
. И) (pJOU ÀJ9A9 pdJBAOD Э/\Д Jr
/HDDh 'ОЗЬЭи 'UÂJ.D/
ЮО1Э '3AO1S 'У1УНЭ /
2. Приемы и модели факторного анализа трудно испытать путем сопоставления их друг с другом.
3. Попытка понять интеллект, исходя из индивидуальных особенностей, на которые в основном полагается логика факторного анализа,— это не единственное (и не обязательно лучшее) из имеющихся средств для анализа человеческих способностей.
Позже когнитивные психологи предложили как новые методы, так и новые модели человеческого интеллекта, соответствующие в целом информационному подходу, рассматриваемому в данном тексте.
|
|
Если обработка информации проходит последовательные стадии, на каж- Когнитивные дои из которых выполняются уникальные операции, то человеческий ум теории можно рассматривать как компонент человеческого интеллекта, взаимо- интеллекта действующий с обработкой информации. В сущности, именно так представляют себе ум человека когнитивные психологи, придерживающиеся информационного подхода к познанию. Энтузиазм в отношении информационного подхода начался, видимо, тогда, когда когнитивных психологов очаровал компьютерный интеллект (следующая глава этой книги посвящена искусственному интеллекту, или компьютерному моделированию интеллекта). Аналогия между человеческим и искусственным интеллектом неизбежна; информация из внешнего мира воспринимается или "входит", она хранится в памяти, подвергается определенному преобразованию, и затем продуцируется "выход". Кроме того, обработка информации аналогична компьютерным программам и интеллектуальным функциям человека, включая его ум
Кратковременная память. В качестве примера исследований интеллекта, проводимых когнитивными психологами, мы рассмотрим сначала работы Ханта, Люннеборга, Льюиса и Лансмана из Вашингтонского университета (Hunt, 1978; Hunt, Lunneborg, and Lewis, 1975; Hunt and Lansman, 1982). Хант и его коллеги поставили следующий вопрос: "Чем отличается обработка информации у людей с высокими и низкими способностями?" Группе, состоявшей из студентов с высокими и низкими способностями и отобранной на основе стандартизованного вступительного теста в колледж, такого как Тест На Школьные Задатки (Scholastic Aptitude Test), задавали вопросы, требующие поиска обычной информации в долговременной памяти. В качестве зависимой переменной измерялась скорость воспроизведения.
|
|
Чтобы измерить время реакции, Хант использовал задачу на сопоставление букв, разработанную Познером и др. (1969) и рассмотренную нами довольно подробно в Главе 6. В этой задаче от испытуемых требовалось решить, совпадают ли две буквы (например, А-А или А-а). В некоторых случаях буквы совпадали физически, а иногда сопоставление происходило по названиям букв С позиций информационного подхода, для проверки физического соответствия букв от испытуемого требовалось просто ввести их в кратковременную память и принять решение, тогда как при сопоставлении букв по названию испытуемый должен был ввести их обе в КП, воспроизвести название буквы (очевидно, хранящееся в ДП), принять решение и затем нажать кнопку, с помощью которой измерялось время реак-
Мышление, раздел 2: решение задач, творчество и человеческий интеллект
ции. Хант предположил, что при оценке физического соответствия работают только структурные процессы, связанные с кодированием и сравнением зрительных паттернов, тогда как сравнение названий отражает эффективность кодирования информации на уровне, требующем, чтобы физическая репрезентация буквы вступала в контакт с названием этой буквы в ДП. Грубо говоря, скорость, с которой человек может воспроизвести информацию из ДП, является мерой вербальных способностей. В условиях физического сопоставления букв (А-А), высоко- и низкоспособные группы справлялись примерно одинаково хорошо, но в условиях сравнения названий (А-а) низкоспособной группе для принятия правильного решения в среднем требовалось больше времени, чем группе с высокими способностями. Различие между этими группами было в диапазоне от 25 до 50 мсек, что на самом деле может показаться очень мало; однако, если учесть, что в процессе нормального чтения — например, при чтении учебника — происходит декодирование многих тысяч букв, эффекты этих мил-лисекундных периодов быстро суммируются. Эти результаты были проверены на различных группах испытуемых, включая студентов университета, десятилетних детей, пожилых взрослых и умственно отсталых людей.
