Вопросы:
1. Общие закономерности развития ребенка.
2. Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка.
3. Природные задатки, внешнее окружение, присвоение социальных норм и культуры.
4. Депривация.
5. Проявление общих закономерностей психического развития при психических, сенсорных и физических недостатках.
6. Две группы специфических закономерностей аномального развития: проявляющиеся при всех типах нарушений и наблюдающиеся при одном типе нарушения (В.И. Лубовский).
7. Роль речи в развитии высших психических функций.
8. Сензитивные периоды при аномальном развитии.
Задания:
1. Используя материал лекции № 3, используя рекомендованную литературу подготовить ответ по вышеуказанным вопросам.
2. Составить таблицу «Патогенные факторы, приводящие к нарушениям развития».
Методические рекомендации:
1. Для подготовки к ответу нужно внимательно просмотреть рекомендованную литературу и тезисы лекции.
2. При составлении таблицы охарактеризовать факторы, действующие во внутриутробный период, в период родовой деятельности, прижизненные факторы, отметив их полиэтиологию.Уделить внимание проявлениям наследственной отягощенности и хромосомным нарушениям.
|
|
Рекомендованная литература:
Основная: 1-21.
Дополнительная:1-97;1-7;1-7.
Тема занятия № 4: Психологические параметры дизонтогенеза.
Вопросы:
1. Психическое развитие и деятельность.
2. Понятие развития в специальной психологии.
3. Психическое развитие и обучение.
4. Понятие о зонах актуального и ближайшего развития.
5. Понятие аномального развития (дизонтогенеза).
6. Психологические параметры дизонтогенеза (В.В. Лебединский); функциональная локализация нарушения; время поражения; структура дефекта; нарушение межфункциональных взаимодействий.
Задания:
1. Используя материал лекции № 4, а также используя рекомендованную литературу подготовить развернутые ответы по вышеуказанным вопросам.
2. Составить таблицу «Возрастная обусловленность дизонтогении».
Методические рекомендации:
1.Для подготовки к ответам просмотреть рекомендованную литературу и тезисы лекции, остановиться на понятиях о зонах актуального и ближайшего развития, аномального развития.
2. Используя знания, полученные на лекции составить таблицу, отражающую возрастные нормы и отклонения в развитии, т.е. возрастного реагирования на ту или иную вредность.
Рекомендованная литература:
Основная: 1-21.
Дополнительная:1-97;1-7;1-7.