Институт №4 «Менеджмента, экономики и социальных технологий»
Кафедра «Экономика»
Доклад на тему: «Формы и методы обучения персонала»
Подготовила: Лихачева Анастасия
Группа: 6ЭКА – 241
Руководитель: Федотова А.В.
Москва 2015
Содержание
Введение……………………………………………………………………….3
1. Понятие обучение персонала……………………………………………...4
2. Методы обучения персонала и их классификация………………………5
2.1 Пассивные методы обучения персонала……………………………….6
2.2 Активные методы обучения персонала………………………………….8
Заключение……………………………………………………………………15
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время достижение долгосрочных и краткосрочных целей, необходимость повышения конкурентоспособности и проведение организационных изменений требуют опоры на хорошо спланированную и четко организованную работу по обучению персонала. Непрерывные и быстрые изменения в технологии, внедрение новой техники, рост коммуникационных возможностей обуславливают необходимость непрерывного и качественного обучения персонала.
|
|
Успех предприятия во многом зависит от эффективности работы его сотрудников, в связи с чем проблема обучения персонала актуальна для многих компаний. Для фирмы более эффективно и экономично повышение отдачи от уже работающих сотрудников на основе их непрерывного обучения, чем привлечение новых работников. Кроме того, обучение призвано повышать уровень трудовой мотивации, приверженности персонала своей организации и включенности в ее дела.
Страны, имеющие современную систему инженерного труда и программы непрерывного образования, лидируют в условиях жесткой конкуренции на мировом рынке. Очень быстро изменяющиеся внешние (экономическая политика государства, законодательство, система налогообложения) и внутренние условия функционирования организации (реструктуризация предприятий, технологические изменения, появление новых рабочих мест) ставят большинство российских организаций перед необходимостью подготовки высококвалифицированных кадров.
Несмотря на сложное финансовое положение многих российских организаций в период перехода к работе в условиях рыночных отношений, расходы, связанные с обучением персонала, начинают рассматриваться как приоритетные и необходимые. Все больше организаций проводит широкомасштабное обучение персонала разных уровней, понимая, что именно обученный, высококвалифицированный персонал и будет решающим фактором в выживании и развитии предприятия.
Понятие обучение персонала.
Обучение персонала — это целенаправленный, организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс развития профессиональных знаний, умений и навыков сотрудников под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов и руководителей с учетом целей и потребностей организации в целом или её соответствующих подразделений
|
|
В зависимости от целей и возможностей конкретной организации обучение может быть узкоспециальным (профессиональным) и корпоративным. Модным направлением становится дистанционное обучение через Интернет, при котором обучаемые выполняют задания, проходят тестирование на сайте обучающей организации и по результатам этого тестирования получают по почте официальный документ о квалификации.
Учебный процесс можно организовать различными способами: привлечь специалистов и менеджеров фирмы, пригласить внешних преподавателей, тренеров, экспертов. В большинстве случаев компании используют смешанные формы обучения, а крупные организации создают собственные учебные центры и корпоративные университеты.
Для того чтобы высшее руководство было готово рассматривать обучение в числе ведущих приоритетов, обучение должно быть полезным как для всей организации, так и для отдельных работников. Следует отметить, что точки зрения работодателей и работников относительно целей обучения персонала существенно различаются.
Для работника организации актуально поддержание знаний, умений и навыков на соответствующем уровне и повышение профессиональной квалификации, приобретение профессиональных знаний вне сферы профессиональной деятельности, приобретение профессиональных знаний о поставщиках и потребителях продукции, банках и других организациях, влияющих на работу фирмы, а также развитие способностей в области планирования и организации производства.
Целями обучения с точки зрения работодателя являются овладение работниками умением определять, понимать и решать проблемы, воспроизводство персонала, его интеграция, гибкое формирование, а также внедрение нововведений.
Отношение высшего руководства к обучению персонала также в значительной мере связано с пониманием того, какие выгоды получает в результате организация и какие издержки она несет при обучении разных категорий работников.
Выгоды, получаемые организацией в результате обучения персонала, могут выражаться в следующем:
1. Обучение работников позволяет организации более успешно решать проблемы, связанные с новыми направлениями деятельности, и поддерживать необходимый уровень конкурентоспособности.
2. Обучение позволяет поддерживать и распространять среди сотрудников основные ценности и приоритеты организационной культуры, пропагандировать новые подходы и нормы поведения, призванные поддерживать организационную стратегию. Как следствие – снижение текучести кадров.
3. Повышение способности персонала адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и требованиям рынка.
Не стоит забывать, что обучение персонала связано не только с выгодами и влечет за собой ощутимые издержки. Издержки, связанные с обучением работников, делятся на прямые и косвенные. К прямым издержкам могут быть отнесены: расходы на оплату преподавателей, расходы на учебные материалы, расходы на аренду помещений и др. К косвенным – расходы, связанные с необходимостью освобождения сотрудников от работы на период их участия в учебной программ и дополнительная нагрузка на других сотрудников, которым приходится выполнять работу за отсутствующих коллег. Особенно значительные материальные издержки организация несет при оплате длительного обучения своих работников с отрывом от основной работы.