В другом исследовании, где изучались различия между людьми с высокими и низкими вербальными способностями, Хант (1978) применил модифицированный вариант методики Брауна-Петерсона (см. Глава 5). В этой задаче, как вы помните, от испытуемых требовалось вспомнить слог из трех букв после того как они в течении некоторого времени отсчитывали назад по три. (Хант использовал четырехбуквенные слоги, а цифры предлагал испытуемым читать.) В этом эксперименте показатели воспроизведения букв значительно различались у испытуемых с высокимичи низкими вербальными способностями. Кроме того, кривые удерживания у обеих групп оказались параллельны, откуда следует, что способная группа более эффективно кодирует вербальную информацию, чем малоспособная (а не просто удерживает больше информации). Наконец, для выявления различий между испытуемыми с высокими и низкими вербальными способностями Хант использовал парадигму Сола Стернберга (см. Глава 5) и, как можно было ожидать, обнаружил, что способная группа справляется с этой задачей лучше, чем малоспособная.
Исследования Ханта и других важны по нескольким причинам. Во-первых, они показывают, что информационный подход обеспечивает много процедур, удобных для изучения человеческого интеллекта. Возможно, что некоторые из секретов других параметров интеллекта (кроме вербальных способностей) — таких как математические способности, пространственные способности или, возможно, даже общий интеллект — удастся описать в терминах достаточно простых когнитивных процессов и механизмов. Во-вторых, не исключено, что КП связана с вербальной составляющей интеллекта не потому, что интеллект критически зависит от количества элементов, удерживаемых в КП, но потому, что простые когнитивные процессы и операции, которые зависят от КП и ДП, такие как определение названия буквы или удержание в памяти слога из трех букв, зависят от индивидуальных различий в интеллекте7.
|
|
7См. также Зинченко В.П., Леонова А.Б., Стрелков Ю.К. Психометрика утомления.— Прим. ред.
Мышление и интеллект - естественный и искусственный 486
Общие знания. С самого начала разработки ранних тестов на интеллект общее знание считалось неотъемлемой частью интеллекта человека; и до сего дня вопросы, направленные на выявление того, насколько индивидуум понимает мир, входят в состав наиболее распространенных тестов. Видимо, изготовители тестов полагают, что знание того, что Багдад — столица Ирака, или что водород легче гелия, или что Кировский балет выступает в Ленинграде, или что наиболее сохранившаяся могила Тутанхамона была открыта Говардом Картером (все это примеры моего пассивного знания — т.е. такая информация, которая может храниться в простом компьютере), имеет какое-то отношение к интеллекту. Между тем, связям общих знаний с интеллектом уделялось удивительно мало внимания, теоретического и прагматического. Как отмечают Сиглер и Ричарде (Siegier and Richards, 1982) "По тем же причинам, по которым рыба будет последним существом, открывшим воду, до недавнего времени в психологии развития почти не уделялось внимания изменениям объема конкретных знаний у детей. Эти изменения настолько вездесущи, что, видимо, просто не попали в объектив исследователей. Вместо того, чтобы изучать содержание знания, его незаметно отклонили как побочный продукт более глубоких изменений в способностях и стратегиях" (с.930).
Из тестов на общую информированность можно получить важные сведения о текущем состоянии человека и о его способности к воспроизведению информацию. Это, в свою очередь, может дать полезный ключ к его интеллектуальной предыстории и предсказать будущие достижения. И все же из многих недавно открытых когнитивных атрибутов только малая часть была связана с интеллектом человека. Кажется, что исследователей интеллекта могла бы особо заинтересовать тема семантической организации. В одной из предыдущих глав обсуждались некоторые современные теории семантической организации, и казалось бы, что способность хранить семантическую информацию в организованной схеме и эффективно получать к ней доступ характеризует как минимум один тип интеллекта. Возможно, некоторые предприимчивые исследователи когнитивной психологии займутся этим важным вопросом.
