Основная часть выступления

Заключительная часть.

Рассмотрим структуру выступления поподробнее.

Структура выступления

Один государственный деятель на вопрос о том, сколько времени ему потребуется на подготовку к очередному выступлению по телевидению, ответил: «Если я должен говорить всего 10 минут, то на подготовку мне потребуется неделя. Если в моем распоряжении будет один час, то мне нужно два дня. Если же время моего выступления не ограничено, тогда я могу начать хоть сейчас».

Все дело в том, что чем короче выступление, тем более внимательно нас будут слушать. Как уже говорилось, наше внимание «работает» активно не постоянно, а лишь в определенные фазы, либо когда нам особенно интересно. Поэтому чем лучше мы начнем свое выступление, тем больше вознаграждены мы будем вниманием слушателей в течение всего времени.

Вводная часть.

Самое трудное в лекции – это начало. Первые слова, обращённые к слушателям, должны привлекать внимание, создать определённый настрой. Успех нашего публичного выступления во многом зависит от того, как мы выходим к аудитории. Хорошо известно, что первое впечатление формируется в течение тридцати секунд. Изменить его позже – много сложнее, чем сразу произвести благоприятное впечатление.

Не стоит начинать говорить сразу же после того, как нас представили аудитории. Сделайте паузу, посмотрите три-четыре секунды на тех людей, которые пришли вас послушать, чтобы установить с ними первичный зрительный контакт.

Можно начинать выступление с «риторического вопроса» или с незаконченной фразы, заставляющей задуматься. Важно заинтересовать публику с самого начала.

Существуют определенные приемы, способствующие удержанию внимания слушателей. Приведенные ниже примеры можно использовать как в вводной части выступления, так и в процессе чтения, особенно, если мы имеем дело с лекцией, длящейся не один час. Их можно разделить на 3 группы:

- исследовательские (верность фактам)

- мифологические (пробуждение эмоций)

- эмпатические (чувствование аудитории – бурная реакция аудитории)

Риторический вопрос. Такой вопрос не требует ответа вслух, а подразумевает мысленный ответ. Пример: «Чтобы вы сделали с этой тысячей рублей, если бы я вам ее сейчас отдала?»...

«Драматизация». Сознательно драматизируя, мы наглядно и увлекательно, зачастую незаметно для слушателей, вводим их в тему нашего выступления. Для этого подойдут вырезки из газет о современном состоянии... в нашей стране.

Сопоставление всех «за» и «против». Этот прием наиболее целесообразно использовать, когда предстоит выступление по довольно сложной теме, которая еще не достатоно разработана и предствляет собой нкую проблему. Пример: Как вы думаете, те кто начинают курить, знают, что это вредно? Ответ очевиден. При этом, процент курящей молодежи постоянно возрастает. Тема нашей беседы: «Причины курения современных подростков».

Занимательное приключение из прошлого или настоящего. Для оживления публики хорошо «работает» метод собственной исповеди или происшествия, подходящих к теме выступления. Это позволит преодолеть сдержанность и предвзятость слушателей и изменить их мнение в собственную пользу (чтобы у них не создавалось впечатление о «безнадежном теоретике», «молодом и неопытном», «чистом практике», «чиновнике»).

«Неожиданность». Любое неожиданное действие или фраза заставляет слушателей «включиться» и оказаться в состоянии «здесь и сейчас». Много раз используя этот метод, мы пришли к его действительной полезности, уместности и, что важно, универсальности. Слушатели любого возраста замечательно реагируют на него. Пример: вы включаете телевизор и вдруг видите перед собой дуло пистолета во весь экран, сегодня наша лекция будет посвящена достоинствам и недостаткам современной рекламы.

Истории, вызывающие сочувствие. Особенно данный прием ориентирован на женскую аудиторию, для которой, как известно, эмоциональный фон зачастую важнее рационального.

Исторический эпизод. Данный прием, как правило, является интересным для многих т. к. история относится к тем наукам, которые большинство людей знают и относятся с уважением.

Аппеляция к авторитету. Стоит помнить, что «героя» выбирать необходимо строго в зависимости от особенностей слушателей.

Вместе с тем, стоит помнить, что желательно с самого начала сообщать тему лекции, можно освятить её цель и план.

Темп изложения этой части выступления должен быть выше темпа изложения основного материала, это заставляет слушателей сосредоточиться и психологически собраться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: