Первый подход, который применяют социальные работники многих западных стран, основывается на лечебной функции социальной работы. Так, в США социальные работники часто работают в клиниках и центрах психического здоровья, где придерживаются ориентации на индивидуальное лечение. Роль социального работника как специалиста заключается в оказании помощи клиенту в решении его общих проблем совместно с медиками.
Второй подход в социальной работе — социальное развитие. Эта модель предполагает включение клиента в активную групповую деятельность, например, для решения социальных проблем по месту жительства, на работе и т.д. Деятельность таких групп рассматривается как процесс «совместного развития», положительно влияющий на социальное здоровье клиентов.
Третий п одход в социальной работе — основан на функции отстаивания интересов клиента. Главная задача сводится к тому, чтобы разъяснить нужды притесняемых или социально уязвимых людей обществу, например, организациям, в которых работают; людям, рядом с которыми они живут.
В основе терапевтического воздействия лежит процедура социальной помощи, оказание клиенту поддержки со стороны окружения, ликвидация негативных последствий взаимоотношений. «Социальная терапия» предполагает и прямое вмешательство с целью устранения препятствий, мешающих полноценному социальному развитию индивида, социальной группы.
Социальная терапия как определенная форма вмешательства (интервенции) в мир клиента может быть рассмотрена как метод «лечения», влияющий на психические и соматические функции организма; как метод влияния, связанный с обучением и профессиональной ориентацией; как инструмент социального контроля; как средство коммуникации.Объектом социальной терапии могут быть не только сам клиент с его проблемами и его самые близкие люди, но и работа, жилье, соседи, друзья, знакомые и т.д.
ВОПРОС 9. Понятие «коррекция», «социальная коррекция» и их характеристика.
«Коррекция» (лат. correctio)- поправка, частичное исправление или изменение.
Коррекция – исправление (частичное или полное) недостатков психического, физического, социального развития человека с помощью специальной системы социальных, психолого педагогических приемов и мероприятий.
Социальная коррекция - деятельность социального субъекта по исправлению тех особенностей психологического, педагогического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе моделям и стандартам.
Направления коррекционного воздействия: восстановление, компенсирвоание, исправление, стимулирование.
Восстановление предполагает воссоздание тех качеств социального объекта, которые преобладали до появления отклонения. Компенсирование - это усиление тех качеств или той деятельности социального объекта, которые могут заменить утраченное в результате каких-то нарушений.
Стимулирование направленно на активизацию положительных качеств, деятельности социального объекта, но формирование определенных ценностных ориентаций, установок отдельных клиентов, на создание положительного эмоционального фона, отношений в микросоциуме. Исправление предполагает замену отрицательных свойств, качеств социального объекта на положительные.
Условия организации социально- коррекционной работы 1. Максимальная реализация в работе специалиста социальной работы с клиентом возрастных возможностей и резервов с опорой на сензитивность того или иного возрастного периода, на зону ближайшего развития и пр. 2. Развитие в процессе коррекционного воздействия индивидуальных особенностей клиента – интересов, склонностей, ценностных ориентации, жизненных планов и др. 3. Создание в семье, социальном учреждении (на индивидуальном, групповом, общественном уровне) благоприятного для клиента социально-психологического климата, который определяется, прежде всего, продуктивным общением, взаимодействием клиента и специалиста, клиента и группы клиентов.
Объекты и субъекты социально- коррекционной деятельности.
Объектом социальной коррекции является: клиент/группа клиентов человек оказавшийся в трудной жизненной ситуации, специалисты социальной сферы (при синдроме профессионального сгорания). общество в целом или отдельные его группы (напр., когда корректируется отношение к какой-л. проблеме – СПИД, легализация проституции и т.п.).
Субъект социально- коррекционной деятельности – Социальный педагог, специалисты помогающих профессий, ближайшее окружение клиента, социум, сам клиент.