|
|
В одном из исследований развития было показано, как можно проводить эксперименты в этой области и как с их помощью дать ясную демонстрацию влияния базы знаний на интеллект. Чи (Chi, 1978) изучала влияние специальных знаний на воспроизведение шахматных и числовых сти- • мулов. Для своего эксперимента она выбрала 10-летних детей, которые хорошо играли в шахматы, и взрослых, которые были новичками в этой игре. Ее задача походила на задачу Чейза и Саймона (см. стр.100), в которой шахматные фигуры составляли обычную игровую позицию. Обеим группам испытуемых давали рассмотреть фигуры на доске и затем просили воспроизвести расположение на второй доске. В задаче, связанной с первой и названной задачей на метапамять (термин "метапамять" относится к знаниям индивидуума о своей памяти), испытуемых просили предсказать, сколько им потребуется попыток, чтобы воспроизвести все фигуры. Результаты, представленные на Рис. 14.10, показывают, что дети не только лучше воспроизводили расположение шахматных фигур, но и лучше предсказывали свои успехи, т.е. их метапамять была лучше, чем у взрослых. Кроме этого, испытуемым предлагалась стандартная задача с цифрами, обычно используемая в тестах на интеллект, и, как и ожида-
Мышление, раздел 2: решение задач, творчество и человеческий интеллект
лось, взрослые лучше справлялись с воспроизведением этих цифр и лучше предсказывали свои успехи, чем дети. Видимо, под влиянием базы знаний, не зависящих от возраста или от других типов интеллекта (например, успехи в задаче с цифрами), способность к воспроизведению из рабочей памяти специализированной информации, непосредственно связанной с этими знаниями, может ощутимо расширяться. Теоретические и методологические вопросы, поднятые этим экспериментом, предполагают, что в будущем появится больше таких исследований.
Рассуждение и решение задач. Почти все согласны, что и рассуждение, и решение задач являются равно важными проявлениями человеческого интеллекта; понятно поэтому, что разделение этих понятий проводится только для аналитических целей.
Среди нового поколения когнитивных психологов, которому предстоит разрешить проблему человеческого интеллекта, рассуждения и решения задач, наиболее выдающимся является Р.Стернберг (R.Sternberg, 1977, 1980а, 1980Ь, 1982, 1986). Согласно его схеме, рассуждение можно описать как попытку соединить элементы старой информации с целью получения новой. (См. текст в рамке на стр. 491.) Старая информация может быть внешней (из книг, фильмов или газет), внутренней (хранящейся в памяти) или их сочетанием. При индуктивном рассуждении, рассмотренном нами ранее, информации, содержащейся в посылках, недостаточно для получения вывода; человек должен сотворить правильное решение. Один из приемов, использованных Стернбергом,— это задача равенства отношений, которую можно представить так, что А относится к В как С относится к D или в символической форме — A:B::C:D. В одних случаях последний член D опускается и должен быть генерир_оввн человеком, а в других случаях человек должен сделать выбор из ряда различных ответов, как^в следующем примере: Филология:Языки::Микология: (а- Цветущие растения, б- Папоротники, в- Сорняки, г- Грибы). Для решения этой аналогии способность рассуждать нужна в минимальной степени, тем не менее, многим людям она представляется трудной, поскольку они не знают, что микология изучает грибы, а филология изучает происхождение языка. Аналогии подобного типа служат мерой для той формы интеллекта, которая связана с запасом слов.
В приведенном примере решение аналогии зависело от знания слов и способности рассуждать. Однако, решение задач на равенство отношений — это не просто воспроизведение из памяти, оно включает несколько этапов. Стернберг предполагает, что, встречаясь с задачей такого типа, мы разбиваем аналогию на подзадачи и решаем каждую из них, а уже затем решаем всю задачу. Эта стратегия сходна с упоминавшимся ранее анализом "средство-результат", использованным Ньюэллом и Саймоном, но отличается от него тем, что все этапы последовательности обработки информации играют в нем важную роль. Следующая задача приводится в качестве иллюстрации для некоторых этапов, прорабатываемых человеком при решении аналогий8.
Юрист:Клиент::Доктор: (а- Пациент, б- Медицина)
8Адаптировано из: R.Strenberg (1982).
Мышление и интеллект - естественный и искусственный 488
В этом случае кодирование слов менее сложно, чем в предыдущем, поскольку большинству людей знакомы все эти термины. В решении этой задачи есть такие этапы:
а. Рассуждающий кодирует термины аналогии.
б. Рассуждающий делает вывод о связи, существующей между юристом и клиентом (например, юрист предоставляет услугу клиенту, юрист оплачивается клиентом, юрист может помочь клиенту).
в. Рассуждающий составляет карту отношения высокого порядка, существующего между первой и второй частями аналогии (обе касаются специалистов, предоставляющих услуги клиентам).
г. Рассуждающий применяет отношение, сходное с выведенным им, ко второй части аналогии, т.е. между доктором и каждым из вариантов (доктор предоставляет услугу человеку, а не медицине).
д. Рассуждающий дает свой ответ.
Сначала члены аналогии нужно закодировать или транслировать во внутренние репрезентации, над которыми будут выполняться последующие операции. Стернберг использует модель репрезентации (Sternberg,